Чехия тоскует по «сильной руке»

Читати цю новину російською мовою
Чехия тоскует по «сильной руке»
Объяснить любовь чешского избирателя к Карелу Шварценбергу трудно. Видимо, он играет на каких-то специфически чешских предпочтениях, потому что в любой другой стране политик с такой биографией неизбежно бы провалился.

Европейские правые одерживают одну победу за другой, успев за последние несколько месяцев выиграть выборы в Германии, Нидерландах, Великобритании и Венгрии. Теперь вот социалисты провалились на парламентских выборах в Чехии. Сами инициировали проведение досрочных выборов когда им удобно, много месяцев уверенно лидировали во всех опросах, но в последний момент все равно проиграли.

Формально «Чешская социал-демократическая партия» заняла первое место, набрав 22% голосов. Но это дает ей всего 56 из 200 мест в нижней палате парламента, шансов сформировать собственное правительство – никаких. В то время как три правые партии в сумме получили 118 мест и уже начали переговоры о создании правительственной коалиции.

Сегодняшние чешские правые сильно отличаются от тех, что правили страной в докризисные времена. Чехи не меньше других наций устали от предсказуемой двухпартийной системы, соскучились по ярким личностям и харизматичным лидерам. Поэтому крупнейшая правоцентристская «Гражданская демократическая партия» на этих выборах тоже, можно сказать, проиграла: получила всего 20% и 53 места. А возможность создать правое правительство своей харизмой обеспечила совсем другая партия – «ТОП 09» в лице своего лидера Карела Шварценберга. Именно он – яркая личность, сумевшая изменить ход парламентской кампании.

Сама по себе правоконсервативная партия «ТОП 09» («Традиции Ответственность Процветание 2009») мало что из себя представляет. Она была создана меньше года назад, поэтому не имеет ни наработанной базы поддержки, ни развитой сети отделений в регионах. С лицами, которые были бы известны широкой публике, в «ТОП 09» тоже туго. Но, несмотря на все это, Шварценберг сумел обеспечить своей партии 3-е место на выборах и 17% голосов. В Праге «ТОП 09» оказалась вообще на 1-м месте, получив 27% голосов. Более того, если бы чехи выбирали премьер-министра напрямую, то Шварценберг без труда выиграл бы такие выборы.

Объяснить любовь чешского избирателя к лидеру «ТОП 09» трудно. Видимо, он играет на каких-то специфически чешских предпочтениях, потому что в любой другой стране политик с такой биографией неизбежно бы провалился. Хватило бы одного написания фамилии: чех, не знающий немецкого, прочитает ее как «Схварценберг». Потому что в начале вместо привычного чешского Š (ш) стоит чуждое славянам Sch. Сразу видно: человек не наш, а из австро-немецких оккупантов.

Но написание фамилии – это только начало. В полном имени политика между Карел и Шварценберг стоит еще 9 слов, одно из которых, предпоследнее, – фон. Потому что Шварценберг – настоящий немецкий князь, выходец из древнего и влиятельного рода, чья история восходит еще к XII веку. Эта семья дала империи австрийских Габсбургов несколько десятков министров и генералов, а в награду за верную службу получила от Вены сотни тысяч гектаров чешских земель. Образ оккупанта-угнетателя становится еще яснее.

Сам Карел Шварценберг большую часть жизни провел за границей, в Австрии. Родители увезли его туда из Чехии еще мальчиком, после коммунистического переворота 1948 г. А назад он вернулся только после «Бархатной революции» 1989 г. Вернулся понятно зачем: власти новой демократической Чехии устроили реституцию, благодаря которой Шварценберг смог получить обратно значительную часть семейной собственности. Теперь он владеет замками и дворцами не только в Швейцарии, Баварии и Австрии, но еще и в Чехии. Получается, он еще и олигарх, захапавший кусок чешского национального достояния в смутные 90-е гг.

После всего этого только чехи – нация бесконечно далекая от любых идеологий и национальных предрассудков – могли обнаружить в Шварценберге черты национального лидера. Вальяжный аристократ с трубкой и бабочкой показался им убедительнее пламенных ораторов-патриотов.

Конечно, Шварценбергу помогли его прошлые заслуги перед чешским демократическим движением. Он активно помогал политическим беженцам, которым пришлось покинуть Чехословакию после «Пражской весны» 1968 г. Потом возглавил Международный хельсинский комитет по правам человека, был сподвижником первого демократического президента Чехии Вацлава Гавела. Из недавних карьерных успехов – пост министра иностранных дел в 2007–2009 гг.

Главное предвыборное оружие Шварценберга – простота и открытость. Даже на самых ответственных дебатах благородный дедушка ведет себя спокойно и непринужденно и не пытается изображать из себя идеального руководителя. Мол, он слишком стар и опытен, чтобы прогибаться и подлаживаться. Поэтому Шварценберг не скрывает своего возраста (ему за 70), не стесняется происхождения и богатства. Честно признается, что сам давал взятки чиновникам, а в его партии, как и в любой другой, состоят далеко не святые люди. Во время парламентской кампании князь проводил свои встречи с избирателями в пивных, под лозунгом «На пиво с Карелом». При этом в предвыборных речах Шварценберга популизма практически нет. Наоборот, он прямо призывает к борьбе с бюджетным дефицитом и государственным долгом с помощью сокращения социальных расходов. По словам князя, количество чехов, получающих от правительства тот или иной вид социальных пособий, нужно уменьшить в два раза. Начать он готов с собственных сыновей, которым государство зачем-то платит пособие на детей.

В новом правительстве Шварценберг, скорее всего, снова займет пост министра иностранных дел. Несмотря на свою популярность, князь отказался от поста премьера. Свое решение Шварценберг объяснил, как обычно, в благородно самоуверенном стиле: он не очень хорошо разбирается в вопросах экономики и как гражданин мира предпочитает заниматься внешней политикой.

Автор: Максим Саморуков, Slon.ru

Источник: Власти.нет

  • 59
  • 01.06.2010 19:54

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода