Запад не верит, что Янукович бросится в объятия Москвы

Читати цю новину російською мовою
Запад не верит, что Янукович бросится в объятия Москвы
Последние президентские выборы в Украине подняли большие вопросы и, может, даже тревогу. Пока еще непонятно, куда Украина двинется, будет ли это новый союз с Россией. Но по-настоящему на Западе в это никто не верит.

Известный западный аналитик, бывший шеф бюро «Нью-Йорк Таймс» при ООН, лауреат Пулитцеровской премии, редактор отдела комментариев «The International Herald Tribune» Серж Шмеман дал эксклюзивное интервью ИМК, в котором оценил эффективность отечественной оппозиции, рассказал об отношении Запада к Президенту Украины Виктору Януковичу и о надеждах, которые Запад возлагает на хозяина Кремля Дмитрия Медведева.

 — В контексте новой политики России с США и странами ЕС, о чем свидетельствует парад в День Победы на Красной площади с участием стран антигитлеровской коалиции и какое место Запад отводит Украине?

 — Киев играет большую роль в американской и европейской внешней политике. И если Украина хочет открыть себя на Запад, то Запад готов. В Украине, как и прежде, действует много американских программ, по которым сюда поступают очень большие средства. Только один факт: американское посольство в Украине насчитывает около 200 человек — это одно из крупнейших посольств в Европе.

- До недавнего времени одним из условий вхождения Украины в ЕС было вступление в НАТО, против которого выступает большинство населения, согласно последним опросам. Как Запад готов поднимать авторитет НАТО в глазах украинцев?

 — После последних опросов, после недавних событий в Украине вопрос вступления Украины в НАТО потерял свою актуальность.

 — То есть Запад готов принять Украину без НАТО?

 — Да. И европейское сотрудничество с Украиной, и другие программы сотрудничества с Украиной сегодня рассматриваются без условий присоединения Украины к НАТО.

 — Но, судя по последним публикациям в авторитетных мировых изданиях, США и ЕС имеют серьезные вопросы по поводу последних событий в Украине, особенно это касается «боевой» ратификации по российскому ЧФ?

 — Ну, поборолись в парламенте депутаты, ну, напечатали эти снимки… Кстати, у нас получился такой яркий снимок (с улыбкой), когда одному из депутатов кулак  — глубоко в челюсть. И конечно, для международного имиджа Украины это, мягко говоря, не пошло на пользу. Но, возможно, именно благодаря этому на Западе поняли, какой серьезный внутренний раскол существует в Украине. Наличие этого раскола не может не волновать, но мы понимаем, что надо с этим жить. Когда был Майдан, считали, что Ющенко — прозападный политик, а Янукович — промосковский, не очень понимая, что такое разделение является внутриукраинской политикой, а не внешней.

Хотя, конечно, последние президентские выборы в Украине подняли большие вопросы и, может, даже тревогу, но я тревоги не испытываю. Однако есть вопросы. Пока еще непонятно, куда Украина двинется, будет ли это новый союз с Россией. Но по-настоящему на Западе в это никто не верит. Я считаю, что такие колебания Украины — Россия, Запад, Россия — будут продолжаться по очереди, пока Украина не найдет свой баланс в украинской политике. Так что, я думаю, тревоги относительно политики Януковича нет, хотя есть большие вопросы.

 — Запад не обеспокоен возобновлением такой тесной дружбы украинского руководства с Кремлем?

 — Если Янукович бросится в объятия Москвы полностью, это, конечно, будет неприятно. Но пока никто не верит в это. Пока видят возвращение к полусбалансированным позициям, возможно, с несколько большим креном в сторону России, но, повторяю, никто не верит в то, что Украина полностью бросится в объятия Кремля. К тому же, сам Янукович утверждает, что хочет войти в Европейское содружество, хочет иметь открытые дела с Европой. Главное, чтобы был диалог, главное — сохранить ту открытость, которая есть сегодня. Вот я на программе «Большая политика» слушал Юлию Тимошенко, до этого был на приеме у министра иностранных дел Грищенко. За несколько дней провел множество встреч. Конечно, и не все на Западе понимают, что здесь происходит. Но я считаю, информации, чтобы это понять, достаточно.

 — А что Вас лично поразило во время пребывания в Украине?

 — Меня поразило, что украинская оппозиция состоит из личностей, вокруг себя построили минипартии. Спросить, скажем, какая это партия? Партия Тимошенко. И все, дальше можно не спрашивать. Настоящая оппозиция — это партия с платформой и программой. И именно партия будет избирать лидера, а не наоборот.

 — То есть Вы считаете, что проблема украинской оппозиции — в слишком личностном характере?

 — Да. И один из представителей оппозиции Анатолий Гриценко высказал идею, что сейчас нет лидера, на котором строить оппозицию. Это выражает идею, что оппозиция должна быть сильной личностью. А была бы партия, партия бы выбрала лидера. А так они ждут, чтобы кто-то пришел их объединил и спас.

- И в конце нашего разговора хотелось бы вернуться к недавнему параду в честь Дня Победы на Красной Площади. Войска США, Великобритании, Франции — на параде возле Кремля: это что, новая политика примирения России?

 — Это был шаг со стороны России, который, я думаю, в Европе и США приветствовали. Сейчас все стараются улучшить политику с Россией, и на это есть несколько причин. В последние годы отношения между Россией и Западом все более обострялись, это — вопрос размещения ракет в Польше, затем этот кризис с газом. И все со временем поняли, что нужно начинать отношения с белого листа. Конечно, Запад и сейчас беспокоит ситуация в России с правами человека, с телевидением, с печатными СМИ. Более того, со стороны бывших стран соцлагеря, таких как Польша и Чехословакия, немного опасаются, что в России продолжаются имперские настроения.

А с другой стороны, сотрудничество необходимо, потому что всем нужен российский газ. США, в свою очередь, нужна российская поддержка для того, чтобы остановить Иран, их ядерную программу, нужна помощь для противодействия международному терроризму, в частности Аль-Каиде т.д. И есть маленькая надежда на то, что действующий Президент РФ Д.Медведев начинает демонстрировать новую, более нам приемлемую позицию, которую Запад пытается немножко поддерживать.

 — То есть Запад пытается сделать ставку на Медведева для того, чтобы сохранить эту новую политику РФ, политику либеральности, открытости?

 — Я думаю, что в большей степени да. Путинская политика немножко пугает, а Медведев дает другое настроение, другой тон, который приветствуют. Все прекрасно понимают, что российская внешняя политика — одна, хотя и возникают мелкие разногласия. Однако, я думаю, все делают ставку именно на Медведева.

Источник: Власти.нет

  • 72
  • 18.05.2010 15:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода