Стоит ли москвичам волноваться за свои участки после Речника?

Читати цю новину російською мовою
Стоит ли москвичам волноваться за свои участки после Речника?
Вопрос, который у многих стал возникать опять-таки после истории с небезызвестным теперь уже Речником. Кому сейчас принадлежит земля в Москве? Возможна ли вообще в столице частная земельная собственность?

Стоит ли владельцам садов и огородов в административных пределах города волноваться после истории с Речником?

Об особенностях землепользования в столице в эфире радио «Комсомольская правда» 97,2FM рассказала заместитель начальника отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Москве, исполняющая обязанности заместителя главного земельного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель Стальнова Ирина Александровна.

 — Даже специалисты жалуются, что земельное законодательство у нас чрезвычайно запутанное, а существующие кодексы и подзаконные акты в земельной и градостроительной сфере зачастую противоречат друг другу. Простым гражданам и вовсе в этих вопросах разобраться сложно. Многие москвичи, скажем, до сих пор не понимают, в чем суть дела в нашумевшей истории с Речником…

 — Москва — огромный мегаполис, где местное законодательство действительно запутанное. Земельные отношения в городе гораздо сложнее, чем за городом, это понятно. Мы как орган государственной власти следим за тем, чтобы законы субъекта соответствовали Земельному кодексу РФ. Там все четко расписано, но когда мы на землю спускаемся, начинаются какие-то хитросплетения. Как только мы выявляем какие-то нормативные акты г. Москвы, не соответствующие федеральному земельному законодательству, мы требуем приведения их в соответствие. Можем даже обращаться с исками в суд о приведении их в соответствие.

 — Вопрос, который у многих стал возникать опять-таки после истории с небезызвестным теперь уже Речником. Кому сейчас принадлежат земельные участки в деревне Золотово — от компании «Москва Река»? Возможна ли вообще в столице частная земельная собственность?

 — Частная земельная собственность в Москве есть. За гражданами, физическими лицами, зарегистрировано порядка 2,5 тысяч земельных участков. В административных границах г. Москвы за МКАДом достаточно много садовых товариществ. К сожалению, в государственном земельном кадастре зачастую нет данных об этих товариществах, поскольку земля предоставлялась до 1998 года — до того, как стала проводиться регистрация земельных участков. Но все документы, что имеются на руках у людей, которые владеют этими участками, действительны — если они соответствуют законодательству на тот момент. Можно в принципе — если есть такое желание — внести свои сведения в земельный кадастр.

 — А эти документы имеют сроки давности? Допустим, вырос где-то уже микрорайон. Но у кого-то есть документы о том, что ему когда-то до 19998 года были выделены на этом месте шесть соток. Можно прийти с этими документами зарегистрировать свои права?

 — Возможно зарегистрировать ранее возникшее право. Как правило, и без этого есть данные о том, кому принадлежат эти шесть соток — права землепользователя не должны быть нарушены.
Но тут есть реальная проблема, проблема большого мегаполиса. У нас большая дорожная сеть, которая сейчас также ставится на кадастр, и эта сеть зачастую имеет пересечения с земельными участками. И все такие вопросы надо решать зачастую в судебном порядке — выяснять, где право возникло раньше.

 — Тогда давайте объясним с точки зрения буквы закона — в чем же возникли проблемы с Речником? И могут ли они возникнуть у других подобных товариществ?

 — Проблема — в наличии документов на земельные участки и вообще недвижимость.
Надо сказать, что все остальные садовые товарищества, которые в Москве есть, имеют документы на землю. В постоянном ли она бессрочном пользовании, пожизненное ли это наследуемое владение или оформлена собственность — но документы есть. Что касается Речника, то по этому вопросу создана Межведомственная рабочая группа, в рамках нее индивидуально по каждому объекту будет рассмотрена ситуация и принято решение. До принятия решений Межведомственной рабочей группой я, к сожалению, по Речнику пояснений дать не смогу.

 — Кому нужно сейчас начать волноваться, что должно насторожить?

 — Насторожить должно только отсутствие документов на землю. Например, если вы член садоводческого товарищества и вам не могут предоставить документов, подтверждающих, что этот земельный участок когда-то был этому садоводческому товариществу выделен.
Пока мы такого по счастью не обнаружили. Все товарищества, которые проверял земельный контроль, были с документами. Например, мы недавно проверяли ТНТ «Здоровый отдых» в Серебряном бору. У них все в порядке — там постоянное бессрочное пользование на весь кусок земли. Сейчас тем, кто хочет оформить в собственность свой кусочек, по распоряжению префекта или департамента земельных ресурсов просто выделяют этот участок в натуре, и они регистрируют свое право собственности. Никаких особых проблем. Все это отражено в едином реестре прав.

 — Можно ли сделать так, чтобы земельное законодательство и действия чиновников были бы более понятны простым гражданам, права которых они вроде бы должны защищать? Какие-то подвижки есть?

 — У нас объединилось два органа федеральной власти — Управление Роснедвижимости по Москве с Управлением Федеральной регистрационной службы. Это явно облегчило для простых граждан оформление своих прав. Не надо ходить в два места — можно все сделать в одном. Мы идем к системе одного окна. Москва так работает — и федеральные органы стараются прийти к той же системе. Один раз пришел в одно окно, документы сдал — и потом все получил.

 — Тогда откуда возникают в местах, явно не предназначенных для строительства, частные постройки? Вспоминаю дом за забором на территории ВВЦ, который непонятно кому принадлежит, — о нем много писали в прессе… В то же время люди, официально поставившие и зарегистрировавшие свои ракушки-гаражи, теперь пытаются понять, почему же их-то сносят? У них даже номера есть…

 — Скорее всего, тот дом на ВВЦ может иметь документы о предоставлении участка до 1998 года, БТИ и т.п. То есть на тот момент, возможно, участок был выделен законно.
Что касается гаражей. Вопрос в том, на каком праве и на какое время предоставлялся земельный участок. Все идет от земли. Под гаражи в свое время участки предоставлялись префектами. Точнее сказать, создавались специальные комиссии, чтобы префект предоставил эти участки. Однако распоряжений префекта, как правило, ни у кого из ракушечников на руках нет. В результате, когда Москва посчитала, что городу эта земля нужна, землю забрали. Это же аренда.

 — У нас вопрос радиослушательницы. Она в прошлом году переоформила участок с мужа — он умер — на себя. Все зарегистрировано, есть кадастровый номер. Теперь хочет его продать. Надо ли опять кого-то вызывать, делать кадастровый план, номер…

 — Нет, что вы. Кадастровый номер индивидуален, он присваивается один раз. Этой женщине надо по кадастровому номеру получить кадастровый паспорт — и провести сделку.

 — Как быть в ситуациях, когда у людей нет никаких документов — кто-то их потерял, а в каких-то семьях бабушек-дедушек, у которых были документы, уже нет в живых и где документы и были ли они, никто не знает — но люди уверены, что земля им принадлежит с девяносто лохматого года…

 — К сожалению, мы как орган государственной власти не можем регистрировать права со слов, нам нужны подтверждающие документы. В каждом случае это будут свои документы — в зависимости от времени предоставления участка. Разыскать отсутствующие документы можно в департаменте земельных ресурсов, в архивах — московском, московском областном, федеральном архиве. Если пропали документы, их нужно восстанавливать.

 — Все мы хорошо понимаем, что земельный кадастр — это и налоговая база. Люди, которые живут в городе в многоэтажках и приватизировали свои квартиры, как правило, не очень понимают: каким боком их касается земельный налог и какой такой землей они-то владеют?

 — Сейчас уже начали отражать в свидетельствах общедолевую собственность на земельный участок в том случае, если он сформирован и поставлен на кадастровый учет. В соответствии с Жилищным кодексом, у нас земельный участок под многоквартирным домом переходит в общедолевую собственность жильцов — собственников квартир — в случае, если он сформирован под жилым домом. В новостройках у нас собственники квартир уже платят земельный налог. Что касается остальных граждан, которые приватизировали свои квартиры, то в Москве еще 40 тысяч участков не поставлены на кадастровый учет. Когда в перспективе все участки будут поставлены на кадастровый учет, собственники квартир также будут платить земельный налог — но это еще далеко.

Источник: Власти.нет

  • 60
  • 08.04.2010 05:30

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода