Режим Карзая: начало конца
Читати цю новину російською мовоюВсе в мире повторяется, причем в первый раз в виде трагедии, а во второй — в виде фарса. Именно эта мысль всплывает в голове от сообщений о том, что президент Афганистана Хамид Карзай начал мирные переговоры с движением «Талибан».
Точно такие же переговоры начинал в далеком уже 1989 году и в такой же примерно военно-политической ситуации президент Афганистана Мухаммед Наджибулла. Он так же, как сейчас Карзай, начинал политику «национального примирения», пытался привлекать на свою сторону моджахедов и даже готов был делиться с ними властью. Чтобы умиротворить жаждущих власти оппозиционеров, Наджибулла использовал авторитет старейшин «Лойя джирги», всеафганского совета племен, как это сегодня пытается делать афганский президент. Но жизнь Наджибуллы закончилась на виселице одной из кабульских площадей ровно через три года после того, как он начал с моджахедами переговоры о «национальном примирении».
Правда, его судьба могла бы быть другой, если бы Наджибулла просто убежал из Кабула за границу. Так сделали многие из его сторонников — я сам встречал нескольких таких в Лондоне, они продают жареные каштаны недалеко от моста Тауэр. Но Наджибулла был слишком горд для столь постыдного завершения своего правления, поэтому предпочел дожидаться решения судьбы в здании представительства ООН в Афганистане. В 1992 году фанатики-талибы, не имевшие понятия о дипломатическом иммунитете, просто взяли здание штурмом и арестовали своего бывшего президента.
Переговоры идут уже полтора года
Нынешний глава Афганистана Хамид Карзай, на днях признавшийся в интервью американскому телеканалу CNN, что афганские власти действительно ведут переговоры с лидерами движения «Талибан», мало кого удивил. До этого он уже пытался использовать для налаживания контактов с талибами «Лойя джиргу», однако отряды партизан обстреляли то место, где она проводилась, ракетами. А примерно года полтора назад появились слухи о начале прямых переговоров между представителями Карзая и лидера талибов муллы Мохаммеда Омара. Они начались в 2009 году в Саудовской Аравии встречами талибов и представителей правительства, но долгое время не приносили никаких результатов из-за позиции движения «Талибан», уверенного в неизбежности победы. Однако самые последние переговоры начали сближать позиции сторон, поскольку посланники талибов получили поддержку муллы Омара, находящегося на территории Пакистана.
Причем ранее лидеры талибов отказывались вести с афганским правительством какие-либо дела до полного вывода из Афганистана иностранных войск. Но сейчас они, понимая, что в ближайшее время натовские силы и так покинут Афганистан, решили использовать контакты с правительством для более быстрого и безболезненного продвижения к власти. А чтобы укрепить свои переговорные позиции, предприняли целую серию нападений на подразделения афганской армии и натовские колонны, везущие грузы для войск международной коалиции.
НАТО пришлось извиняться перед Пакистаном
Сейчас талибы контролируют до 80 процентов территории провинции Кундуз на севере Афганистана, а также обширные пространства на северо-востоке, юге и юго-востоке страны. На территориях Пакистана и Афганистана только за последний месяц они смогли сжечь несколько десятков грузовиков НАТО с горючим, боеприпасами и даже с бронеавтомобилями «Humvee». Только за июль-август в Пакистане талибы сожгли 6 грузовых колонн, за сентябрь осуществили еще более 20 таких же нападений, причем практически всегда результативных. Это говорит о хорошей подготовке их операций и сильной поддержке Пакистана. 6 октября они опять сожгли от 20 до 40 машин, а общий счет натовских людских потерь начал зашкаливать за сотню в месяц.
Сейчас через Пакистан проходят около 70 процентов грузов для войск США и их союзников, расположенных в Афганистане, большая их часть доставляется через терминалы в окрестностях Пешавара и Исламабада. Однако 30 сентября ракетой с американского беспилотника в пакистанском районе Оракзай были убиты три пакистанских солдата. В ответ Исламабад закрыл главный транспортный узел Торхам, через который в Афганистан направлялись войскам НАТО грузы, в первую очередь горючее. А талибы тут же совершили ряд успешных нападений на колонны, пошедшие в объезд Торхама. В первых числах октября были сожжены более 20 грузовиков под Исламабадом, в четверг, 7 октября, последовала еще одна успешная атака. По данным пакистанской полиции, были сожжены более 50 грузовиков, направлявшихся с грузами для НАТО в Афганистан.
На границе Пакистана и Афганистана сейчас скопилось до 7000 машин, которые не могут попасть к войскам. Представитель пакистанских властей заявил, что нормальный транзит грузов для сил НАТО «может быть возобновлен лишь после того, как стихнет гнев народного негодования в связи убийством солдат». Чтобы разблокировать главную дорогу, НАТО пришлось извиняться перед правительством Пакистана за свой налет.
Талибы действуют с позиции силы
Так что переговоры с представителями Карзая боевики ведут не как просители, а с позиции силы, диктуя свои условия. Их поддерживает то, что, несмотря на подавляющее превосходство сил НАТО (146 тысяч солдат) и правительственных войск ( 220 тысяч человек против примерно 30 тысяч партизан), перевес в технике и вооружениях, талибы значительно более мотивированы и способны умереть за освобождение родины от иностранцев и местных лакеев. А вот солдаты афганской армии и полицейские как раз и не отличаются силой духа и стойкостью в боях. Их мотивация низка, а казнокрадство и коррупция, цветущие в кругах людей, приближенных к президенту и его родственникам, лишает солдат желания класть голову за то, чтобы брат или кузен Карзая смог положить в карман очередной миллион долларов.
Судя по содержаниям переговоров правительства с оппозицией, Хамид Карзай призывает ее заключить договор, по которому представители «Талибан» смогут войти в подобие будущего «правительства народного единства», а войска НАТО начнут покидать Афганистан. Кроме того, предполагается, что талибам будет позволено держать своим контролем те провинции страны, где их позиции наиболее сильны.
Правительство Афганистана даже учредило мирный совет из 70 членов, усилия которого будут сосредоточены на продвижении переговоров с лидерами «Талибан». Но переговоры идут под грохот взрывов по всей стране, очередной теракт произошел в среду в Кандагаре, где в результате двух мощных взрывов погибли 9 человек, еще около 30 получили ранения различной степени тяжести.
Даже местные аналитики считают, что пока все усилия правительства Карзая, направленные на достижение примирения с оппозицией, не встречают положительного отклика у противоположной стороны. Дело осложняется и тем, что правительственным войскам противостоят не только талибы, но и Исламская партия Афганистана бывшего премьер-министра Афганистана Гульбеддина Хекматиара, которая хорошо вооружена и закалена в боях, поскольку воевала еще с советскими войсками с правительством Мухаммеда Наджибуллы. Хекматиар в качестве главного условия начала переговоров с властями требует полного и безоговорочного вывода из страны войск США и НАТО. Так что, даже договорившись с талибами, Карзай не сможет закончить войну, поскольку на это не согласится Исламская партия Афганистана.
Кроме того, свое слово еще не сказал и Пакистан, спецслужбы которого в свое время создавали и вооружали отряды моджахедов для борьбы с СССР, затем — талибов для борьбы с правительством Наджибуллы, а затем вместе с ЦРУ — и «Аль-Каиду». Характерно, что в начале этого года в пакистанском городе Карачи был захвачен влиятельный лидер «Талибан» Абдул Гани Барадар. Выяснилось, что Барадар вел тайные переговоры с афганским правительством в Кабуле о мире. И тот факт, что пакистанские спецслужбы арестовали именно того, кто пытался играть роль миротворца, говорит об их отношении к мирным переговорам талибов с правительством Карзая в обход Пакистана. Причем считается, что пакистанцы специально устроили ему ловушку, поскольку свои действия он не согласовал со спецслужбами Пакистана.
И сегодня Пакистан, хотя и считается одним из главных союзников НАТО в регионе, продолжает вооружать талибов, позволяет бойцам его отрядов отдыхать после боев и лечиться на своей территории, а также готовит боевиков в своих лагерях. О чем, кстати, рассказали секретные данные американской разведки, недавно опубликованные на сайте «Wikileaks», страшно напугавшие американское общество. Так что неспокойная ситуация в Афганистане на руку Пакистану и показывает его как сильный противовес растущей военной мощи Индии в регионе.
Сейчас талибы хорошо знают, что до вывода 146-тысячной группировки западных войск из Афганистана остается уже менее года, после чего правительство Карзая останется без иностранной защиты и прикрытия. Они также понимают, что натовские планы по выводу войск не могут быть изменены или отложены, поскольку длительная, дорогостоящая и бессмысленная война где-то далеко в Азии уже невероятно утомила общественность и в США, и в Западной Европе. Поэтому в их интересах затягивать переговоры с Хамидом Карзаем, ослаблять его позиции непрерывными атаками на коммуникациях, терактами в городах, обстрелами блокпостов.
И ясно, что после ухода НАТО режим Карзая, заработавший в стране незавидную репутацию коррумпированной американской марионетки, продержится недолго. Фрагментация страны на районы, контролируемые талибами, Исламской партией Афганистана и правительственными войсками, очевидна даже сейчас, и в дальнейшем только усилится. Нынешняя афганская армия слаба и даже не ведет наступательных операций, полагаясь в этом на натовцев.
Даже у Наджибуллы армия была сильнее
Нынешние афганские вооруженные силы слабы даже по сравнению с солдатами президента Наджибуллы, которых идейно вдохновляли такие влиятельные политические движения, какими были «Хальк» и «Парчам». Как ни странно это может звучать, но солдатами Наджибуллы двигала идея борьбы за «светлое будущее Афганистана», а не та зарплата, которую платит нынешнее правительство своим военнослужащим.
Поэтому даже после ухода советских войск оставшиеся в одиночку войска Мохаммеда Наджибуллы могли длительное время наносить противнику тяжелые поражения, смогли подавить мятеж бывшего министра обороны генерала Таная, а в июне 1989 года даже разгромили объединенные силы оппозиции под Джелалабадом. И лишь полное прекращение поставок оружия Советским Союзом, на чем настояли Соединенные Штаты, определило их конечный разгром и гибель президента Наджибуллы.
Так что история, как всегда, повторяется. Начало переговоров афганского правительства с талибами – это начало его конца. И, скорее всего, конец будет примерно таким же, как это было в 1992 году, когда моджахеды и талибы захватили оставленный иностранными войсками Кабул.
Просто вопрос в том, когда и в какой форме это произойдет.
Источник: KMnews
- 140
- 12.10.2010 17:13
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: