Дети-гении Украины

Читати цю новину російською мовою
Дети-гении Украины
«Скорей бы эта школа закончилась!» — думают иногда школьники, другие — делают для этого все возможное. Как живется вундеркиндам? Об этом мы спросили их самих. Примечательно, что парни более охотно рассказывают о своих достижениях.

«Скорей бы эта школа закончилась!» — думают иногда школьники, другие — делают для этого все возможное. Как живется вундеркиндам? Об этом мы спросили их самих. Примечательно, что парни более охотно рассказывают о своих достижениях.

Иван Черевко сейчас занимает должность директора по маркетингу в одной из ведущих компаний в области образования, имея 16 человек в подчинении, в прошлом году основал собственную фирму, а пять лет назад работал главным консультантом по оптимизации поисковых запросов в компании «EuroSEO». И при этом сейчас ему… всего 19 лет.

 

Иван Черевко. В 19 лет получил в подчинение 16 человек. Из личного архива

«В 1998 году Иван поступил в Школу экстернатов, которая тогда только-только открылась, а в 2003 — ему было 12 — ее окончил, — вспоминает его мама, Марина Николаевна. — Сразу же он поступил в Киево-Могилянскую академию, откуда, в чем парадокс, сына на 4 курсе выгнали за неуспеваемость». Иван учился на эколога: «Поступая, я знал, что в курсе будет полевая практика в Чернобыле, Карпатах, которая мне запрещена по состоянию здоровья. Темой моих исследований была переработка городского мусора, потому я попросил дать мне возможность пройти ее в черте Киева. Но мне отказали, практику я таким образом не прошел и меня отчислили». Но Иван планирует вернуться к «вастонимии» (от слов «мусор» и «наука» по-латински) — так он назвал эту область знаний. А пока в этом году получил степень специалиста уже в НАУ.

Первую работу Иван получил в 10 лет: консультировал молочную компанию, которая собиралась запускать линию детских продуктов: «Раньше я готовил в МАН работу по йогуртам и обращался к молочной компании за образцами и просился работать в лаборатории. Я придумал на упаковках печатать коллекционные карты, ведь картон хороший и выбрасывать просто так его жаль».

Мама Ивана считает, что залог успеха сына в том, что он очень плотно использует свое время. Но сам парень с ней не согласен: «У каждого человека есть запас концентрации. И его надо время от времени восстанавливать. Я для этого люблю встать с рабочего места посреди дня и пойти по улице, в каком бы городе я ни был».

«В теории, сверходаренные дети могут иметь сложности с социализацией, — делится Марина Николаевна. Она, к слову, по образованию экономист, но узнав об одаренности сына, поступила учиться в Институт психологии им. Костюка, а сейчас пишет диссертацию по одаренным детям. — Но мой сын развивался быстрее не только умственно, но и социально». А сам Иван добавляет: «Держался я хорошо, но чувствовал себя как в зоопарке. Моя история обросла легендами задолго до того, как я появился в «Могилянке». И часто не оправдывал тех ожиданий, которые были у окружающих: нужно было, чтобы я «учился за всех». До 15 лет мне вообще не нужны были контакты — только формальные: учителя, одногруппники — и я прекрасно себя чувствовал! Потом друзья появились, и среди сверстников в том числе. Мне 19, но я чувствую, что старею, с тех пор, когда упоминания о ровесниках или людях младше меня начинают появляться в «Википедии».

А вот о своем бизнесе Ваня рассказывает: «Он сошел на нет, потому что я не нашел в себе предпринимательского таланта. Впрочем, я давно понял, что я не стою во главе угла, и предпочитаю стать лучшим в мире наемным работником, правда, пока не знаю, в какой сфере. Но все же хотелось испробовать свои силы: у меня было агентство, в котором работали веб-разработчики из Пакистана и Бангладеш. У них раньше была собственная веб студия, но бизнес не пошел. Они, как правило, хорошо программируют, но общаться с заказчиками из Америки, например, не умеют. Вот и я занимался этими отношениями. Вообще, мировой славы, как Билл Гейтс, гении, как правило, не получают. Для этого нужна усидчивость, умение переступить через себя, а это могут, как правило, посредственности. Я, например, очень ленивый человек. А вот нынешнее место работы очаровало меня тем, что я могу решать проблемы компании путем того, что я сейчас изучаю: прикладной статистики, искусственного интеллекта, анализа данных».

ЮНЫЙ КОЛЛЕГА. Олегу Соколову всего 11, а он уже без 5 минут 9-классник и начал программировать на языке «Бэйсик». А началось все с того, что в три года он уже бегло строчил на английском языке, школьные учебники глотал за 2 месяца, а под партой в первом классе читал приключения.

 

Олег: в 1 классе прошел учебник за 2 месяца и читал под партой приключения

«Мы не ходили в детсад и даже среди первоклашек были самыми щупленькими, — рассказывает мама Олега, Виктория. — Но ему было скучно, с учительницей насчет дополнительных заданий мы не договорились, чтобы она спрашивала с него больше и давала програму пошире. Я его убеждала, что со временем станет интересно, но чуда не произошло. С третьего класса мы учимся на экстернате, опережая ровесников на 2 года». Единственное, чего Олег никогда не любил — писать. Процесс этот он считает бессмысленным: две трети задач по математике решает устно, основных персонажей произведений запоминает на лету, а стихи учит по дороге в школу в маршрутке. На возгласы других родителей: «Вы отбираете у ребенка детство!» Виктория отвечает: «Наоборот, детства нет у обычных школьников, а у нас полдня свободных — времени хватает и на французский, который Олег знает на уровне 10 класса, и на театральную студию. Учится он на отлично, и еще занимает призовые места на городских олимпиадах».

СОЗДАЛ ПРОГРАММУ ДЛЯ СТЕРЕОМЕТРИИ


Боря собрался в программисты

Свое будущее Боря Минаев из Запорожья связывает исключительно с компьютерами, а точнее — программированием. В свои 15 он завоевал первое место на научном конкурсе Малой академии наук в категории «мультимедийные системы обучения и игровые программы», и его программа уже используется в его родной школе. «Я написал программу для обучения школьников стереометрии (раздел геометрии для старших классов, изучает фигуры в пространстве, — Авт.). Для нее нужны очки, которые раздают в кинотеатрах для просмотра фильмов в трехмерном изображении, и которые есть и в свободной продаже по 15 грн. Всем нравится, так учиться интересней и, главное, нагляднее — фигуры на компьютере можно покрутить, рассмотреть со всех сторон. Для фильмов применяют другую технологию — обычно 3D фильмы снимают двумя камерами. Кроме того, моя программа построена так, что можно самому строить модели, которые затем предстают в трехмерном пространстве. Я несколько базовых рисунков создал, остальное легко могут дорисовать учителя в зависимости от того, что им нужно», — объясняет суть своего изобретения Борис.

Сейчас он учится в 11-м классе многопрофильного лицея №10. В свое время он перескочил из 5-го класса сразу в 7-й. Но больше экстерном экзамены не сдавал — решил идти по графику, а освободившееся таким образом время потратить на программирование: «Сейчас пишу компьютерную игру. Там будут воевать между собой вирусы — это небольшая игрушка для двух человек. Задача — быстрее захватить пространство. Пока я ее так и назвал «Вирусы», но потом придумаю что-нибудь пооригинальней».

После школы Боря нацелился поступать в КПИ. С этим у него вряд ли будут проблемы: он в 8 и 9 классе занимал вторые места на республиканских олимпиадах по физике, математике и информатике. А в 10-м занял первое место сразу по всем трем предметам в области.

СТОМАТОЛОГ В УКРАИНЕ НЕ ПРИЖИЛСЯ


Крови не боится. Саша собирается лечить людям зубы

Полтавчанин Александр Костюченко пошел учиться в школу в 4 года! Сейчас ему 14 лет и он — выпускник. «Когда я обнаружила, что Саше садика мало — он и писал, и читал, и считал уже так, как того требуется от первоклашки, — то решила отдать его в школу пораньше», — рассказывает мама Наталья. Там, по его признанию, Саша чувствовал себя отлично: «У меня был очень хороший класс, да и школа была одна из лучших. Одноклассники меня очень поддерживали, не обижали и следили за тем, чтобы ребята из других классов этого не делали. В детстве мне даже булки с повидлом носили из столовой».

В 2010 году Саша закончил Полтавскую специализированную школу №3 с углубленным изучением английского языка. Тестирование сдал по трем предметам на 578 баллов (максимум — 600). Затем подал документы в киевский, полтавский, харьковский и симферопольский медвузы: «Я хочу быть стоматологом. Сначала был выбор: или стоматолог, или хирург. Я даже два раза бывал в анатомическом театре — ничего страшного, крови я тоже не боюсь. Но потом я пообщался с врачами, и они мне посоветовали выбрать именно стоматологию. У них меньше ответственность: хирург не может допускать ошибок, иначе умрет человек. Если стоматолог ошибется, то это для него лишний час работы. Чувствую, что это мое призвание, и мама посоветовала». Но на бюджет его не взяли — у него нет украинского гражданства, а свидетельство о рождении — российское. Дело в том, что его отец — гражданин России, а мама — Украины. Платить за контрактное обучение Наталья Костюченко не может (отец их оставил). В итоге сейчас мама с сыном-вундеркиндом перебирается в Москву. Там Саша планирует поступить в медико-стоматологический университет.

Саша — отнюдь не «заучка», несмотря на свой интеллект. Он, как и любой мальчишка, любит компьютерные игрушки, считает, что «попса — отстой», и любит покуролесить на переменках.

СТАЛ БАКАЛАВРОМ НА ТРИ ГОДА РАНЬШЕ


Артем. Выступать на конкурсе запрещала школа

Артем Кириенко в 18 лет (на три года раньше) получил степень бакалавра экономики в Киево-Могилянской академии, стал лауреатом престижнейшего международного конкурса «Исполнители XXI» и способен за один вечер овладеть огромным массивом литературы. «Я — мама с советскими мозгами, — рассказывает Ирина Кириенко. — Поэтому, когда Артем начал в 3 года писать, я, по совету соседки, отобрала ручку: мол, переучивать придется. Но он сам расчертил что-то вроде прописей и все равно стал копировать буковки! Пришлось пригласить учительницу, а никто за такого мелкого не брался». В этом же возрасте Артем пошел играть на скрипке, и на выпускном его, 6-летку, оценили очень высоко. В 10 лет он должен был представлять страну на международном конкурсе исполнителей, но школа была против: правила для всех одни — сиди на уроках, хоть и знаешь материал на три года вперед. И мама пошла ва-банк: отнесла документы в экстернат, причем на два класса старше. «После 9 класса, когда ему было 12 лет, мы отвели его на вступительные тесты в Могилянку, чтобы он увидел, что знания по ряду предметов ему все равно надо усилить.

С мужем пошли ему за подарком — вертолетиком. А через несколько дней узнали, что он получил вполне проходной балл!» — вспоминает Ирина. Экстернат, считает она, помог сыну плавно перескочить через психологические трудности переходного периода: «У меня был сговорчивый ребенок, казалось, что его переходной возраст и не коснется вовсе. А потом однажды в одну секунду как подменили — учиться не хочу, никуда не пойду. А тут как раз пришло время поступать, и университет его завертел, и некогда стало вредничать, на первом же курсе — в 14 лет — у него появилась 17-летняя «тетка». С группой Артем сошелся хорошо: «Я же не дурак, знаю, что нужно к людям спереди подходить, — шутит парень. — Больше того, никто и не знал, что я маленький». Подрабатывает Артем сейчас тем, что пишет научные статьи на любые темы. Мама рассказывает: «Начал, например, работу по лицензионной политике. «Это ж не твой предмет», — говорю. «Я, — отвечает, — целый рюкзак профильных книг притащил». Умение работать с любыми объемами информации, я считаю, тоже дала ему школа экстернов».

4 ПОБЕДЫ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЛИМПИАДАХ


Тузенко. Братья всегда получают одинаковые баллы. Фото: из архива лицея им. Шевченко

Близнецы Коля и Толя Тузенко прогремели в Украине в 2007 году, когда поделили первое место на международной олимпиаде по математике в Париже. Они тогда были восьмиклассниками из села Балановка в Волынской области. Их сразу же забрали в Киев, в физико-математический лицей университета Шевченко. И уже под его крылом они получили серебряные медали на международных олимпиадах по физике в Мексике, Хорватии и Казахстане.

ПРОТИВ. Еще в Балановской школе братьев не раз уговаривали перепрыгнуть через два класса — из положенных они давно выросли не только по физике и математике, но даже по гуманитарным предметам. Но парни мудро отмахивались: «Куда торопиться? Мы посмотрим мир, пособираем медали и будем учиться дальше!» А родители, простые сельские жители, даже не вмешивались в их решения: «В школе им скучно не было — им постоянно давали дополнительные задания, они дистанционно для МАН писали какие-то работы: один по физике Солнца, другой — Луны. Мы с мамой уже в начальных классах перестали понимать их учебу, просто старались не мешать. Правда, иногда вечером поздно мама книжки из рук выдирала, чтобы уже спать шли, — смеется отец близнецов Дмитрий Филиппович. — А они, вроде бы, и не росли «заучками» — пасли коров и одновременно читали, гоняли с хлопцами в футбол и еще года три назад мечтали стать футболистами». Самостоятельными мальчики стали еще в 14 — в родную Балановку приезжали только на каникулы, а жили в студенческом общежитии. В этом году парни окончили 11 класс с отличием. «Впервые, кстати, в истории лицея «олимпиадники» (да еще и международного класса) стали золотыми медалистами, — рассказывает замдиректора лицея Екатерина Давыдова. — У нас планка очень высока, из 300 учеников медали только у трех». Сейчас братья обживаются в Москве: «Отказались от президентской стипендии и льготных условий от ведущих вузов в пользу Московского физико-технического института — он один из лучших в такой специализации в мире. В Украине равных ему вузов нет. У ребят в группе — на физике твердого тела — всего 8 студентов», — рассказывает Дмитрий Филиппович.

ВСЕ ВМЕСТЕ. Кроме выдающихся способностей, у мальчиков есть и одна загадка: братья Тузенко — истинные близнецы — никто из них в учебе не лидирует. «Сегодня на одну тысячную впереди Коля, потом Леня, — рассказывает Екатерина Иосифовна. — Мы даже эксперименты проводили — рассаживали их в разные аудитории, а они даже задачи, которые можно решить разными способами, решали одинаково. А когда одному стало плохо на областной олимпиаде и его забрала «скорая», второй тоже не смог выступать. К слову, казахстанские медали на олимпиаде по физике у них серебряные только наполовину. Одному из близнецов тогда дали первое, а другому — второе место. Так вот от золота они отказались, чтобы у обоих был одинаковый результат. И тогда первое отдали девочке с 3-го места».

ЭКСПЕРТ: ПРОТИВ УСКОРЕННОЙ УЧЕБЫ

Увы, иногда учеба ускоренными темпами заканчивается плачевно. Уже в 13 Андрей К. поступил в Киево-Могилянскую академию на политологию. В школе же он активно участвовал в обменах — учился год в Небраске (США) и год в Германии, выучил три языка: английский, немецкий и итальянский. У студентов-одногруппников он был любимчиком. Стремясь стать для них «своим», Андрей участвовал в «посиделках» и делал это слишком усердно: у него начала развиваться алкогольная зависимость. Он закончил вуз сломанным человеком и окончательно рассорился с родителями, обвинив их в своих бедах: «Вы ведь хотели, чтобы я стал взрослым? Вот я и повзрослел!». «Этот случай закономерен, — объясняет директор Малой академии наук Оксен Лисовой. — Школьники в вузе попадают во взрослую среду. Интеллектуально они на равных с однокурсниками, но социально и психологически — нет, из-за чего страдают: на них смотрят как на диковинку. Могут относиться лояльно, с сочувствием, но никогда как к равному. Среди наших воспитанников экстернатников — единицы. И мы их работой загружаем настолько, насколько требует того их интеллект».


 

Дмитрий Гомон, Надежда Моисеенко


Источникс

Источник: Сегодня

  • 467
  • 01.09.2010 11:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода