Донецкая элита оторвалась от Донбасса и живет рукопожатиями с Меркель и Обамой

Читати цю новину російською мовою
Донецкая элита оторвалась от Донбасса и живет рукопожатиями с Меркель и Обамой
Я бы не преувеличивал роль местных выборов и их влияние на кадровую композицию нынешнего Кабинета министров. Ни после выборов, ни, тем более, до. Ведь на переправе коней не меняют. Тем более – старых, проверенных, рабочих лошадок….

Правительство неидеальное, премьер недотягивает, но коней на переправе не меняют… «Донецкие» живут в глобальном мире, в то время как Донбасс – в мире своих проблем… О специфике и последствиях грядущих местных выборов для Украины и Донбасса рассказал в эксклюзивном интервью НОВОСТИ.dn.ua известный украинский политолог Вадим Карасев.

 — Вадим Юрьевич, в преддверии местных выборов отдельные эксперты и политики говорят о перспективе кадровых перестановок в Кабмине. Периодически даже всплывают конкретные кандидатуры на вылет – для кого-то это Тигипко, для кого-то Цушко, Ежель. По-вашему мнению – в действительности ли грядущие выборы могут стать переломным моментом для правительства Азарова?

Я бы не преувеличивал роль местных выборов и их влияние на кадровую композицию нынешнего Кабинета министров. Ни после выборов, ни, тем более, до. Ведь на переправе коней не меняют. Тем более – старых, проверенных, рабочих лошадок, коим и является нынешний премьер для президента.

Если проводить кадровые изменения накануне выборов, многие могут воспринять и интерпретировать это как свидетельство провала экономического курса новой власти, провала ее кадровой вертикали. Что наиболее важно – провалом видимости административной и экономической стабильности, которая для нынешней власти является своеобразной священной коровой. Ведь если проанализировать высказывания ее представителей, то ключевые дискурс-концепты для них –  «стабильность», «управляемость», «порядок». И люди, устав от политической турбулентности, голосовали за Януковича во многом как за определенное олицетворение стабильности. Собственно, запрос на стабильность и привел Януковича к власти. Поэтому сейчас, накануне выборов, в спешном порядке проводить кадровые замены – значит автоматически подписаться под свидетельством «Стабильность не удалась». А стало быть, и запрос избирателя не будет удовлетворен.

Поэтому, если в ближайшее время и будут какие-то замены, то они будут точечными, индивидуальными. Ведь массовая замена формирует кризисное  восприятие и сознание. Кроме того, это даст основу для критики «регионалов» со стороны недоброжелателей.

 Все свои ошибки, которые нынешнее руководство осознало после первых кадровых назначений, оно быстро подчистило – были сделаны быстрые замены, в ряде областей поменяли губернаторов. Все остальное решили оставить «на потом». Я бы сказал так – «на потом, после выборов, и то не факт».

 Кто может чувствовать сегодня себя спокойно в правительстве? Те, кто показал свой профессионализм и может спокойно работать, не задумываясь о том, когда и какие замены будут произведены. Это Колесников, Клюев, Бойко и премьер Азаров. При этом президент Янукович видит, что это правительство не супер  и сам премьер – не идеал. Скорее наоборот – он видит, что премьер, мягко говоря, не тот, который может стать премьером реформ. А реформы – это политический капитал Януковича, который он не хочет тратить просто так. Поэтому ему хотя бы по форме, для видимости нужен премьер реформ и правительство реформаторов.

Если же после выборов, в случае не совсем позитивного результата для Партии регионов, увольнять Азарова, поднимется вопрос – а кто будет премьером? Ведь это увольнение нарушить все внутриклановые балансы между группой Бойко-Фирташа-Левочкина и группой Клюева, группой Колесникова. В принципе, потенциально есть три премьера  — Клюев, Колесников, Бойко. Ну, еще Тигипко есть. Можно обыграть всех и поставить именно его. Но Янукович понимает, что правительство неидеальное, не ахти, средненькое, и премьер недотягивает. Но замена главы Кабмина – это не просто административное решение, это политическая комбинация, которая изменяет кадровую, политическую композицию. Это надо сделать красиво, аккуратно, не нарушив стабильность внутри клана. Если рванет стабильность внутри клана, то посыплется все. Собственно, опыт «оранжевых» показывает Януковичу, к чему приводят внутренние противоречия.

Поэтому предпосылок для кадровых революций я пока не вижу. К концу года действительно может заработать кадровая гильотина. Но она заработает просто потому, что некоторые не дотягивают. И прекрасно понимают это. Возможно, это будет Сивкович. Тот же Ежель, тот же Мытник. Это может быть и Тихонов. Ведь региональной политики нет, нет ее концепции. Может нарваться Табачник. Потому что он достаточно…

  — Одиозный?

Ну, я не хочу разбрасываться такими терминами, но он проводит вызывающую политику. И это начинает напрягать уже всех – не только патриотическое крыло Украины, которое очень чувствительно к таким вещам и без поддержки которого Янукович никогда не станет президентом всей Украины.

Если Янукович поставит задачу собственной украинизации, перехода на украинскую стилистику власти, то для того, чтобы получить поддержку западных регионов, ему нужно будет решать «вопрос Табачника». Я думаю, он где-то понимает необходимость этого. И неслучайно в близких к власти сферах вновь объявился Кремень. Табачник формирует вокруг себя все больше и больше недовольных, вокруг него формируется негативный контент.

Но все это, скорее всего, будет к концу года. Делать кадровые замены до выборов – значит признать провал нынешнего курса. После выборов – признать, что получены не те результаты, на которые рассчитывали. А будет делаться все, чтобы эти выборы выглядели триумфом Партии регионов. Триумфалистская стилистика очень важна для Партии регионов и в ее рамках увольнение чиновников Кабмина, кадровые замены будут выглядеть как-то неуместно. Поэтому все возможные кадровые перестановки будут сдвинуты на глубокую осень 2010 года, ориентировочно на конец ноября или даже декабрь.

  — Местные выборы в Донецкой и Луганской областях, считающихся электоральной цитаделью регионалов, впервые проходят в условиях, когда Партия регионов концентрирует всю полноту власти — как в центре, так и конкретно на Донбассе. Каких новшеств, по сравнению с местными выборами 2006 года, стоит ожидать в ходе избирательной компании Партии регионов на востоке Украины?

Вспомните, когда они были в оппозиции, они использовали общенациональные лозунги, концепции и призывы. Тогда была главной гуманитарно-идеологическая повестка – темы НАТО, «антироссийской» политики «оранжевых». Эти риторические фигуры были идеологизированы, фетишизированы и использованы в качестве ключевых треков и тем избирательной компании. Плюс к тому, поднимались темы недооценки роли востока Украины, ее индустриального потенциала. В целом — целенаправленно работали над формированием чувства ущемленности прав русскоязычного населения восточных и южных регионов Украины.

При этом в 2006 году местные выборы были упакованы в общенациональные, парламентские. Поэтому главная стратегия, главный расчет там был именно на выборы в парламент. И уже в рамках, в контексте парламентской электоральной игры небольшая часть программного контента была отведена местным выборам. Партия этим фактически не занималась, этим на свой страх и риск занимались кандидаты в мэры, в местные органы власти и региональные активисты.

Можно сказать так – на местных выборах 2006 года доминировала не местная повестка, а общенациональная, гуманитарно-идеологическая. Глобальная, я бы сказал. Это, конечно, было минусом для местных выборов, потому что выходить на локальном уровне с глобальными вопросами – это как-то не совсем понятно и правильно.

Нынешние же, предстоящие выборы, уникальны тем, что они не совпадают с парламентскими. Этим, кстати, они будут очень интересны. Главные усилия идеологов, технологов партий будут направлены именно на местные проблемы. Придется больше задумываться о вопросах муниципальной и коммунальной политики, коммунальной инфраструктуры и т.д.

Здесь важно, чтобы подоспела вторая волна реформ, о которой, кстати, сейчас говорят. Она несет в себе более низовой, муниципальный, коммунальный характер по сравнению с первой волной, прошедшей еще в 90-х годов. Первая волна прошла в сфере финансов и экономики. Сегодня, на втором этапе реформ, в повестке дня стоит реформа ЖКХ. И проблемы экономики, экономического реформирования страны, экономической мощи решаются  именно в коммунальной сфере. В этой ситуации партиям нужно менять свои подходы. Тот, кто не перестроиться, кто думает, что возьмет только за счет телевизора – тот может проиграть.

Для Партии регионов сегодня ситуация складывается достаточно неоднозначно. Я даже сказал бы некомфортно. Почему? С одной стороны, потому, что они у власти, они уже не в оппозиции. Но  медовый месяц власти и избирателей уже закончился. Сегодня разочарование политикой власти растет даже среди тех, кто ранее голосовал за Партию регионов.

Донбасс — не исключение. Более того, сегодня здесь их подпирают конкуренты. Тот же Тигипко, который пасется с ними на одном электоральном поле. Голоса разочаровавшихся и тех, кто проголосовал «лишь бы не за Тимошенко», теперь могут уйти туда. Некоторые еще не решили, за кого они будут голосовать, но за Партию регионов они свои голоса уже не отдадут.

Как их привлечь, как решить эту проблему? Начинается давление. Тот же ЕЦ в Донецке уже получил первую порцию. В дальнейшем могут получить и другие. Потому что есть боязнь, что могут появиться темные лошадки, которые смогут взять электоральные бастионы Партии регионов.

Поэтому для местных выборов «регионалам» сейчас нужно найти тему. На «социалке», например, уже поехать нельзя, потому что теперь именно они несут ответственность за нее в регионе. НАТО тоже уже брать нельзя. Сейчас регионалы не могут говорить «мы против НАТО», потому что они сами с ними сотрудничают. Да и вообще эта тема уже неактуальна. На время, по крайней мере.

В результате получается, что единственный неиспользованный в этой ситуации гуманитарный электоральный резерв – это русский язык,  как язык регионального значения. Вот с законом о языках регионалы еще поносятся с целью показать, что они выполняют гуманитарные заветы своего электората.

Подводя итог, я думаю, что электоральная стратегия Партии регионов на местах будет следующей: 1) включить админресурс и прессовать электоральных конкурентов, 2) держать электоральную оборону с помощью административных ухищрений и держать под контролем территориальные комиссии, 3) Плотно работать с региональными СМИ.

 — Вы сделали акцент на особой роли ЖКХ в грядущей избирательной кампании. ЖКХ – традиционная сфера ответственности местных властей. На Донбассе «Партия регионов» и «местная власть» — синонимы уже многие годы. И хвастаться донецкому и луганскому жилищно-коммунальному хозяйству особо нечем. Как регионалы будут вести себя с этой темой в восточных областях?

Ну, вот как-то будут. Будут говорить, что критика в их адрес — это демагогия. Что, мол, «они критикуют, а мы делаем». Наверняка стоит ожидать коммунальных перфомансов местных властей  с лопатами, асфальтоукладчиками и тому подобное. Но, в принципе, эта тема для них невыигрышна и невыгодна. Во-первых, нет оригинальных идей, и, во-вторых, возникает вопрос – а что вы делали до этого? Не видели реального положения дел?  А если вы не смогли предугадать, что будет такая ситуация –  тогда вы плохие политики. Политик должен видеть на 10 лет вперед, у него должен быть план.

Здесь в ход пойдет админресурс и попытки компенсировать свою слабость гуманитарными проблемами. Электоральный спасательный круг для регионалов сегодня  – русский язык. Его еще можно взять и удержаться на плаву.

 — В ситуации, когда для Партии регионов у себя же «дома» есть очень невыгодные предвыборные темы – кто на Донбассе является для них большей угрозой – идейные антагонисты, такие как БЮТ, либо более близкие политсилы, такие как, скажем, «Сильная Украина»?

Ни те, ни другие. Я скажу почему. Потому что, допустим БЮТ – он же для Партии регионов как на ладони. Известно, что они будут говорить. Они друг с другом давно воюют и знают примочки друг друга. Они знают, что Юля будет митинговать, для них это не сюрприз и не неожиданность. А когда ты понимаешь, что будет делать твой соперник, ты всегда выстраиваешь адекватную стратегию.

Дальше, что касается близких сил. Допустим той же «Сильной Украины» Тигипко. Здесь позиция у «регионалов» тоже проста — да, мы держим их на дистанции, на коротком поводке. Тигипко – в Кабмине, его политическую силу – здесь, в области. Они вроде бы как наши партнеры и они далеко не зайдут. Словом, Тигипко для них тоже известен, тоже предсказуем.

А вот что их страшит? Что появляются какие-то новые силы. Тот же ЕЦ. Они не знают, что это, они боятся. Это позиция любого консервативного человека постарше – он боится, что молодняк его обскачет.

Регионалы боятся молодости, их страшит  новизна, креатив. Этот молодняк уже добился чего-то. И эти люди делали свой бизнес не на преференциях, не на металле, не на льготах по ГМК. Это люди, которые создают бизнес, создают добавленную стоимость. Им не перепало при развале Советского Союза. Они сами смогли в этом прессе выжить и выскочить. И сейчас они могут выскочить, вопреки админресурсу.

 — В завершение  — вопрос в отрыве от темы местных выборов, более глобальный для востока Украины. В 2008 году, когда в стране начали проявлять себя последствия финансово-экономического кризиса, в экспертных кругах стали говорить о росте протестных настроений в украинском обществе. Серьезно обсуждалась перспектива массовых выступлений недовольных жителей промышленного востока страны. Но тогда все обошлось. Как вы оцениваете вероятность протестных выступлений Донбасса сегодня?

Негативные социальные настроения, негативные социальные ожидания сыграли свою роль на выборах 2010 года. Не было бы кризиса – я не уверен, что результаты выборов были бы такими, какими мы их получили.

Но на социальные протесты сегодня я бы не очень надеялся просто потому, что в Украине нет профсоюзного движения. Вот на днях во Франции была общенациональная забастовка против повышения пенсионного возраста. Два миллиона человек вышло только в Париже. В Украине выйдет  тысяча – и власть уже боится, «орлы Могилева» перекрывают протестную логистику, чтобы никто не вышел. Потому что в понимании нынешней власти стабильность – это когда как на кладбище, а не когда стабильны цены и зарплаты.

А политическая система сегодня не может инструментализировать и утилизировать социальный протест. Потому что многие протестующие – либо экологи, либо те, кто недоволен социальной ситуацией, недоволен ценами – все они не хотят связываться с политическими партиями.

Сегодня партии замкнулись в своем элитарном пространстве, сформировали замкнутую структуру закрытых элит и люди партиям уже попросту не верят. Сейчас политические силы могут только устраивать митинги. Люди на них придут, но многие при этом протестуют на индивидуальном уровне. Это индивидуальный протест. Он выражается в плохом состоянии, в депрессии, в алкоголизме, аполитизме. Это «уход в себя» вместо того, чтобы социальный протест вышел в политическую систему и оказал влияние на решения, которые принимает власть.

Социальные протесты в нынешних условиях безусловно будут нарастать. Но это имеет смысл тогда, когда они транслируются на уровень политики. А что мы видим? Мы видим падение рейтинга Партии регионов с 40 до 26%, но при этом не растет и рейтинг оппозиции. Это значит, что люди начинают все меньше и меньше верить тем политическим силам, которые сформировались в Украине за последние годы. Политическая система находится сегодня в кризисе. Она ждет новых игроков, которые могут перезапустить партийную систему.

 — По-вашему в этом вопросе Донбасс идет в ногу с Украиной?

Совершенно верно. Раньше ведь, знаете, казалось, что «оранжевые» виноваты. А тут уже свои, «регионы». И теперь Донбасс видит, что Партия регионов – это партия не Донбасса, это партия большого, олигархического бизнеса. Партия тех, кто когда-то в Донбассе начал зарабатывать деньги, но сейчас себя связывает с глобальной финансовой элитой, с международными фондами и международным футболом. Донецкая элита уже оторвалась от Донбасса. Она живет в Европе, рукопожатиями с Меркель и Обамой, встречами с бизнесменами и Платини. Они живут в глобальном мире, а Донбасс живет в мире своих проблем. Поэтому и нужно, чтобы здесь появились новые политические силы, которые должны решать именно проблемы Донбасса, а не проблемы отечественного футбола, финансовых потоков и т.п.

  • 54
  • 14.09.2010 04:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода