Азербайджан грозит армянам новой войной?

Читати цю новину російською мовою
Азербайджан грозит армянам новой войной?
Азербайджанское руководство и в самом деле хочет сохранить свободу рук для проведения той или иной военной операции, недооценивая издержки, в том числе для своей страны и всего региона.

20 марта в интервью телеканалу Euronews президент Армении Серж Саргсян, напомнив, что мировое сообщество включает этот принцип в число тех трех, на основе которых предлагает урегулировать конфликт, призвал Азербайджан подписать соглашение о неприменении силы. Это заложило бы фундамент доверия в Армении и самом Карабахе к тому, что Азербайджан – за мирное решение конфликта, подчеркнул он.

В тот же день официальный Баку отреагировал, как и следовало ожидать, отказом. Еще раз проявлено глубочайшее взаимное недоверие азербайджанской и армянских сторон. В Баку полагают, что, заключив такое соглашение, армяне и не уйдут с оккупированных ими земель или начнут навязывать свои условия. А армяне не уходят, пока не могут поменять «пояс безопасности» на иные гарантии для Нагорного Карабаха (НК).

//

Кроме того, Баку вопреки этому принципу много лет грозит как раз силой «восстановить территориальную целостность страны». Он не может круто отречься от этих угроз, признав тем их несостоятельность, сходство с блефом. Для него заключить такое соглашение – все равно что расписаться в никчемности своих огромных военных расходов. Позитивный отклик Баку на предложение Сержа Саргсяна дал бы не тот сигнал Анкаре, облегчив ей ратификацию протоколов с Арменией. Азербайджанское руководство и в самом деле хочет сохранить свободу рук для проведения той или иной военной операции, недооценивая издержки, в том числе для своей страны и всего региона.

Заявление представителя МИД Азербайджана Эльхама Полухова об отказе соткано из противоречий. Ведь Баку сейчас афиширует, будто согласен с обновленными Мадридскими принципами (лишь за некоторыми исключениями), а в них неприменение силы и угрозы силой – один из трех основополагающих принципов. То ли он – среди исключений, то ли принят лишь в абстракции, без возведения в юридическое обязательство? Так что непросто свести концы с концами в этом клубке.

Представитель МИДа опрометчиво задался вопросом, кто первым прибег к насилию в этом конфликте. Но всем, к сожалению, памятны события в Аскеране, Сумгаите, Баку, Гяндже, операция «Кольцо» с участием союзных войск и т.д. Причем все это еще задолго до начала военных действий. Помнится, и кто два с половиной года уповал на силу, избегая прекращения войны, вопреки всем четырем резолюциям Совета Безопасности ООН.

Одержимость Баку продолжением военных действий вела к девальвации резолюций по Карабаху, и СБ ООН перестал принимать их. И поныне стороны конфликта не выполнили ни одного из их требований. Обвинения одной стороны в том, что другие не выполнили резолюций СБ, – не просто демагогия, а кощунство тех, кто сам первым не выполнял их, а должен был исполнить незамедлительно.

Любопытен поиск Полуховым причинно-следственных связей. Он полагает, что сначала надо устранить причину, порождающую угрозу применения силы, то есть освободить оккупированные территории. Но совсем другая логика у Баку при определении, с чего начать разрешение конфликта: с преодоления его последствий или устранения главной причины (каким быть статусу НК)? Тут причина вовсе не ставится на первое место, а задвигается в самое неопределенное будущее.

Причинно-следственные связи чрезвычайно важны и для понимания, и для урегулирования конфликта. И надо глубже «копать» их и применительно к возникшей в ходе войны оккупации. Захват территорий – прямое следствие длительного продолжения военных действий, а не наоборот. Чем раньше дозрел бы Баку до их прекращения, тем меньше было бы захватов. И чем скорее стороны обяжутся теперь решать конфликт исключительно мирным путем, тем быстрее пойдет освобождение этих земель.

Принцип неприменения силы и угрозы силой раскрыт в статье II Заключительного акта Хельсинки довольно подробно. В частности, она гласит: «Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа». В ней подчеркнуто, что государства-участники «будут также воздерживаться в их взаимоотношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров…» Так что если в Баку подводят свой силовой реванш под репрессалии, то Заключительный акт перекрыл и это применение силы.

21 марта анонимный источник в правительстве Азербайджана дал новый комментарий к предложению Еревана с двумя вариантами якобы контрпредложений, однозначно решающими весь конфликт в пользу Баку. Бросается в глаза стремление как можно скорее погасить тему соглашения о неприменении силы.

Сержем Саргсяном поднят очень серьезный вопрос урегулирования в Карабахе, вопрос безопасности, войны и мира, позволяющий реально продвинуться в разрешении конфликта. Для мирового сообщества он, пожалуй, самый главный. Влиятельные государства и международные организации настойчиво подчеркивают, что нет альтернатив мирному решению этого конфликта. Кстати, все помнят отказ Саакашвили от таких соглашений с Абхазией и Южной Осетией и к чему это привело.

От такого предложения не отделаться скороспелым заявлением или буффонадой псевдоконтрпредложений. Тема возникла вполне закономерно и потребует основательных обсуждений.

Источник: «Независимая газета»

Источник: Власти.нет

  • 69
  • 25.03.2010 18:17

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода