Признает ли Грузия геноцид адыгов Россией?

Читати цю новину російською мовою
Признает ли Грузия геноцид адыгов Россией?
Как утверждают черкесские национальные организации, в ходе Кавказской войны произошел невероятный геноцид, не имеющий аналогов в истории: русские войска и переселенцы якобы уничтожили более 1,5 млн. адыгов и выселили в Турцию более 1 млн.

С 20 по 21 марта в Грузии пройдет международный форум «Скрытые нации. Продолжающиеся преступления: Черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». Организаторами форума являются известный американский фонд Jamestown Foundation, созданный ЦРУ, одним из руководителей которого является давний «друг» России Збигнев Бжезинский, грузинский Университет им. Ильи Чавчавадзе и Международная школа кавказских исследований.

Судя по программе форума, речь на нем пойдет о положении адыгов, хотя некоторое, более скромное внимание будет уделено и чеченцам с ингушами. Участие в форуме примут такие околокавказские личности, как Андрей Бабицкий и Олег Панфилов, приглашены делегации от черкесских этнических организаций, в том числе известные национальные деятели Мурат Берзегов и Руслан Кешев, представители диаспоры, некоторые западные ученые и т.д.

Проведение данного форума имеет далеко неординарный характер и при определенных условиях может привести к значительным изменениям в процессах, идущих на Кавказе. Сразу же обращает на себя внимание место проведения форума – Тбилиси. На первый взгляд это более чем странно, ведь на протяжении долгого периода в адыгском общественном мнении Грузия прочно занимала положение врага, который претендует на их исторические приморские территории, который угнетал и убивал их родственников — абхазов и против которого черкесские герои-добровольцы воевали в 1992-1993 годах. Грузины традиционно горячо отвечали им тем же и со свойственным себе высокомерием считали их, по меткому выражению известного грузинского писателя Чабуа Амираджеби, «всякой швалью… убийцами и полудикими племенами…» (газета «Российские вести», 22 октября 1992г). И вот ситуация вдруг меняется, и Грузия собирает представителей адыгских национальных организаций с целью обсудить их проблемы и найти пути решения … Что же изменилось?

Во всем происходящем существует четкая и абсолютно понятная логика. Во-первых, шаги Грузии полностью укладываются в ту стратегию, которую Тбилиси избрал после позорного поражения в Пятидневной войне. Если до нее Грузия разговаривала с Россией и в том числе с северокавказскими народами языком приказаний, угроз, оскорблений и, веря в помощь с Запада, не заботилась о своем имидже в лице Москвы и её северокавказских автономий, то после августовского шока, Грузия резко изменила свою тактику.

С одной стороны, она, в отличие от самой России, вынесла из событий 08.08.08. уроки информационной войны и самым кардинальным образом усилила свое информационное и пропагандистское воздействие на Россию и, в гораздо большей степени на Северный Кавказ. К этому можно отнести и запуск скандального и однозначно антироссийского 1 Кавказского канала, и расширение районов покрытия нескольких грузинских радиостанций и усиление пропагандистской работы в Интернете и многое-многое другое. Еще одним направлением деятельности Грузии стали попытки сближения с северокавказскими народами с целью вбить клин между ними самими, а также между ними и Россией, т.е., по сути, взорвать Северный Кавказ, чего сами грузины практически не скрывают, и на этом фоне вернуть себе Абхазию и Южную Осетию. Для этого грузинские власти и СМИ начинают активно муссировать, выставлять в антироссийском, антирусском свете и до невообразимых размеров раздувать действительно существующие проблемы, представлять себя в роли друзей народов Северного Кавказа, которые только в результате козней злобной Москвы стали выглядеть в их глазах врагами, приближать к себе ультра-националистические и другие маргинальные кавказские течения, которые в силу радикальности и, позволю себе сказать, возмутительности и наглости своей позиции, не могут реализовать себя в российском обществе. Я очень не люблю протокольные фразы 30-х годов, но в этом случае от них не уйти. Говоря иными словами – это подрывная работа в её чистом, классическом виде.

Следует отметить, что поддержка антироссийских и националистических движений вообще является визитной карточкой Грузии, её традиционной политикой к которой она активно прибегала во все периоды своей независимости в новейшее время – в 1918-1921гг и в 1990-х–начале 2000-х гг. Подобная политика никогда не приводила Тбилиси к успеху, более того, Грузия постоянно сама страдала от нее, но все равно упорно продолжала ее вести. Не является исключением и наше время.

Вместе с тем то, что кроме места проведения выделяет этот форум из череды других встреч по вопросам Кавказа, это возможность признания Грузией на нем или в результате него геноцида адыгских народов, якобы устроенного Россией в ходе Кавказской войны XVIII-XIX вв. Разговоры о том, что Грузия может использовать этот инструмент влияния на Россию в кавказской экспертной среде ходили уже давно. Говорилось, что при определенных условиях Грузия может решиться на признание сразу двух геноцидов – адыгского и, в случае сближения позиций турок, армян и азербайджанцев и выхода на решение вопроса Нагорного Карабаха – армянского.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Тема геноцида адыгов со стороны русских в ходе Кавказской войны начала развиваться в пост-перестроечное время. В соответствии с тем, что утверждают черкесские национальные организации, в то время произошел невероятный геноцид, не имеющий аналогов в истории, в ходе которого русские войска и переселенцы якобы уничтожили более 1,5 млн. адыгов и выселили в Турцию более 1 млн. Соответственно, сейчас, Россия должна признать этот геноцид, покаяться, вернуть всех потомков якобы выселенных, ну и сделать некие иные шаги по отношению к адыгам, в частности, отменить Олимпиаду в Сочи т.к. Сочи – это «земля геноцида».

После благословенной перестройки, когда каждое территориальное формирование уносило столько суверенитета, сколько могло, Россия идеологически ушла с Кавказа. Она практически прекратила свою государственническую информационную и пропагандистскую политику, направленную на этот регион, и перестала отвечать на вызовы. Естественно, информационное пространство северокавказских республик мигом заполнили националистические и иные радикальные идеи. В течении почти 20 лет мысли о «страшном геноциде» ежедневно вдалбливались в головы простых людей, а никакой реакции со стороны федерального центра или научных организаций не было. Необходимо констатировать, что в этих условиях, большинство адыгского народа действительно поверило в геноцид. Это факт и из него теперь надо исходить.

Естественно, никакого геноцида в реальности не было и с точки зрения истории вся эта теория не более чем предвзятость и нелепость. Доказать ее на сколько-нибудь серьезном уровне невозможно. Но ведь адыгские национальные организации не предлагают и не предлагали ее доказать – они предлагают ее признать! Разные вещи, не правда ли?

Вопрос признания геноцида в современной политической и правовой среде невероятно сложен и политизирован. Заявление о признании адыгского геноцида лежит в Европарламенте уже около 4 лет и шансов на то, что, в конце концов, по нему будет вынесено положительное решение нет решительно никаких, а сам вопрос признания давно и прочно зашел в тупик. Я уверен, что в этих условиях определенная группа адыгов, представляющая маргинальные слои национального движения, отчаявшись добиться признания геноцида от России и международного сообщества, согласится на его признание Грузией.

Следует сказать, что для Грузии геноцид черкесов и его признание представляется довольно лакомым кусочком. Им она убивает сразу четырех (SIC!!!) зайцев: навредит России на международной арене и обострит проведение Олимпиады в Сочи, даст своему патрону США еще один крючок, за который они могут «подцепить» Москву и влиять на нее так же, как сейчас влияют на Анкару посредством манипулирования вопросом армянского геноцида, обострит российско-адыгские отношения и столкнет лбами непокорных абхазов и их самых горячих и надежных союзников и родственников – адыгов.

Абстрагируясь от исторической канвы и надуманности проблемы, для самих адыгов признание геноцида страной-членом ООН тоже выглядит крайне привлекательно и, по сути, представляет прорыв в деле, которое еще вчера они считали безнадежным. Но! Здесь вступает в действие фактор того, что эта страна – Грузия. Для понимания того, насколько важен этот фактор, можно сказать, что в адыгском общественном мнении нет ни одной страны, отношение к которой по степени враждебности, презрительности и настороженности могло хотя бы как-то сравниться с отношением к Грузии. В глазах многих и многих адыгов эта страна – враг, причем враг не сильный и благородный, которого кавказцы уважают, а коварный и трусливый, который жестоко относится к слабым, а от сильного просто бежит. Это очень важная и многое определяющая характеристика.

Теперь же долгожданное признание, теоретически, может быть получено из рук такого врага. Это огромный соблазн, большая перспектива, большая ответственность и очень серьезные последствия. Каковы же могут быть эти последствия, если подобное признание все же наступит, а кое-кто из адыгских националистов-маргиналов его примет?

 — Главное и основное — это не повлечет за собой никакого дальнейшего признания геноцида со стороны России, либо каких-то других стран, но действительно осложнит позиции Москвы и даст нашим «заклятым друзьям» еще один рычаг влияния. В определенной степени это обострит вопрос проведения Олимпиады-2014 в Сочи.

 — Признание геноцида именно Грузией расколет адыгское национальное движение (и без того расколотое донельзя!) и в какой-то части весь адыгский народ. При этом оно отдалит и еще более маргинализирует те группы, которые согласятся с признанием геноцида со стороны Тбилиси. В глазах, думаю, большинства адыгов люди, принявшие участие в признании геноцида грузинами, станут национальными предателями.

 — Признание геноцида именно Грузией и фактическое сближение с Грузией крайне серьезно осложнит отношения адыгов с абхазами, которые неминуемо сочтут подобный шаг — сближение своего друга – черкесов со своим врагом – грузинами – угрозой для себя. В последний год адыго-абхазские отношения и так зашли в некоторый тупик именно из-за вопроса геноцида и проведения Олимпиады в Сочи. Адыгские национальные организации выступают против ее проведения в Сочи, утверждая, что во время Кавказской войны там жили адыгские племена и что в 1864 году они вели тяжелые бои с российской армией и подверглись страшному геноциду. Черкесы ожидали, что родственный им народ – абхазы – поддержат их позицию и выступят вместе с ними. Но в противовес адыгской точке зрения, абхазы заявили, что в то время на этой территории жили не черкесские, а абхазские племена и что хоть они и были выселены в Турцию, но никаких тяжелых боев и рек крови там не было, а значит, причин отменять Олимпиаду в Сочи не существует.

 — Российские власти предпримут определенные репрессалии против адыгских национальных организаций. При этом им точно подвергнутся те организации и те лидеры, которые окажутся замешанными в подобном признании, либо согласятся с ним, но существует вероятность того, что каток государственной машины пройдется и по другим. В этом отношении подписанты признания, конечно же, окажут своим соратникам и соплеменникам волчью услугу. Какой-либо диалог с адыгским национальным движением и помощь в налаживании контактов с зарубежной адыгской диаспорой прекратится. Квоты на переселение адыгов на Кавказ опять снизятся до 30-50 человек в год.

 — Российское общественное мнение отнесется к признанию крайне негативно и его отношение к черкесам сильно ухудшится, что возможно приведет к стычкам и конфликтам на межнациональной почве. На этом фоне в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии усилятся позиции карачаево-балкарских организаций и деловых кругов, а в Адыгее — стремление русской общины войти в состав Краснодарского края.

 — Россия ужесточит позицию по отношению к Грузии и, возможно, но не очень вероятно, пересмотрит информационную и пропагандистскую политику на Кавказе.

Вот такая ситуация складывается вокруг признания геноцида адыгов со стороны Грузии. Наступит ли оно? Произойдет ли оно после приближающегося форума в Тбилиси? Неизвестно. Но разговоры об этом упорно идут как в экспертном сообществе, так и в политически активных кавказских кругах. Давайте подождем. Запасайтесь попкорном, нас ждет много интересного. Андрей Епифанцев — политолог

Источник: Политком.RU

Источник: Власти.нет

  • 119
  • 19.03.2010 19:50

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода