Белорусским журналистам приказывают «жить и бояться». «Черная метка» независимой прессе?

Читати цю новину російською мовою
Белорусским журналистам приказывают «жить и бояться». «Черная метка» независимой прессе?
Накануне похорон редактора оппозиционного сайта его коллега, редактор крупнейшей в Белоруссии оппозиционной газеты, получила послание. «Живи и бойся. Началась охота на предателей. Еще одна статья, и тебе…» — слово «конец»

«Живи и бойся. Началась охота на предателей. Еще одна статья, и тебе…» — слово «конец» анонимный автор обозначил нецензурщиной.

Светлана Калинкина, редактор «Народной Воли», обнаружила такое послание в своем почтовом ящике после того, как разместила в интернете статью с названием «Петля». В публикации Калинкина пыталась проанализировать, что на самом деле случилось с ее коллегой Олегом Бебениным, и кому могла быть выгодной смерть редактора оппозиционного сайта.

Загадочное самоубийство

Тело Олега Бебенина нашли к вечеру пятницы родственники. До этого Олег почти сутки не выходил на связь. Собирался с друзьями в кино, встреча была назначена на восемь вечера четверга, и о том, что Олег в кино собирался, утверждает последнее SMS-сообщение, отправленное с его мобильного телефона.

Это инсценированное самоубийство. Две бутылки от «Бальзама белорусского» найдены рядом с трупом. Да Олег никогда в жизни не пил и не стал бы пить эту гадость!

Ирина Халип,
журналист

В субботу следователи сообщили, что журналист покончил жизнь самоубийством на даче за городом. «Бебенин висел на самодельной петле, прикрепленной к лестничному пролету, ведущему на второй этаж дома. Рядом находился упавший табурет», — рассказал агентству БелаПАН начальник отделения информации и общественных связей УВД Миноблисполкома Александр Данильченко.

Вывод о самоубийстве подтвердила в понедельник генеральная прокуратура страны. Следственные действия продолжает прокуратура Минской области: там выясняют, почему в дачном доме раньше милиции появились «посторонние» — друзья и соратники оппозиционного журналиста.

Именно эти, примчавшиеся по зову родственников раньше милиции, друзья сообщают в понедельник подробности, укрепляющие сомнения тех, кто не верит в добровольный уход Олега из жизни.

Поводы для сомнений

Предсмертной записки следователи не нашли. В протоколах и документах, выданных родственникам, обозначено разное время смерти — с разницей в 15 часов.

Самое мерзкое, что можно сделать для запугивания журналистов, — это создать вот такой прецедент

Станислав Шушкевич,
политик

Олег не висел в петле, а опирался ногами в пол, утверждают очевидцы. Читавшие заключения медэкспертов обращают внимание: у «висевшего» в петле не были сломаны шейные позвонки. К тому же для сведения счетов с жизнью Олег, безумно любивший своего младшего сына, «выбрал» веревку от детского гамака…

«Довольно демонстративно и картинно. Это инсценированное самоубийство, — убеждена Ирина Халип, за мужество и профессионализм в журналистике получившая звание Героя Европы. — Две бутылки от „Бальзама белорусского“ найдены рядом с трупом. Да Олег никогда в жизни не пил и не стал бы пить эту гадость! Этот бальзам ведь вообще не пьют, разве что в чай добавляют при простуде».

Ирина и сотни ее коллег не верят официальной версии. У 36-летнего Бебенина не было повода сводить счеты с жизнью, утверждают они.

«Благополучная семья, смертельной или какой-то значимой болезни вскрытие не обнаружило. Впереди, на президентских выборах, нас ожидала интереснейшая работа. И Олег, всегда жизнелюбивый оптимист, просто искрился от предчувствия приближающихся событий, предвкушения работы. Нет, этот грядущий спектакль он бы досмотрел до конца», — утверждает Халип.

Олег Бебенин должен был стать руководителем предвыборного штаба Андрея Санникова, в прошлом заместителя министра иностранных дел, ныне — руководителя гражданской инициативы «Европейская Беларусь».

«Черная метка» независимой прессе?

Сайт charter97.org, создателем и руководителем которого Олег был 12 лет, — самый посещаемый и популярный ресурс информации, альтернативной официальным белорусским источникам.

В неподцензурной белорусской журналистике остались опытные и мужественные люди. Как люди и как профессионалы они понимают: защитить себя и общество возможно только предавая гласности все, что происходит, — с тобой или со страной

Светлана Калинкина,
журналист

Запрета доступа к этому сайту в Белоруссии ожидают со дня на день: в соответствии с указом президента Лукашенко правительство предпринимает меры по ограничению доступа к нежелательной интернет-инфрормации, и аналитики полагают, что аргументировать «вредность» ведущего оппозиционного сайта властям не составит труда.

Редакционный офис сайта подвергся обыску в марте, у журналистов были изъяты компьютеры и оргтехника, но сайт не прекратил работу. Обыск в тот день сотрудники правоохранительных органов пытались провести и в квартире погибшего Бебенина.

«Самое плохое что можно было сделать сейчас для ведущего оппозиционного сайта „Хартия-97“ — это убрать его редактора Бебенина, -заявляет политик, автор беловежских соглашений Станислав Шушкевич. — Самое худшее что можно сделать для потенциального кандидата в президенты Санникова — это убрать Бебенина. Самое мерзкое что можно сделать для запугивания журналистов — это создать вот такой прецедент».

Смерть Олега Бебенина — четвертая в череде не объясненных следствием трагических происшествий с белорусскими журналистами. Телеоператор Дмитрий Завадский бесследно исчез в 2000-м, через четыре года в собственной квартире была зверски убита Вероника Черкасова, вскоре — региональный журналист Василий Гродников.

«Мы не узнаем правды в этой стране, — говорит Алексей Король, редактор негосударственной газеты „Новы Час“. — Я вспоминаю, как приехал в дом к Гродникову: следы крови были по всему дому, над изголовьем постели, подушки, у меня эти снимки есть. А по официальной версии — упал с высоты собственного роста и разбил голову. Все эти случаи и нынешняя смерть Олега Бебенина — это сигнал независимым журналистам, попытка запугать нас и заставить замолчать».

Белорусские журналисты, однако, начали собственное расследование трагедии с Олегом Бебениным.

«В неподцензурной белорусской журналистике остались опытные и мужественные люди. Как люди и как профессионалы они понимают: защитить себя и общество возможно только предавая гласности все, что происходит, — с тобой или со страной», — говорит Светлана Калинкина, получившая анонимную угрозу после публикации о загадочной смерти коллеги.

Президент Европарламента Ежи Бузек призвал белорусские власти провести объективное расследование обстоятельств гибели оппозиционного журналиста. Ряд международных правозащитных организаций и журналистских союзов выразили обеспокоенность положением независимых журналистов в Белоруссии в связи с произошедшей трагедией.

Источник: Власти.нет

  • 51
  • 07.09.2010 20:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода