Трое на трубе. Иль двое?

Читати цю новину російською мовою
Трое на трубе. Иль двое?
В первом полугодии Украина смогла увеличить транзит газа по своей территории более чем на 30%. Это делает вопрос модернизации украинской ГТС еще более актуальным: по последним уточненным данным правительства, для реализации проекта….

Правительство настаивает, что модернизировать украинскую ГТС нужно в рамках трехстороннего объединения с Европой и Россией.

Но ЕС проявляет все меньше интереса к украинской «трубе», а Россия упорно продолжает строить «потоки». Как и кто в итоге будет заниматься модернизацией?

НА ТРОИХ ИЛИ НА ДВОИХ?

В первом полугодии Украина смогла увеличить транзит газа по своей территории более чем на 30%. Это делает вопрос модернизации украинской ГТС еще более актуальным: по последним уточненным данным правительства, для реализации проекта капремонта «трубы» необходимо 6,5 миллиарда долларов. По всей вероятности, осенью Киев намерен активизировать переговоры с российской и европейской сторонами по созданию газотранспортного консорциума.

Специалисты убеждены: главное для Украины в этих вопросах — не только и не столько обновление «любой ценой» изношенных активов «Укртрансгаза», сколько сохранение за собой статуса основного транзитера газа в Европу. Так, эксперт Украинского центра независимых экономических исследований Александр Горянчик уверен, что, учитывая строительство «Северного» и «Южного» потоков — газопроводов-конкурентов украинской ГТС, Киеву придется договариваться прежде всего с российской стороной.

 — Судя по позиции европейцев, они не очень-то спешат инвестировать средства в модернизацию нашей ГТС, — утверждает эксперт. — Ведущие газовые импортеры ЕС показали, что им не интересно инвестировать средства в украинскую «трубу»: они рассчитывают, что деньги на эти цели потратит «Газпром».

Еще в конце апреля, на встрече с Николаем Азаровым в Сочи, его российский коллега Владимир Путин предложил Киеву объединить активы компаний «Нафтогаз» и «Газпром». Предложение это вызвало тогда недоуменную реакцию украинских властей, а оппозиция сразу же начала говорить о намерении лишить Украину газовой «трубы», а заодно и самой государственности.

 — Наш, украинский, пакет в таком СП будет даже не миноритарным, наша собственность будет попросту растворена в бескрайних просторах России, — заявила лидер БЮТ Юлия Тимошенко и с размахом объявила идею объединения «Нафтогаза» и «Газпрома» «масштабным планом ликвидации» Украины.

ПАССИВНЫЕ АКТИВЫ

Впрочем, инициатива Путина, так напугавшая украинскую оппозицию, очень скоро получила разъяснение со стороны Кремля — там заявили, что никакой угрозы для газотранспортной системы Украины нет.

 — Предложенное Владимиром Путиным объединение «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» подразумевает не поглощение, а создание новой компании, — официально заявил пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. — Но будет ли это обмен активами или акциями, не стану прогнозировать — варианты будут рождаться в переговорах.

Чуть позже стала известна и суть переговоров: Россия предложила создать совместное предприятие и обменяться газодобывающими и сбытовыми активами с равным участием сторон. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, у российского монополиста есть большой опыт в обмене активами с итальянскими и немецкими партнерами. Украина, по его мнению, может внести в совместное предприятие свои мощности по добыче и транспортировке газа, а Россия — новые месторождения для совместной разработки.

 — У нас огромные запасы. Газа в XXI веке хватит на всех, — подчеркнул он. — Россия же, со своей стороны, будет инвестировать в ГТС Украины, мы объединяемся и заинтересованы в этом.

Многие украинские эксперты не видят в объединении ничего страшного: так, по словам Александра Горянчика, подобная практика широко применяется на нефтегазовом рынке во всем мире.

 — Обмен активами предприятий — это гарантия того, что будут соблюдаться интересы партнеров в дорогостоящих проектах, — пояснил эксперт. — Более того, такое объединение будет возвращением исторической справедливости. Ведь украинский и российский газопроводы — это части единой советской системы, транспортировавшей газ в Европу. Выгода — в том, что Украина получит гарантии сохранения транзита газа через свою территорию, российские деньги на ремонт и модернизацию ГТС, а также доступ к месторождениям газа в Сибири.

Впрочем, правительство не спешит с рассмотрением российского предложения по существу. На днях новый посол Украины в РФ Владимир Ельченко объяснил причину задержек и дал понять, что на скорый результат рассчитывать не следует.

 — Нужно провести оценку активов: у «Газпрома» она есть, у «Нафтогаза» ее нет пока или есть неполная, — отметил дипломат. По его словам, такая работа ведется, однако сложно сказать, когда она будет закончена.

Действительно, оценка имущества — дело непростое, особенно при заключении брачного контракта, когда каждая сторона хочет как можно выгоднее представить свою долю в будущем совместном имуществе. Однако в случае с собственностью украинской «невесты» — «Нафтогаза» — дело обстоит несколько иначе. Чем дольше будет происходить оценка украинских активов, тем быстрее будет снижаться их стоимость. Как физическая — наше газотранспортное хозяйство стареет, а значит, обесценивается, так и моральная — сооружение обходных газопроводов подрывает позиции Украины как транзитной страны. Тут главное — «не остаться в девках»…

  • 35
  • 09.08.2010 19:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода