В Минске судят бизнесменов, обвиненных в терроризме

Читати цю новину російською мовою
В Минске судят бизнесменов, обвиненных в терроризме
В Белоруссии начался суд по делу предпринимателей, которых обвиняют в подготовке теракта, направленного против высокопоставленных чиновников. Покушение якобы планировалось устроить пять лет назад.

Доказательством того, что бизнесмены готовили теракт, следствие считает гранатомет, найденный в 2005 году неподалеку от дома предполагаемой жертвы. Сами фигуранты дела считают обвинения абсурдными. По мнению белорусских правозащитников, предприниматели, на которых «повесили» сомнительную историю пятилетней давности, поплатились за свою общественную деятельность и попытки бороться с коррупцией в местных органах власти.

Предприниматели из города Волковыска (Гродненская область), работавшие в местной таксомоторной фирме, были задержаны более года назад ( 8 февраля 2009 года). Задержание, ради которого из Минска прислали бойцов спецподразделения «Алмаз» по борьбе с терроризмом, прошло в стиле «маски-шоу». На квартирах и в офисе таксомоторной компании были проведены обыски.

Вот как описывал тогда происходящее правозащитник и юрист Олег Волчек. «Ворвавшись в офис, силовики заявили, что ищут оружие и наркотики, — рассказывал он. — В рамках какого дела, ничего не сообщили. Обыск проводился самым тщательным образом. Искали с металлоискателями. Ничего найдено не было». Ссылаясь на свидетелей, правозащитник отметил, что при обыске спецназовцы «действовали грубо и нагло, задержанных били, валили на землю».

Задержанными оказались предприниматели Владимир Осипенко, Николай Автухович и Юрий Леонов. Их доставили в Минск.

Поначалу задержанных обвиняли в другом преступлении: в том, что они несколько лет назад якобы поджигали дома местных чиновников (милиционера и налогового инспектора). Поджоги, о которых идет речь, действительно имели место. Правда, по этому делу тогда уже проводилось расследование, виновные были найдены и осуждены (фамилии Осипенко, Автухович и Леонов в списке виновных не значились).

В прессе между тем высказывались предположения, что силовики готовятся предъявить задержанным более серьезные обвинения, чем причастность к поджогам четырехлетней давности (впоследствии эти предположения подтвердились). На это указывало, к примеру, то, что решение об аресте предпринимателей, как утверждает Олег Волчек, принимал генеральный прокурор страны Григорий Василевич. В МВД же этим делом, по его словам, занимались офицеры в ранге полковников и генералов.

Правозащитник полагает, что силовики планировали обвинить бизнесменов в организации взрыва, который произошел в Минске в июле 2008 года (виновники этого взрыва, напомним, не найдены до сих пор). Нечто подобное, кстати, рассказал «Хартии „97“ некий предприниматель из Волковыска, пожелавший остаться анонимным. По словам источника, в день когда были задержаны Автухович, Осипенко и Леонов, его самого отвезли в отделение милиции. Там ему задавали вопросы типа: „Думаешь ли ты, что Автухович мог взорвать бомбу в Минске?“. При этом никакого протокола, как заявил источник, не велось.

Впрочем, версию о причастности бизнесменов к взрыву в Минске следователи в итоге раскручивать не стали. Зато вспомнили о гранатомете, найденном четыре года назад. Оружие было обнаружено в ноябре 2005 года в куче опавшей листвы в городе Гродно. Там же лежали тротиловая шашка, детонатор и пульт дистанционного управления.

Силовики тогда решили, что целью предполагаемых террористов мог быть губернатор Гродненской области Владимир Савченко, дом которого находился неподалеку. У губернаторского дома был выставлен милицейский патруль, а тогдашний председатель КГБ Степан Сухоренко заявил, что его ведомство располагает информацией о подготовке терактов на территории Белоруссии, и пообещал, что о „громких делах“ общественность услышит в самое ближайшее время.

Впрочем, продолжения не последовало, хозяева гранатомета так и не были найдены. Оружие, кстати, по словам Олега Волчека, давно уже уничтожено.

Новые обвинения (в подготовке теракта) Автуховичу и Осипенко были предъявлены в ноябре 2009 года, когда с момента их задержания прошло более полугода. МВД объявило, что в 2005 году предприниматели готовились ликвидировать гродненского губернатора, а также заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко. Преступление якобы планировалось „с целью оказания воздействия на решения, принимаемые государственными органами, а также из мести“.

Третьего предпринимателя — Юрия Леонова — силовики почему-то решили отпустить. Формально ему предъявили обвинение в „недонесении о преступлении“, однако соответствующее уголовное дело было закрыто в связи с истечением срока давности.

Число фигурантов дела о теракте между тем пополнил бывший сотрудник Автуховича Александр Ларин. Для следствия он стал ключевым свидетелем. Именно на его показаниях, по мнению правозащитников, фактически выстроено обвинение. Как утверждает Олег Волчек, следователи предложили Ларину сделку: небольшой срок в обмен на показания против задержанных предпринимателей. На процессе, как сообщало „Еврорадио“, Ларин явно находился на особом положении: он сел отдельно от других подсудимых и потребовал удалить из зала прессу. Суд это требование, к удивлению присутствующих, выполнил, несмотря на то, что слушания были объявлены открытыми.

О мотивах силовых структур, решивших реанимировать дело пятилетней давности, в прессе высказывались самые разные мнения. Основные версии в интервью „Белорусскому партизану“ перечислил вышедший на свободу Юрий Леонов. По его мнению, дело, прежде всего, является продолжением конфликта между волковысскими предпринимателями и властями, который имел место в начале 2000-х годов. Тогда после серии налоговых проверок бизнесменов обвинили в уклонении от уплаты налогов. В 2006 году их (Автуховича и Леонова) судили, признали виновными и приговорили к нескольким годам тюрьмы (позднее, в 2008 году, им позволили досрочно выйти на свободу).

Сами предприниматели считают претензии налоговиков необоснованными. Тогда, в 2003 году, реагируя на появление президентского декрета об ограничении количества наемных работников для индивидуальных предпринимателей, они нашли юридическую форму, которая позволила продолжить бизнес и при этом избежать увеличения расходов. „Эта схема не противоречила нашему законодательству, и не мы одни использовали данный тип договоров, — заявил Леонов, — но претензии возникли именно к нам“.

То, что к „делу о гранатомете“ решили привязать именно его коллег, по мнению Леонова, можно объяснить и местью чиновников за попытки Николая Автуховича бороться с коррупцией в Волковысском районе. В свое время Автухович направил в органы по борьбе с экономическими преступлениями жалобы, касающиеся местных налоговиков. По этим жалобам в отношении двух сотрудников налоговой инспекции позднее было даже возбуждено уголовное дело. Впрочем, тогдашнему руководителю гродненского ОБЭП Михаилу Козлову, принимавшему решение о возбуждении дела, как отмечает „Белорусский партизан“, и самому впоследствии не поздоровилось. Он оказался на скамье подсудимых рядом с Автуховичем и Осипенко: бывшего милиционера обвинили в „недонесении о готовящемся теракте“.

Поводом для недовольства властей, как считается, могло стать и другое направление общественной деятельности Николай Автуховича — его участие в борьбе за права ветеранов войны в Афганистане. Автухович, который сам воевал в Афганистане, был одним из тех ветеранов, кто отказался принимать от руководства страны юбилейную медаль. Участники войны потребовали, чтобы им сначала вернули полагающиеся льготы, и направили соответствующее письмо президенту страны. Это, кстати, произошло в январе 2009 года, незадолго до того, как в Волковыске начались „маски-шоу“.

Наблюдатели обращают внимание еще на одну составляющую. „Здесь просматриваются личные страхи Александра Лукашенко, — считает лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. — Генералы, очевидно, смогли внушить правителю, что для жизни чиновников существовали реальные угрозы. И если не назначить виновных и не наказать их показательно, то завтра белорусы направят гранатомет на Красный дом (администрацию президента — примечание Ленты.Ру) “. „Люди в погонах оправдывают свое существование и находят способ поддерживать истерию страха“, — резюмирует оппозиционер.

Автуховича и Осипенко международные правозащитные организации уже объявили политзаключенными. Впрочем, обвинительному приговору это едва ли помешает. Напротив, политзаключенным белорусские власти давно уже нашли применение: освобождение этих людей можно „продать“ Западу под видом „либерализации“. „Режим Лукашенко не может существовать без политзаключенных, — считает Олег Волчек. — Надо же хоть с чем-то выходить к Европе и торговаться“.

Источник: Лента.Ру

Источник: Власти.нет

  • 61
  • 11.03.2010 18:38

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода