«Аль-Каида» объявила войну «Хезболле»

Читати цю новину російською мовою
«Аль-Каида» объявила войну «Хезболле»
Один из самых высокопоставленных руководителей «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии объявил войну ливанскому шиитскому движению «Хезболлах», обвинив его в том, что оно не воюет с Израилем.

Не сказать, чтобы столь громкое на первый взгляд заявление Салеха аль-Карави поразило своей откровенностью. Непростые, мягко говоря, отношения между национальными движениями в арабских странах и радикальными исламистами из «Аль-Каиды» ни для кого не являются секретом. Просто в данном случае в высказывании главы одного из самых крупных филиалов организации Усамы бен Ладена особенно сквозит ощущение дешёвого пиара с целью хоть как-то реанимировать заметно спавший в мире в последние годы интерес к себе как главным борцам с «империалистами, сионистами и вероотступниками».

Здесь стоит немного поподробнее остановиться на личности самого Салеха Абдуллы Салеха аль-Карави (именно таково его полное имя). По сведениям Министерства внутренних дел Саудовской Аравии, аль-Карави возглавил отделение «Аль-Каиды» в КСА летом 2005 года, после того как его предшественник на этом посту, марокканец Юнис Мухаммед Ибрагим аль-Хаяри, погиб в перестрелке с саудовскими силами правопорядка в эр-риядском квартале Рауда 3 июля 2005 года. Имя аль-Карави приобрело известность в начале февраля 2009 года, когда саудовские власти опубликовали список 85 самых разыскиваемых преступников страны — членов местной ячейки «Аль-Каиды». Вообще же, как оказалось, погибший марокканец сделал почти невозможное, возглавив саудовскую ячейку «воинов Аллаха», в которой всегда тотально доминировали местные кадры. Как особо подчеркнул представлявший список официальный представитель саудовского МВД генерал Мансур ат-Турки, из 85 входивших в список человек только двое были иностранцами (и оба — йеменцы). Также из списка явствовало, что на тот момент новому главе саудовских джихадистов стукнуло всего-то 27 лет. Если это соответствует действительности, то можно только подивиться прыткости аль-Карави, раз он сумел занять такой ответственный пост в столь юном возрасте (причём даже неважно, стал ли такой «карьерный» прыжок результатом его неординарных талантов на джихадистском поприще или, скорее, плодом «административного ресурса»). При этом известно, что он оказался явно неравнодушен к псевдонимам (а таковых оказалось у него аж полтора десятка), прич ём некоторые из них плохо вяжутся с образом мусульманского радикала: Звезда, Звезда добродетели и Твой младший брат.

По данным саудовских силовиков, аль-Карави выполнял одну из ключевых ролей в оказании логистической и финансовой помощи бывшему лидеру иракской «Аль-Каиды» Абу Мусабу аз-Заркауи вплоть до гибели последнего в июне 2006 года. Именно через аль-Карави, по сведениям Эр-Рияда, поступали немалые суммы денег на ведение джихада в Месопотамии и фальшивые паспорта для прибывающих в Ирак «воинов Аллаха». Как считает МВД королевства, занимался он и рекрутированием новых кадров для джихада в Ираке и Афганистане, а также созданием условий для обучения боевиков «Аль-Каиды» в Ливане, с тем чтобы потом использовать их для совершения терактов на территории Саудовской Аравии.

Что касается самого заявления аль-Карави, размещённого на некоторых исламистских сайтах, то в нём он прямо обвиняет ливанскую армию, суннитских деятелей этой страны и саму Партию Аллаха ни много ни мало в том, что они «защищают безопасность Израиля» и «мешают членам «Аль-Каиды» проникать на север Израиля»! Естественно, что не обошлось в тирадах лидера саудовских аль-каидовцев без упоминания об Америке. Он заявил, в частности, что «американские интересы остаются для правоверных главной целью ударов». Для выполнения этой миссии аль-Карави, по его словам, создал группировку «Бригады Абдаллы Аззама» (этот палестинский теолог был духовным наставником афганских арабов, воевавших с советскими войсками в Афганистане). В характерном цветистом стиле аль-Карави пояснил, что «этот шаг знаменует собой открытие нового внешнего фронта для нанесения урона экономическим позициям врага, расстройству его рядов изнутри и поселению ужаса в его сердцах». Думаю, даже не стоит комментировать данный пассаж саудовского радикала № 1, в котором пиар умчался далеко вперёд реальных возможностей «Аль-Каиды» в её борьбе с США. Гораздо интереснее та часть, которая посвящена ливанским недругам главы саудовской ячейки «Аль-Каиды».

Помнится, во время ливанской войны 2006 года «Аль-Каида» пыталась приобщиться к вооружённому конфликту шиитской организации против «сионистского образования». В обращении Аймана аз-Завахири, показанного в разгар конфликта по катарскому телеканалу «Аль-Джазира», бывший египетский доктор заявил, что группировка «не будет сидеть сложа руки, видя, как сионистские бомбы падают на мусульман Ливана». Однако реакция «Хезболлах» на это заявление «Аль-Каиды», надо думать, повергла аз-Завахири и Ко в шок. Специальный представитель шиитского движения прямо и без обиняков заявил, что «плёнка сфабрикована американской и израильской разведками», добавив, что «Аль-Каида» работает только на интересы Вашингтона». Вот так шейх Хасан Насралла быстро и решительно отмежевался от нежданных «соратников» по своей борьбе с Израилем самым унизительным для них способом. Ведь большего оскорбления для джихадистов, чем уподобление их «агентам империализма и сионизма», кажется, просто не существует.

Собственно, прозвучавшая следом из уст представителя «Хезболлах» фраза о том, что «партия не имела и не будет иметь никаких связей с «Аль-Каидой» ввиду кардинальных различий в религиозных и идеологических установках», всё объясняет. Факт наличия общего врага отнюдь не означает автоматическое сближение между разными по духу организациями. Скорее, наоборот, он обнаруживает полную несовместимость между ними, переходящую в открытую вражду. «Хезболлах», несмотря на свою далеко не безупречную историю и репутацию, представляет собой национальное движение ливанских шиитов. В политической жизни Страны кедров оно проделало путь, прекрасно обрисованный в пословице «из грязи в князи». Отпочковавшаяся в 1982 году от более умеренного движения «Амаль» (которое было создано в самом начале 1975-го имамом Мусой Садром, причём вначале оно носило название «Движение обездоленных», красноречиво свидетельствующее о тогдашнем социальном положении ливанских шиитов) Партия Аллаха благодаря разносторонней поддержке Тегерана и Дамаска превратилась в самую организованную и идейно выдержанную политическую структуру Ливана. Проводящаяся ею параллельно с государственной социальная деятельность обеспечила организации среди ливанцев (и далеко не только среди шиитов) огромную популярность. А громкий статус «неофициальных вооружённых сил страны» (в противовес слабой даже по общеарабским меркам ливанской армии) она в полной мере подтвердила во время второй ливанской войны, одержав абсолютную пропагандистскую и, возможно, частичную военную победу над Израилем. Видимо, в настоящее время «Хезболлах» является самой сильной иррегулярной (по форме) армией в мире. Оглушительная моральная победа в войне 2006 года буквально катапультировала её на самый олимп политической жизни Ливана, без её участия уже просто невозможно представить себе решение любого вопроса.

Партии Аллаха в политические процессы Страны кедров вмиг приструнила её, а перманентная воинственная антиизраильская риторика главы организации нисколько не нарушает тишину, установившуюся на израильско-ливанской границе, где до середины 2006 года происходили чуть ли не ежедневные стычки между частями ЦАХАЛ и боевиками «Хезболлах». Хасан Насралла выжал из войны с Израилем даже не 100, а все 1000% политических дивидендов, но это не мешает ему трезво смотреть на вещи и мыслить уже не только интересами группировки, но и всего Ливана.

Пожалуй, теперь «Хезболлах» даже можно перестать высокопарно называть себя «движением ливанского сопротивления» (под которым всегда подразумевалось сопротивление израильским войскам, находившимся в Стране кедров с 1982 года), раз последние армейские армии еврейского государства ушли из Ливана ещ ё десять лет назад, а после продемонстрированных четыре года назад Тель-Авиву всех прелестей полномасштабной «мятежной войны» по собственной инициативе он точно не захочет проводить «матч-реванш».

А вот утверждение саудовских силовиков о том, что аль-Карави сейчас скрывается в Иране, является, скорее всего, лукавством. Видимо, это всего лишь один из приёмов в зачастую головоломной психологической войне между Саудовской Аравией и Ираном за статус ближневосточного «царя горы».

Во-первых, само по себе руководство крупным филиалом «Аль-Каиды», каковым является его саудовская ветвь, из-за рубежа вряд ли возможно. Причём руководство эффективное. Местные радикалы просто не дают покоя спецслужбам королевства, не успевающим раскрывать законспирированные ячейки исламистов. Последним на данный момент успехом сил безопасности КСА, о котором они отчитались, является раскрытие в конце марта очередной группы экстремистов в количестве свыше ста человек.

А во-вторых (и что более важно), это само по себе абсурдно и в высшей степени нелепо. Тегеран никогда не позволил бы аль-Карави (или кому бы то ни было), находись он на иранской территории, объявлять войну «Хезболлах». Которая за последние два десятилетия в своём развитии прошла разительную эволюцию от простой марионетки тегеранской муллократии (выполнившей для Тегерана несколько важных миссий в ходе гражданской войны в Ливане, в частности захват западных заложников и изгнание западных воинских контингентов ООН) до неотъемлемой и самодостаточной структуры ливанской политической жизни, став настоящим политическим и военным феноменом Страны кедров. Конечно, тесные связи между Тегераном и Харет Хрейк (районом в южном Бейруте, традиционной вотчиной «Хезболлах») никуда не делись, но они прочно обрели союзнический формат, перестав быть отношениями марионетки и хозяина.

Иное дело — «Аль-Каида». После фактического фиаско в обещавшем такие радужные перспективы иракском джихаде облик организации Усамы бен Ладена заметно поблёк. Других горячих фронтов для неё (за исключением, пожалуй, Сомали) в ближайшее время, похоже, не предвидится. Даже в Афганистане главную нагрузку в борьбе против правительства Карзая и американских войск несут талибы, представляющие самый большой этнос этой страны — пуштунов. Характерно, что четыре года тому назад «Аль-Каида» проглотила унижение от «Хезболлах», так как тогда в Месопотамии в полном разгаре была священная война исламистов, поэтому разбираться с шиитскими рафидами (ренегатами, как традиционно пренебрежительно называют радикальные исламисты последователей второго по числу приверженцев направления в исламе) им было недосуг. А сейчас время (прич ём его, видимо, вдоволь), чтобы вспомнить застарелые обиды, появилось.

Возвращаясь к заявлению аль-Карави, просто нельзя пройти мимо его запредельной демагогичности. Сразу бросается в глаза упрёк по поводу того, что «Хезболлах», которой он пеняет на неучастие в борьбе с Израилем, дескать, не позволяет воевать с ним и другим силам. Если под словом «другие» аль-Карави подразумевал палестинские вооружённые формирования, то по интересному стечению обстоятельств как раз накануне его послания они приняли решение прекратить обстрелы территории еврейского государства ракетами «Кассам». Если же главный саудовский радикал имел в виду своих ливанских коллег-исламистов, то факты находятся в грубом противоречии с действительностью. Единственным местом в Ливане, где джихадисты могли хоть как-то прижиться, стали лагеря палестинских беженцев. Однако стремление установить в них свою власть столкнуло радикалов с традиционными хозяевами этих «чёрных дыр» ещё со времён их основания — фатховцами. Поэтому в последние годы лагеря стали местом ожесточённых схваток между «воинами Аллаха» и сторонниками ООП, которые уживаются друг с другом, как пауки в банке. Особенно знаменит этими разборками бейрутский лагерь беженцев Бурдж аль-Бараджина. А вообще перспективы джихадизма в Стране кедров наглядно проявились в середине 2007 года. При полной поддержке всех партий и движений многоконфессионального Ливана армия этой страны подавила вооружённое выступление радикальных исламистов из движения «Фатх аль-Ислам», подмявшего под себя лагерь беженцев Нахр аль-Баред под Триполи. Кстати, за всё время после второй ливанской войны из этих лагерей в направлении Израиля было выпущено лишь полдюжины ракет, падавшие на безлюдные пустыри. Тель-Авив практически на них не реагировал, так как прекрасно понимал, что такие обстрелы являются, скорее, не чем иным, как «побочным эффектом» внутрилагерных схваток фатховцев с исламистами.

Поэтому наступления орд джихадистов на север Израиля (куда, напомним, по словам аль-Карави, их не пускали ни шиитское движение, ни ливанская армия) доселе замечено не было. Во время войны 2006 года «Аль-Каида», несмотря на громкие заявления аз-Завахири, «сидела сложа руки» и совсем не отметилась в том конфликте. И неудивительно, так как мало-мальски весомой людской и территориальной базы для джихадистов в Стране кедров нет. Более того, фронт войны «Аль-Каиды» исторически ещё не пересекался с Израилем (в Ливане такой «прерогативой» обладали сначала палестинцы, а потом боевики «Хезболлах»). Поэтому планы аль-Карави по обучению исламистов в Ливане очень странны — для этого на Ближнем Востоке есть куда более подходящие места, например тот же Йемен. Поэтому непонятно, что это за силы в Ливане, которым Партия Аллаха мешает воевать с «сионистским образованием». Видимо, их просто нет.

Очевидно, характер заявления аль-Карави обусловлен банальной завистью «Аль-Каиды» к «Хезболлах», которая добилась в противостоянии со своим злейшим врагом внушительных успехов (в отличие от организации бен Ладена, испытывающей большие проблемы в своей ближневосточной войне с США). Видимо, на тональности послания сказалась также «любовь» исламских радикалов к ливанской Партии Аллаха из-за её однозначной поддержки действиям армии по искоренению джихадистов из Нахр аль-Баред. Но чувство меры изменило аль-Карави. Одно дело — подвергать пустопорожней критике организацию шейха Хасана Насраллы, а совсем другое — объявить ей, с её влиянием и возможностями в Ливане, войну и поставить в весьма щекотливое положение ливанских джихадистов, с которыми «Хезболлах» при желании может разобраться за один день. Но, скорее всего, Хасан Насралла не заметит визга ничем не рискующего из далёкого королевства главаря саудовских аль-каидовцев. За последнее десятилетие «Аль-Каида» вообще наобъявляла, кому только можно, войну (самым экзотическим её врагом стал, по-видимому, Китай), пытаясь привлечь к себе внимание громогласными угрозами в адрес «врагов ислама». Но этих «врагов», видимо, стало столько, что на священную войну со всеми не хватает никаких сил, поэтому угрозы джихадистов пиаром, как правило, и остаются.

Источник: «Частный корреспондент»

Источник: Власти.нет

  • 385
  • 30.04.2010 19:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода