Как вводить ЧП: Предчувствие «белорусского Рейхстага»

Читати цю новину російською мовою
Как вводить ЧП: Предчувствие «белорусского Рейхстага»
Коктейли Молотова в адрес российского посольства стали только первой акцией тех радикально настроенных сторонников нынешней власти, которые выступают за продление полномочий нынешнего главы государства не путем проведения выборов,

Третье нападение на посольство в союзном государстве

Ни для кого не секрет, что последние месяцы и даже годы белорусско-российские отношения переживают острый кризис. Скандалы, связанные с разным прочтением сторонами своих союзнических обязательств, чередуются с завидным постоянством. К этому уже почти все привыкли. Но произошедшее на прошлой неделе нападение на российское посольство в Минске, а затем последовавшие из Минска комментарии, приведшие к подаче посольством России ноты в белорусский МИД, выбиваются даже из этой известной всем скандальной череды событий.

Стоит отметить, что это уже не первое нападение на российское посольство в столице союзного государства. Первый инцидент случился в ночь на 1 апреля 1997 г. Тогда здание дипломатического представительства было обстреляно из автомата Калашникова. Следы от пуль были найдены не только на стенах посольства, но и соседнего жилого дома. Рядом с местом происшествия был найден брошенный автомат и несколько стреляных гильз. Никто не пострадал.

Второе нападение на российское посольство в Беларуси произошло в ночь на 1 июня 2001 г., тоже, кстати, накануне выборов, Тогда на территорию посольства неизвестными была брошена взрывчатка. Взрывом был поврежден забор, никто не пострадал. Инцидент случился за несколько часов до прибытия на минский саммит руководителей СНГ тогдашнего президента России Владимира Путина. Неизвестных, понятное дело, так и не нашли. В последний раз обошлось без последствий. В этот раз сгорела машина. «Прогресс» союзных отношений, как говорится, налицо.

Как отмечают эксперты, первый инцидент с посольством России в Минске в 1997 г. положил начало целой серии происшествий чрезвычайного характера. 4 апреля в Минске на ул. Авакяна прогремел взрыв в подъезде жилого дома. 28 апреля взорвалась газокомпрессорная станция в Крупках, а 30 апреля — участок газопровода около Узды. 10 сентября того же года сработало взрывчатое приспособление в здании Советского и Минского районных судов. 6 октября в Могилеве в подъезде своего дома в итоге взрыва погиб руководитель Комитета госконтроля по Могилевской области Евгений Миколуцкий.

В связи со взрывами в суде и на газопроводе в прессе появилась информация о появлении так называемой Белорусской освободительной армии, которая якобы взяла на себя ответственность за эти акты. В Беларуси началась работа над декретом «О терроризме».

Из приведенных примеров видно, что в первом случае нападение на посольство стало одним из звеньев той цепи, которая привела к появлению закона о борьбе с терроризмом. В этой связи логично предположить, что и события прошлой недели могут стать первым звеном, но уже в другой цепочке, которую можно было бы условно назвать «поджог Рейхстага».

Напомним, что поджог Рейхстага, который произошел 27 февраля 1933 года и сыграл ключевую роль в приходе нацистов к власти в Германии, был классической провокацией, позволившей Гитлеру и его сторонникам расправиться со своими главными на тот момент политическими противниками — коммунистами.

Цель провокаций

Что мы имеем в Беларуси? В стране сильный социально-экономический кризис. Несмотря на номинальный рост зарплаты, ее покупательная способность падает. Отношения с Россией, основным спонсором «белорусского экономического чуда» на протяжении последнего года ухудшались с такой быстротой, что достигли состояния российско-грузинских отношений, а президент республики Александр Лукашенко стал, по сути, персоной нон-грата в Москве аналогично своим двум другим политическим собратьям — Ющенко и Саакашвили.

Кроме того, Беларусь стоит накануне острых общественно-политических потрясений, связанных с проведением в стране очередных президентских выборов. Уже не вызывает никаких сомнений, что точка невозврата в отношениях Александра Лукашенко с Москвой пройдена, и Москва в условиях непрозрачности проведения выборов ни при каких обстоятельствах не признает их итоги. Очередная «оглушительная победа» Лукашенко в условиях отсутствия прозрачной и честной процедуры проведения выборов и подсчета голосов даст Москве все основания для непризнания итогов выборов с последующим введением экономических санкций против узурпатора власти.

Если Россия пойдет на такие шаги, и аналогичная позиция будет высказана США и ЕС, то будущий президент страны окажется нелегитимным. В результате в стране установится неопределённость с правовыми полномочиями основных институтов власти. Это означает, что республика окажется в сильнейшем политическом кризисе. Исходя из такой «оптимистичной» повестки дня, у власти есть только два сценария своего поведения: а) проведение выборов по вышеозначенной схеме, в результате которой она рано или поздно власть потеряет по любому с очень негативными последствиями для себя лично; б) некое иное решение, которое бы позволило избежать проведения выборов и отсрочить конец агонии.

Согласно белорусскому законодательству, единственной возможностью избежать или отсрочить на неопределенное время проведение президентских выборов является введение чрезвычайного положения: согласно ст.84 Конституции Республики Беларусь президент «в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики».

Напомним, что впервые возможность реализации властью сценария введения ЧП была спрогнозирована в материале «Возможные сценарии выборов президента Беларуси, часть 2» от 1 июня 2010 года: «Этот вариант — единственная возможность нынешних белорусских властей избежать проведения президентских выборов, которые в случае фальсификации их итогов могут быть признаны нелегитимными как в США и ЕС, что уже было неоднократно, так и в России. Однако в этом случае, если официальный Минск вопреки логике внутри — и внешнеполитических процессов все же пойдет на осуществление такого сценария, легитимность белорусской власти изначально окажется под вопросом. В результате по „белорусской проблеме“ могут начаться консультации между РФ, США и ЕС аналогично тому, как в настоящее время они идут по „киргизской“».

Во второй половине июля идею возможности реализации такого сценария со стороны власти поддержал и один из основных претендентов на президентское кресло в ходе предстоящей кампании, руководитель гражданской инициативы «Говори правду» Владимир Некляев. И если в июне и июле никаких фактов, которые бы позволяли предположить возможность развития событий по такому очень неблагоприятному как для самой власти, так и страны в целом сценарию не наблюдалось, то последние дни дают весьма обильный материал для подобного рода предположений.

Как вводить ЧП

Напомним, что согласно ст.1 Закона Республики Беларусь о чрезвычайном положении, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее  — граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Согласно ст.2 этого закона, целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а также устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.

Согласно ст.4 этого закона, чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь с соблюдением требований, установленных настоящим Законом для введения чрезвычайного положения.

Белорусский Рейхстаг

Рискну предположить, что коктейли Молотова в адрес российского посольства стали только первой акцией тех радикально настроенных сторонников нынешней власти, которые выступают за продление полномочий нынешнего главы государства не путем проведения выборов, которые хоть и будут в конечном итоге проиграны, но оставляют хоть какую-то возможность официальному Минску «сохранить лицо» и вести переговоры об отступных, а путем введения чрезвычайного положения, которое просто сжигает все мосты к отступлению.

Одновременно атака в адрес российского посольства показала, кого официальный Минск накануне стартующей на этой неделе президентской кампании считает для себя основной угрозой. Может быть, поэтому и американцы не возвращаются в свое посольство, что боятся попробовать фирменного коктейля им. Молотова накануне выборов?

Вместе с тем, понятно, что это только разминка перед боем. Те силы, которые стоят за нападением на российское посольство, понимают, что для того, чтобы и дальше дестабилизировать ситуацию в стране, и тем самым вынудить власти ввести ЧП, будут нужны еще акции устрашения. При том они должны будут идти по нарастающей. С учетом позиции официального Минска, озвученной в целом ряде комментариев, в том числе первых лиц государства, в принципе, понятно, и на кого будут вешать ответственность за введение ЧП и срыва «мирной жизни» в республике — на Россию. Вот и анархистов взяли.

В этом плане можно предположить, что нас ожидает еще не одно громкое и грязное событие накануне выборов. В этом плане, конечно, должна быть усилена охрана первых лиц государства, а также зданий — основных символов власти — администрации президента, парламента и правительства, конституционного суда и т.д, а также основных инфраструктурных объектов, прежде всего, Минска, например, метро. Намечающееся четвертое Всебелорусское народное собрание также должно проходить в условиях повышенных мер безопасности.

***

Статья была практически готова к опубликованию, как в республике произошло еще одно громкое и, к сожалению, печальное событие — был найден повешенным один из руководителей известного оппозиционного сайта «Хартия-97» Олег Бебенин, в связи с чем мы выражаем свои глубокие соболезнования его родным и близким. Понятно, что несмотря на озвученные Генпрокуратурой выводы следствия, по этому делу существует целая масса вопросов, главный из которых — зачем успешному человеку, счастливому мужу и отцу, полному творческих планов и собиравшемуся вечером на встречу, так уходить из жизни. Очевидно, что еще одна загадочная смерть одного из оппонентов режима только актуализирует всю предыдущую историю аналогичных происшествий в республике.

В настоящее время высказана одна более-менее осмысленная версия произошедшего — это статья Светланы Калинкиной, опубликованной на «Белорусском партизане». В ней речь идет о том, что эта смерть — результат внутренних разборок среди силовиков. Цель — выйти снова на первые роли тем людям, которые оказались задвинутыми на обочину «молодыми волками». Мне эта версия кажется не совсем верной, поскольку возвращаться бывшим уже некуда (власть накануне «грандиозного шухера») и незачем (они сами уже давно хотели уйти с первых ролей и ушли, и своей нынешней ролью «полностью в тени» довольны).

Соответственно, на наш взгляд, более правдоподобной является версия, согласно которой смерть Олега Бебенина — это все-таки акция устрашения актива белорусского гражданского общества накануне важнейших политических событий в республике. И эта версия целиком и полностью вписывается в сценарий «поджога Рейхстага» — сначала посольство России в республике, потом — один из руководителей одного из наиболее читаемых оппозиционных интернет-ресурсов, дальше еще кто-то или что-либо. И если какие-то силы будут идти к тому, чтобы подтолкнуть власть к введению чрезвычайного положения, то эта цепочка преступлений с их стороны будет только продолжена.

В связи с этим, однако, возникает один вопрос — каким образом введение ЧП будет способствовать нормализации общественно-политической жизни в республике и стабилизации социально-экономической? Очевидно, что т.к. ЧП вводится только на три месяца, то потом оно должно будет быть продолжено. Понятно, что за три месяца ни один вопросов из тех, что стоят перед нынешней властью, решены не будут, ЧП придется продлять. И что, так и будет жить республика от одного ЧП до другого? Понятно, что это не выход, а только отсрочка агонии режима. Значит, это подстава для нынешней власти. Почему власть с такой завидной регулярностью клюет на подставы — вопрос, конечно, интересный. Видимо, стресс, усталость, одиночество.

Источник: Регнум,

  • 66
  • 07.09.2010 07:17

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода