Какой из Януковича Кучма?

Читати цю новину російською мовою
Какой из Януковича Кучма?
Вот уже две недели, как «Виктор Янукович стал Леонидом Кучмой», — украинские медиа продолжают писать об отмене Политреформы-2004. Избирательная кампания явно ушла на второй план: похоже, ее исход мало кого занимает, между тем послед

Вот уже две недели, как «Виктор Янукович стал Леонидом Кучмой», — украинские медиа продолжают писать об отмене Политреформы-2004. Избирательная кампания явно ушла на второй план: похоже, ее исход мало кого занимает, между тем последствия «конституционного демарша» на сегодняшний день главная тема политической передовицы, будь то «Зеркало недели» или «Левый берег». Впрочем, известная логика в этом есть: если депутаты Рады так легко расстались со своим «первородством», то чего ждать от будущих депутатов местных советов?

Собственно, Алексей Мустафин в «Зеркале» препарирует именно парламентскую коллизию, припомнив нынче подзабытое, но популярное в эпоху Кучмы  слово «имплементация». Статья называется очень длинно: «Четырнадцатое термидора Виктора Януковича, или Как правильно приручать парламенты, чтобы не было смысла их разгонять».  Суть ее в том, что «добровольно ограничивая собственные права, нардепы, по сути, лишали смысла свое собственное существование. Зачем стране содержать целых 450 человек парламентариев и целую армию их помощников, если народные избранники не хотят ни формировать правительство, ни контролировать исполнительную власть,  … голосуя по взмаху руки «координатора»?». Но смысл смыслу рознь. Или скажем так: кроме смысла в жизни у депутата есть много других увлекательных вещей. И сговорчивость депутатов объясняется их желанием продлить свое пребывание в здании на Грушевского. На год или на пять лет – есть варианты. (О прохождении проекта продления депутатских полномочий и перенесении парламентских выборов на сентябрь 2012-го сообщает парламентский корреспондент «Коммерсанта»). Автор «Зеркала» вспоминает  по этому поводу т.н. Долгий парламент и знаменитую цитату из Кромвеля: «Вы слишком много заседали. Ради Бога, уходите!».

Но там есть еще одна небольшая интрига, на ней тоже уже успели потоптаться аналитики:  Янукович имел право распустить парламент, это право было у Ющенко и даже у Кучмы в конце его срока. Конституционная реформа как будто отыгрывает ситуацию на состояние 1996-го года, в чем-то затрудняя процедуру (но в чем-то и упрощая, — подробно об этом писал Мустафа Наем в «Украинской правде»).   Зато теперь у Януковича нет необходимости «считаться со спикером, никак не желающим сложить себе цену». (Хочется думать, что Владимир Михайлович Литвин не последний спикер в истории независимой Украины, но автор «Зеркала» и его читатели, похоже, уверены, что другой схемы поведения у человека, занимающего это кресло, нет и не будет). Отныне, чтобы «убрать» спикера достаточно 226 голосов, а не 300, как раньше. Т.е. достаточно простого большинства. «После того, как Конституционный суд урезал возможности Президента распускать парламент, у него осталась единственная мере воздействия на Верховную Раду — «распускать» спикеров», — не без изящества формулирует «Голос.ua». Иными словами, вместо громоздкой и утомительной процедуры «роспуска парламента» теперь имеем простой и изящный «роспуск спикеров». 

«Голос» очень подробно разбирает все последствия, и практические и юридические. Здесь полагают, что в ходе дальнейшей «подгонки» депутаты проголосуют за смешанную модель выборов, сразу понизив рейтинги и возможности партий, а также «подавив» их лидеров. Для партий-неофитов, вроде «Сильной Украины» или «Фронта перемен» это серьезный удар. «Голос» отмечает еще одну любопытную тенденцию, связывая ее почему-то с сакраментальным решением КС: массовое бегство судей всех инстанций. Как это связано с отменой Политреформы – бог весть, скорее, речь о зачистке. Но в одном обозреватель «Голоса» Мария Бакушинская безусловно права: «Судьи становятся заложниками политически конституционных конфликтов». Проблема лишь в глагольной форме: судьи не стали тут заложниками в одночасье 30 сентября. Они уж могли привыкнуть за столько лет, и прежде их такое положение дел, кажется, мало пугало.

Фактически, настоящим последствием Конституционной реформы Януковича станет упразднение оппозиции. Теперь любят цитировать Александра Ефремова: «Конституцией не предусмотрено такое понятие, как оппозиция». Впрочем, настоящей оппозиции в этом составе парламента у Януковича и без того не было, так что в продлении его полномочий одинаково заинтересованы обе стороны.

Навязчивый мотив постреформенных рефлексий выглядит приблизительно так: «Какой из Януковича Кучма». Аналогия, в самом деле, напрашивается. «Левый берег», намереваясь «развеять мифы» о Януковиче и заменить их «правдой», которая в итоге оказывается в лучшем случае слишком похожей на «миф», а в худшем … еще хуже, вспоминает о знаменитой системе «сдержек и противовесов». Кучма ее сложным образом выстраивал, такова была его «демократия», или, если угодно, «консенсус». Янукович ее выстраивать не умеет, так что он в принципе разрубил этот узел: теперь все проще, «всьо будет Донбасс». Соня Кошкина из «ЛБ» честно пытается «развеять» миф: «Балансы, сдержки и противовесы у Януковича, как ни парадоксально, остались. С той разницей, что Кучма сперва выстраивал оные из представителей разнообразных «команд», «региональных кланов» на собственное усмотрение. … Виктор Янукович тоже формирует систему сдержек и противовесов, но, в отличие от Леонида Даниловича, выстраивает ее из представителей одной группы, одного клана, одной региональной команды». Иными словами, — да, «всьо будет Донбасс».  Зачем был весь этот вымученный «огород» — непонятно. Впрочем, «ЛБ» ставит «запятую», ключевое слово, говорят нам, — «пока». Пока «король играет свиту». В какой-то момент он себе этого позволить не сможет. Когда этот момент наступит? «Когда рейтинг Виктора Федоровича  преодолеет «психологический барьер» 12%. Почему 12%? С такого показателя он – премьер-министр «первого призыва» – начинал электоральную борьбу с тогдашним оппонентом Виктором Ющенко».

И, наконец, в последнем номере «Эксперта» на сцену выходит сам Леонид Кучма. Статья (точнее – интервью)   называется «Второй о четвертом», подзаголовок обещает сенсацию: «Леонид Кучма выступает против внесения изменений в Конституцию Украины путем возвращения к старой редакции Основного закона. По его мнению, это угрожает правовым хаосом».

Дальше следует преамбула, суть ее в том, что Янукович не сможет стать «вторым Кучмой» в «посторанжевой» Украине, потому что Кучма стал Кучмой в Украине посткоммунистической. Затем следует длинное интервью со вторым президентом, единственным, кто сумел удержаться на Банковой два срока. Как ему это удалось? Секрет, надо думать, в том, что в реальности Кучма сказал все, что обещает нам подзаголовок. «Эксперт» не наврал: Кучма, в самом деле, против внесения изменений в Конституцию. Вернее, Кучма сказал так: «Я не вижу государственной, подчеркиваю, государственной необходимости неотложного внесения изменений в Конституцию. Тем более таким образом. Есть четко определенная конституционная процедура внесения изменений».

А еще Кучма сказал все наоборот:

 — Каких шагов вы ждете от Януковича, — спрашивают у него люди из «Эксперта».

 — Янукович должен как зеницу ока беречь нынешнюю коалицию и лелеять Николая Яновича Азарова. Как гарантию сохранения политической стабильности и проведения реформ.

Буквально так. Почти дословно.

И наконец: «Президент после пятилетнего бардака просто обязан показать себя хозяином и наводить порядок. Без этого нельзя. Мне кажется, именно этого от него ожидали избиратели. Что же касается авторитаризма, Украина пока не знает, что это такое».

Источник: Полит.ua

  • 45
  • 14.10.2010 21:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода