Террор в России распространяется по Интернету

Читати цю новину російською мовою
Террор в России распространяется по Интернету
Взрывы в московском метро четко показали, что терроризм в России не искоренен. Где же он прятался в эти последние, спокойные годы? Во Всемирной сети. Компьютер уже давно играет свою роль в партизанской войне на Северном Кавказе.

2 марта, когда его укрытие в ингушском селе Экажево было окружено бойцами российского спецназа при поддержке бронетехники, Саид Бурятский достал мобильный телефон и записал последнее видеообращение к своим молодым последователям в России, на Северном Кавказе и в Центральной Азии. В результате боя, продолжавшегося несколько часов, Бурятский и еще пять человек были убиты, а одиннадцать взяты в плен, пишет «Foreign Policy» (США).

Сотрудники Федеральной службы безопасности России обнаружили в убежище боевиков телефон (с записанным на нем видео), а также оружие и значительное количество боеприпасов. Потом, после нескольких дней колебаний, боевики признали гибель своего человека. Тут же на сотни сайтов джихадистов начали поступать соболезнования  — из Азербайджана и Афганистана, Киргизии и Казахстана, Германии и Турции. С Бурятским прощались люди, называющие себя «моджахедами Интернета».

Саид Бурятский (настоящее имя Александр Тихомиров) родился в 1982 году в Улан-Удэ, в тысячах километров от того места, где он погиб, и его история показывает, как стремительно меняется движение исламистских боевиков на Северном Кавказе. Премьер-министр России Владимир Путин продолжает мечтать о том, как он уничтожит последнего боевика, последнего полевого командира. Но, как показали взрывы в московском метро, до исполнения этой мечты может быть еще очень и очень далеко. История Бурятского — наглядное свидетельство того, что северокавказский джихад вышел на просторы Интернета. В ближайшие дни ФСБ будет искать следы организаторов теракта в Сети, пожалуй, не менее интенсивно, чем в реале.

Компьютер уже давно играет свою роль в партизанской войне на Северном Кавказе. Десять лет назад саудовский доброволец и бывший товарищ по оружию Усамы бен Ладена Ибн-аль-Хаттаб, разбивая лагерь для ночевки в лесах под Ведено на юге Чечни, включал спутниковые телефоны и ноутбуки. Один из его помощников ворчал, что русские рано или поздно засекут сигнал Хаттаба — как это было, когда они убили первого лидера независимой Чечни, бывшего генерала советских ВВС Джохара Дудаева. Он ошибался: Хаттаба убил двойной агент, проникший с ядом на одну из его баз.

Однако до Бурятского роль компьютера и Интернета была несколько заурядной. Угрюмые лидеры боевиков, непривычные к выступлениям на публике, записывали шаблонные обращения с угрозами в адрес режима — обычно на чеченском языке. Еще были видеозаписи успешных засад, устроенных боевиками на сельских дорогах, — при этом камера дрожала в руках оператора, а изображение всегда было слишком светлым или слишком темным. Другое дело — Бурятский, уверенный в себе городской парень. Он свободно говорил по-русски, получил образование в Москве и на Ближнем Востоке, а в 2007 году совершил хадж в Саудовскую Аравию, где также записывал свои лекции.

Аудиторией Бурятского была образованная городская молодежь мусульманских регионов бывшего Советского Союза, еще не охваченная пропагандой чеченских боевиков. И он умел до них достучаться. Его поучения и даже рингтоны легко найти в Сети. Его DVD продаются у мечетей в Казахстане и Киргизии. Его стратегия вербовки оказалась настолько успешной, что, по некоторым данным, молодые казахи ехали на Северный Кавказ и гибли в боях с российскими войсками. Например, молодой боевик, застреленный несколько недель назад в Дагестане, оказался киргизом. На судебном процессе в Казахстане в этом году возмущенные родители трех молодых людей, осужденных за попытку проникновения на Северный Кавказ, чтобы примкнуть к джихадистам, кричали, пока их сыновей выводили в наручниках из зала суда: «Почему власти разрешили Саиду Бурятскому свободно приехать в Казахстан? Почему ему разрешили распространять здесь свое учение?»

Возможно, успех проповедника отчасти объясняется тем, как развивалась его карьера. В лесах Бурятский провел менее двух лет. Когда, как гласит легенда, один командир северокавказских боевиков, араб по национальности, призвал его отказаться от легкой жизни и вступить в их ряды, Бурятский, благодаря Интернету, уже был авторитетом для мусульманской молодежи. Призыву араба он последовал в первой половине 2008 года.

После этого он превратил свою непродолжительную карьеру боевика в непрекращающееся интернет-повествование. Он признавал, что поначалу осторожно относился к идее вступления в партизанский отряд. Справится ли он? Не ловушка ли это? Впрочем, колебался он, по-видимому, недолго и вскоре оказался ключевым лицом движения — «главным идеологом», как его называют российские власти. Бурятский продолжал свои проповеди в Интернете и готовил террористов-смертников. В июне прошлого года президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров был тяжело ранен в результате теракта, совершенного смертником, которого, как утверждается, готовил Бурятский. Несколькими месяцами позже Бурятский презрительно отзывался о низком IQ и «провинциальности» Евкурова. В августе один из учеников Бурятского подъехал на микроавтобусе, начиненном взрывчаткой, к управлению внутренних дел в ингушском городе Назрани — в результате взрыва погибло более 20 милиционеров. Бурятский, одетый в черную футболку и синие джинсы, из которых выглядывал большой пистолет, появился во вступлении к фильму о теракте. Его более поздние записи отличались еще большим фанатизмом. Говоря о джихаде, Бурятский заряжал оружие для неведомого боя.

Теперь, когда его нет, Бурятский быстро становится интернет-легендой, которая усиливается его письмами, выборочно публикуемыми сайтами боевиков. В них показана его ненависть к «умирающей России» и «свиньям», которые ей служат, и его жажда стать «шахидом» или мучеником. Будет неудивительно, если его последнее обращение — записанное на телефон и позже конфискованное ФСБ — всплывет на одном из сайтов боевиков, благодаря сочувствующим из местных органов милиции.

Однако, хотя у нас и нет того, что он сказал в последние минуты своей жизни, биография Бурятского отражает глубокие изменения, происшедшие на Северном Кавказе за последнее десятилетие. Первая чеченская война, продолжавшаяся с 1994 по 1996 год, не имела религиозного характера, и ее вели люди, которые хотели жить независимо от России. Нынешний конфликт ведется за создание исламистского государства на всем Северном Кавказе и за его пределами. На этот раз воюют те, кто, как Бурятский, мечтает о мученической смерти. Возможно, по этой причине в России никто не выразил облегчения по поводу гибели Бурятского — даже те, у кого с ним были личные счеты. Его старый противник Евкуров заметил, что теперь непременно возникнет новый идеолог. Возможно, сказал он, в следующий раз это будет «какой-нибудь Саид Китайский». Увы, слова ингушского президента могут оказаться близки к истине — возможно, идеи джихада в версии Бурятского распространились дальше, чем мы можем предполагать.

Перевод: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 67
  • 01.04.2010 16:29

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода