Юля минус Юра

Читати цю новину російською мовою
Юля минус Юра
Последние несколько лет Луценко называли «человеком Тимошенко». И вот, пребывая недавно в Черновцах, Юрий Витальевич выдал несколько любопытных сентенций, вызвавших некоторое недоумение его коллег по оппозиции…

Юрий Луценко достаточно быстро превратился из весьма перспективного политика, «зажигавшего» на Майдане и возглавлявшего список НУНС на последних парламентских выборах, в маловлиятельного игрока, вынужденного искать для себя подходящего суверена. Причин тому много, и не о них сейчас речь. Заметим только, что слишком «народный» образ бывшего главы МВД превратил его не в любимца масс, а в потешного и, мягко говоря, не самого хладнокровного персонажа украинской политики. Окончательно добил Луценко переход практически всей группы «Народная самооборона» под крыло большинства, и в данной ситуации Юрий Витальевич должен быть доволен хотя бы тем, что бывший формальный глава партии «Народная самооборона» Олег Новиков не стал уводить у него еще и партию. То есть партия у Луценко осталась, но что с ней делать и насколько вообще бренд «НС» имеет будущее – тот еще вопрос. В интервью «Главкому» Луценко заявлял, что распускать партию не собирается, но и самостоятельное плавание исключал. С другой стороны, по поводу объединительных процессов в демократическом лагере он также был настроен не слишком оптимистично.

Последние несколько лет Луценко называли «человеком Тимошенко». Начиная с ночи парламентских выборов, когда он, к недовольству Банковой, немедленно помчался засвидетельствовать почтение Юлии Владимировне с розами без шипов. Продолжая пребыванием в правительстве: хотя пост главы МВД был получен им по «нунсовской» квоте, мало кто сомневался, что реально милицию контролирует премьер. Подставляла Тимошенко своему министру плечо и после знаменитого франкфуртского инцидента, когда тогдашняя оппозиция требовала головы высокопоставленного буяна.

После президентских выборов «Народная самооборона» в числе других осколков НУНС подыграла попыткам Тимошенко объединить вокруг себя оппозицию, подписав соответствующее соглашение, а в августе Луценко заявил, что «НС» и «Батькивщина» будут формировать общие списки на местных выборах. Позже, правда, произошел окончательный развал «НС», когда Давид Жвания увел свою группу за собой в проект с загадочными перспективами ХДС, а остальные соратники Луценко, которым претит пребывание в большинстве, принялись искать новые партийные пристанища – Кирилл Куликов оказался в «Едином центре», Олесь Доний – в «За Украину!», в направлении Кириленко смотрит и Тарас Стецькив, а Юрия Стеця подозревают в сочувствии Петру Порошенко, налаживающему все более тесное сотрудничество с властью. То есть в «Народной самообороне» Луценко презентует фактически лишь себя.

И вот, пребывая недавно в Черновцах, Юрий Витальевич выдал несколько любопытных сентенций, вызвавших некоторое недоумение его коллег по оппозиции. Во-первых, что возвращение к Конституции 1996 года является «шансом для возобновления европейского пути развития Украины», а во-вторых, что у него были «определенные иллюзии» по поводу того, что оппозицию сможет объединить «Батькивщина» Тимошенко, но этого не произошло. И оптимальной кандидатурой, вокруг которой возможно такое объединение, является Леонид Кравчук. Тут же Луценко сделал комплимент Арсению Яценюку, оценив его «сигнал» о возможности объединения в единую демократическую партию.

Кравчук буквально на следующий день открестился от предложенной ему чести, а экивоки Луценко в сторону Яценюка были неоднозначно восприняты в лагере, где находится сейчас Юрий Витальевич. Ведь Тимошенко и компания ранее неоднократно заявляли, что вообще Яценюка за оппозицию не считают, клеймя ее сотрудничеством с властью. Дошло до того, что Луценко даже заслужил звание «здравой силы» от вдохновленного его высказываниями главы фракции ПР Александра Ефремова.

«Могу продемонстрировать мои звонки Луценко, которому я пытался дозвониться по разным номерам, – ковыряется в своем телефоне «нунсовец» Юрий Кармазин. – Я хотел спросить, действительно ли ему принадлежат эти высказывания, потому что привык проверять информацию непосредственно. Он пока не ответил. Но скажу, что силы оппозиции сейчас хотя бы координируют свои действия, хотя мы видим четкие попытки расколоть оппозицию и создать «нужную» оппозицию, которую власть хочет замечать».

Один из немногочисленных оставшихся соратников Луценко по «Самообороне» Геннадий Москаль предположил, что такие теплые слова в адрес Яценюка вполне могли быть вызваны местом, где они были сказаны (на родине Арсения Петровича), и пустился в рассуждения:

«Луценко сказал, что ему импонируют идеи Яценюка объединить оппозицию, но у нас, к сожалению, трех украинцев никогда нельзя объединить. И Яценюк вокруг себя явно этого не сделает».

Во «Фронте змин», правда, преисполнены оптимизма.

«Объединение оппозиции неизбежно, и мы будем ему всячески способствовать, – говорит «Главкому» «правая рука» Яценюка Андрей Пышный. – Поэтому заявления Юрия Луценко как представителя оппозиции, разделяющего такой подход, можно только приветствовать. Реализация этого плана станет возможной сразу же по результатам местных выборов. Вот тогда и засядем с коллегами по опозиции за предметное обсуждение».

«Бютовцы», как и Москаль, призывают не делать из слов Луценко далеко идущих выводов. Правда, в беседах без диктофона признают, что их соратник может быть обижен тем, что не учли его интересов при составлении списков на выборы, и не удивятся, если он, разочаровавшись в Тимошенко, найдет себе новый «локомотив»:

«У нас ведь под объединением оппозиции подразумевают не столько совместное стояние на митинге, сколько объединение списков со всеми вытекающими. Луценко – индивидуалист, и ожидал такого же отношения от Тимошенко. Что стоит ей только щелкнуть пальцами – и его людей везде возьмут в списки. Там, где активистов «Самообороны» знают, их действительно брали, но отнюдь не во всех областях».

Недостаточным выделением местными организациями «Батькивщины» мест в списках были недовольны и другие партнеры БЮТ – ПРП и Рух, что даже было озвучено на недавнем съезде в присутствии Тимошенко. Луценко находится в еще более щекотливой ситуации: партии с более-менее приличной структурой у него практически нет, но желание оставаться в политической игре присутствует. А с приближением парламентских выборов (пусть пока без определенной даты) у многих политиков волей-неволей возникает вопрос – на какую лошадку ставить? На место в условной десятке «Батькивщины» Луценко, конечно, рассчитывать может, но чтобы завести своих людей – вряд ли, поскольку список и так давно прошедшей свой «звездный час» партии Тимошенко будет заполнен, помимо нынешнего сохранившего верность костяка, новыми соратниками из НУНС, с которыми уже подписаны соответствующие соглашения (Борис Тарасюк, Александр Бондарь, Роман Зварич). Да и недоброжелателей в «бютовской» среде у Луценко хватает.

«Было бы неплохо спросить у Луценко о его постоянной смене места дислокации – то он был у социалистов, то у коммунистов, то у Кучмы, то на Майдане, то под Майданом, – кипятится «бютовец» Павло Мовчан. – И как он собирается объединять оппозицию – обручем каким-то стягивать? Она такая, какая есть, и не может быть такой, какой ему хочется. Мне кажется, мотивы Луценко сейчас другие – очередная смена своей идеологии. Ведь где его «Самооборона» – в числе «тушек»? А теперь он пытается оправдываться».

Наличие Луценко в списке НУНС в свое время очень раздражало и главу УНП Юрия Костенко. Фактически и сейчас он считает Луценко косвенно виноватым, что из блока НУНС так и не удалось создать единую партию:

«Луценко – это левая позиция, а я – правый, и в одной фракции мы неэффективны. Это я пытался доказать Ющенко, когда он формировал список в 2007-м. Пусть бы Луценко шел самостоятельно или, во всяком случае, не надо было ему давать 25 % мест. Ведь какая абракадабра была с НУНС в свое время создана, такую мы и сейчас видим. А касательно его заявлений, то сегодня все, кто вне Верховной Рады, ищут способ, как в нее вернуться, поэтому всю риторику надо рассматривать в этом ключе. А в «Батькивщине» сейчас очень тесно».

Теснотой рядов «Батькивщины» многие объясняли и слив в сеть компромата на Олега Ляшко, завершившийся его исключением из фракции. Как рассказывал сам Ляшко, «доброжелатели» уверяли его, что за этим стоят «свои». Сразу после появления пресловутого ролика в Интернете пошли слухи, что за сливом стоят как раз ресурсы, которых связывают с Луценко. А недавно многие журналисты получили СМС следующего содержания:

«От Источника МВД: источник выброса компромата по Ляшко – Юрий Луценко. Уходя из МВД, Луценко по просьбе вождей БЮТ вынес копии архивов, связанные с депутатами и активистами от БЮТ» (исправлена пунктуация).

Впрочем, Ляшко во фракции недолюбливали многие, так что какой бы ни была роль Луценко в этом скандале, прямо связывать это с его отношениями с Тимошенко не приходится.

Но даже в случае «развода» с ЮВТ увидеть «майданного трибуна» Луценко рядом с подчеркнуто толерантным Яценюком будет, как минимум, неожиданно (кампания НУНС – не в счет). И хотя «Фронту змин» недостает харизматичных личностей, сомнительно, что таким станет неоднозначный Луценко.

«Все покажут выборы 31 октября – кто из оппозиционных сил наберет большую поддержку, вокруг того и нужно объединяться», – предположил Геннадий Москаль.

Объединяться – не объединяться, но после местной кампании процесс прикидывания шансов тех или иных политиков на парламентских выборах и очередные смены партийных лагерей неизбежны. А прямолинейный Луценко, похоже, сказал то, что уже сейчас на уме у многих его коллег.

Текст: Павел Вуец

Источник: Главком

  • 31
  • 22.10.2010 17:14

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода