Новые смыслы Украины

Читати цю новину російською мовою
Новые смыслы Украины
Недавние визиты Виктора Януковича за рубеж показали: Украина получила нового президента, рассмотреть которого оказалось проще на расстоянии. Этот ранее неизвестный лидер способен за полчаса закалить, а не накалить отношения с китайским…

В последние месяцы на Украине часто говорят о притеснении свободы слова, о цензуре, о новом формате отношений власти и СМИ. Не буду комментировать эти разговоры. Как-нибудь в другой раз. Сейчас предлагаю прочитать статью, опубликованную на днях в украинском «Профиле». Удивила меня эта статья. В журнале она вышла под шапкой: «Колонка автора». Этот формат подразумевает полную свободу самовыражения — автор волен любить, обожать, обожествлять кого угодно. Но журналист, как оказалось, написал совсем не колонку. В репортажном стиле нам рассказывают о том, как президент Янукович выступал в Нью-Йорке, как ему «внимали и кивали» Генри Киссинджер и Владимир Гусниский, как все украинского лидера поняли и полюбили. Короче, не знаю, как назвать этот журналистский продукт. Что вы думаете?

Время новых смыслов

Недавние визиты Виктора Януковича за рубеж показали: Украина получила нового президента, рассмотреть которого оказалось проще на расстоянии. Этот ранее неизвестный лидер способен за полчаса закалить, а не накалить отношения с китайским председателем Ху и за 27 минут объяснить Атлантическому совету США, почему Россия нам дороже НАТО. Этот новый президент четко формулирует свежие месседжи, хотя само это слово и не употребляет.

Рабочий, а не официальный статус недавнего визита Януковича в США не помешал ему удачно выступить в ООН и показать Атлантическому совету, что в Украине обновился не только президент. Сама страна становится другой.

Януковичу внимали и кивали лауреат Нобелевской премии мира, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и опальный российский олигарх Владимир Гусинский. После президентского выступления Гусинский подошел к украинской делегации с полушуткой-полувопросом: «Когда меня в гости ждете?» Делегаты рассмеялись: приедь он в Киев, его обязаны будут задержать и депортировать в Россию.

Янукович в Атлантическом совете ответил всего на три вопроса, заданных экспертами, но успел обрисовать то, что он будет делать с Украиной. Эта встреча была не для журналистов, но мне удалось на нее попасть.

Атлантические тезисы Януковича, озвученные не на публику, а для американских партнеров, оказались четкими, резкими и неожиданными. Янукович рассказал, что выборы 2004 года считал обычным соревнованием, участвовал в нем как спортсмен со стажем, но ему устроили бои без правил.

Янукович уверен, что после 2004-го «люди почувствовали себя более свободными и начали высказывать свою точку зрения». «Я признаю демократические приобретения Оранжевой революции и считаю, что их надо продолжать», – шокировал Янукович Совет.

Сейчас Украина, по его словам, стала более единой, чем за все годы независимости. Во внешней политике она – предсказуемый партнер, добивающийся баланса и нового уровня отношений с Россией, Европой и США. Само перечисление Януковичем партнеров в таком порядке дает нашей внешней политике новый ориентир.

«Мы не играемся в политику, мы ее делаем», – сказал Янукович. Он не просто дал понять Совету, что вопрос о вступлении Украины в НАТО окончательно снят и внеблоковость – это надолго. Президент эту мысль четко зафиксировал.

Глядя на Гусинского и прочих бизнесменов, собранных за овальным столом Совета, Янукович обнародовал еще один атлантический тезис: он как первый руководитель промпредприятий, имеющий 23-летний стаж, поведет страну к либерализации налоговой и разрешительной систем. В переводе с дипломатически атлантического на человеческий язык это означает: во внутренней политике Украина будет защищать инвесторов, а во внешней – отечественного товаропроизводителя.

Собственно, пример такой защиты был замечен во время визита Януковича в Китай, когда его сопровождали бизнесмены, суммарный капитал которых превышал $10 млрд.

«Мы модернизируем государственную машину», – объяснил Янукович Атлантическому совету. Причем не в будущем, а в настоящем времени.

Эта новая схема приоритетов еще не осознана самой страной. Пока она пытается свыкнуться с системой, при которой партия власти действительно руководит процессами. К тому же не только в Киеве, но и в регионах. И не только в преддверии местных выборов, а постоянно и безостановочно.

Новые правила лавирования между Востоком и Западом, озвученные Януковичем в Берлине, повторенные в Пекине и зафиксированные в Нью-Йорке – это не межкапельная система передвижения Леонида Кравчука. Это самоуважительная поступь страны, которая нащупала свое место в мире.

«Соглашаясь с другими, не нужно становиться эхом», – повторяли Януковичу в Пекине высказывание Конфуция. Теперь он воплощает этот посыл в Украине и далее везде.

Отсюда и еще одна особенность атлантических тезисов: Украина теряет былую предвзятость и становится объективной ко всем странам. Она больше не портит отношения со Штатами, Китаем и Россией. Она – государство, умеющее договариваться, принимать инвестиции и экспортировать свою продукцию.

До сих пор украинская политика походила на два автомобильных шедевра, выставленных в Берлине у Бранденбургских ворот. Первый – новый тюнингованный Mercedes, лоснящийся на подиуме. Второй – Trabant, чьи нестремительные формы теперь вызывают только поток издевок. Trabant тоже едет, он спас Германию от неподвижности. Он имеет большее, чем Ющенко, право на выражение «мой народ», потому что действительно народен. Но он устарел безвозвратно. Пришло время пересаживаться на Mercedes. Пришло время новых смыслов.

Для Виктора Януковича их появление – вполне осознанная необходимость. Об этом он говорил в Германии, прогнозируя подъем Украины на 40 позиций в рейтинге бизнес-привлекательности и на 10 – в списке конкурентоспособности товаров. Об этом он сообщил деловым кругам Германии. Об этом он рассказал и в Нью-Йорке – и был услышан.

И хоть Атлантический совет, смеясь, предлагал Януковичу созвать конференцию по Оранжевой революции, он оценил президента не как героя вчерашнего дня и позапрошлого времени. «Все, что мы делаем теперь – показываем, что нельзя поступать так, как «оранжевые», – заявил Янукович, вызвав в зале громкий шепот.

О главном достижении революции, о свободе слова Янукович говорил в Нью-Йорке многократно, хотя эта тема и считалась для него невыгодной. Президент рассказал, что ущемлений свободы слова с его стороны или со стороны его Администрации нет. Обратное не смогли доказать ни эксперты овального Атлантического стола, ни дамы в вышиванках и «коралях», собравшиеся с пикетом под украинским представительством при ООН. Они держали плакаты «Украина не на продажу», но не могли объяснить, что ж такое здесь продается. Да и говорили дамы между собой на русском. Да и не переживали о том, что пекутся о судьбах родины из-за рубежа и возвращаться не собираются.

Нью-йоркский быстрый и горячий дождь распустил пикет за считанные минуты, а неявка украинской диаспоры на встречу с Януковичем и вовсе расставила все акценты.

Кстати, во время выступления Януковича в Атлантическом совете за главным экспертным столом сидела Мирослава Гонгадзе. Ее пригласили позадавать вопросы. Но претензии к Януковичу Мирослава так и не озвучила.

Во время недавнего визита в Китай фамилию украинского президента написали иероглифами, второе значение которых «усилие, наука, защищать, удивительный». Похоже, все эти стадии Янукович уже прошел, заставив и Восток, и Запад удивиться той Украине, которая есть, и новой, которая будет.

Источник: Эхо Москвы

  • 59
  • 08.10.2010 06:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода