Хомейни: «Америка хуже Англии, Англия хуже Америки, а Россия хуже их обеих»

Читати цю новину російською мовою
Хомейни: «Америка хуже Англии, Англия хуже Америки, а Россия хуже их обеих»
Иранские руководители — прагматики. Они улыбаются российским партнерам, пока Россия строит ядерный объект в Бушере и поставляет оружие. Иран с ядерной бомбой в арсенале станет вести себя совершенно иначе.

Вопрос уже не в том, действительно ли Иран создает ядерное оружие. Вопрос в том, что теперь произойдет.

Первый сценарий: США и Израиль нанесут удар по его ядерным объектам.

Второй: ничего не произойдет. Индия и Пакистан обзавелись бомбой и отделались экономическими санкциями, которые уже сняты.

Третий: Иран не будет последним государством на Ближнем и Среднем Востоке, которое станет ядерным. Десятилетиями Ирак и Иран уравновешивали друг друга. После свержения Саддама шиитскому Ирану некому противостоять. Стоит только начать — и ядерными захотят быть многие из суннитских стран региона.

Исчерпаны ли возможности дипломатии? Проблема в том, что санкции ООН не мешают продолжению ядерной программы. Более жесткие меры Совет Безопасности принять не в состоянии. Иран всегда может положиться на Россию и Китай. Китай заинтересован в экспорте в Иран и в покупке у него нефти. Россия продает Ирану ядерные технологии и оружие. А запасы нефти позволяют ему противостоять внешнему воздействию.

Могла бы иметь успех единая позиция великих держав и полное эмбарго? Теоретически — да: экономика Ирана слаба. Но есть и другой фактор: для иранцев создание ядерного оружия — вопрос национальной гордости. Персия была первой великой державой древнего мира. Иранский министр первым приехал в Пакистан после испытания ядерного оружия, чтобы полюбоваться на мусульманскую бомбу.

Президент Ахмадинежад выставил Запад врагом, который мешает Ирану получить законный доступ к современным технологиям. Иранцам нравится противостоять США: “Наша цивилизация значительно выше. Нам незачем оглядываться на страну, которая существует всего 200 лет”.

Позволят ли Ирану иметь ядерное оружие? Разрешили только Индии и Пакистану, остальным странам, например ЮАР и Ливии, пришлось от них отказаться.

Кто может помешать Ирану? Премьер-министр Израиля Нетаньяху явно не готов отдать приказ о нанесении удара, хотя военные наверняка разработали план такой операции. Нетаньяху несколько раз говорил, что не смирится с появлением у Ирана ядерного оружия. Он сравнивает иранского президента с Гитлером, а ситуацию — с 1938 годом, но на сей раз евреи не позволят себя убивать.

Когда может быть нанесен удар? Когда иранская ядерная программа будет практически завершена, когда максимум оборудования установлен — чтобы нанести максимальный ущерб. Но удастся ли сорвать программу создания иранского ядерного оружия? А что если из-за рассредоточенности ядерных объектов пострадает лишь малая часть программы? Многие считают, что хирургическая операция успеха не принесет: центрифуги установлены в подземных тоннелях, которые прорыты так глубоко, что даже бомбы, рассчитанные на уничтожение подземных бункеров, их не возьмут. Израилю эта операция не под силу, полагают военные специалисты. Уничтожить иранские ядерные объекты способны только США.

В январе 2010 года командующий Центральным командованием вооруженных сил США генерал Дэвид Петреус сообщил, что Пентагон уже подготовил план действий на случай, если переговоры с Ираном потерпят неудачу.

И вот теперь — самый главный для нас вопрос: какое все это имеет отношение к России?

Москва — противник распространения ядерного оружия, но не желает принимать жесткие меры против Ирана. Во-первых, по экономическим соображениям. Во-вторых, по политическим: в нашей стране Иран воспринимается как злейший враг США и в силу этого вызывает симпатию.

Однако, полагаю, все мы имеем очень поверхностное представление об Иране.

Ахмадинежад только что обещал предъявить нашей стране претензии — за “оккупацию Ирана” в годы Второй мировой (в 1941 году в Иран были введены советские и британские войска, чтобы обеспечить поставки по ленд-лизу). Слова Ахмадинежада не что-то новое. И при шахе, и после шаха иранцы числили Россию по разряду колонизаторов, пытавшихся закабалить их страну и даже отрезать часть территории, в первую очередь иранский Азербайджан.

В Тегеране продается (в т.ч. в переводе на русский язык) завещание имама Хомейни, полное презрительных слов в адрес нашей страны. Исламская революция 1979 года в Иране была воспринята в Москве как подарок, потому что означала изгнание из страны американцев. Но Хомейни быстро дал понять, как относятся к нашей стране: “Америка хуже Англии, Англия хуже Америки, а Россия хуже их обеих”.

Иранские руководители — прагматики. Они улыбаются российским партнерам, пока Россия строит ядерный объект в Бушере и поставляет оружие. Иран с ядерной бомбой в арсенале станет вести себя совершенно иначе.

Главная опасность для России — ядерная война в непосредственной близости от наших границ, война, в которую могут вовлечься и великие державы, и государства — наши союзники на Ближнем Востоке.

Насколько реально такое развитие событий?

Когда Ахмадинежад угрожает Израилю, это хорошо рассчитанная провокация. В расчете на то, что возмущение Израиля, американской и европейской общественности поможет сплочению мусульман вокруг Ирана. Это способ заставить арабов забыть об исторической вражде к персам. Это путь к мировому величию, о котором всерьез мечтают в Иране.

Действительно ли в Тегеране способны на ядерную войну с Израилем?

Конечно, многие иранские лидеры — фанатики только на словах. Они хотят получить ядерное оружие не для того, чтобы вести войну, в которой сами могут сгореть.

Но помимо прагматиков в Тегеране есть и другие. Иранцы рождаются на свет с сознанием того, что они — жертвы несправедливости, потому что они — шииты, а вокруг — презирающие их сунниты. В исламском мире шииты составляют примерно 10%. Они подвергались преследованиям, их зверски уничтожали, поэтому для них характерен культ мучеников.

Во время 8-летней войны с Ираком Хомейни призывал молодых иранцев погибать в бою, обещая им прямую дорогу в рай. И юноши бросались на врага с голыми руками. Цифры потерь никого не беспокоили.

Предшественник Ахмадинежада на посту президента Ирана Рафсанджани еще несколько лет назад заявил: “Даже одна бомба, брошенная на Израиль, уничтожит все. В то время как одна бомба причинит лишь небольшой ущерб исламскому миру”.

Все, что происходит в мире, кажется иранскому духовенству одним большим заговором против Ирана и их власти. Получив ядерную бомбу, не захотят ли они пустить ее в ход? И есть ли у кого-то желание проверить это на практике?

 Автор: Леонид Млечин, «Московский комсомолец»

Источник: Власти.нет

  • 326
  • 18.02.2010 20:49

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода