Марионетки Кремля

Читати цю новину російською мовою
Марионетки Кремля
Если власть отдает ключевую сферу для любой страны — идеологическую — под контроль иностранного государства — разве это не марионеточность? А другие сферы, в частности сферу безопасности? Факт очевиден…

Власть всячески пытается отрицать свою марионеточность в отношении Кремля. «Мы встречаемся не потому, что у нас такая любовь. У нас сладких разговоров мало, у нас много принципиальных разговоров» — оправдываясь, заявил Президент Янукович. Николай Азаров отметил, что нет оснований считать украинскую власть пророссийской, исходя из частых встреч руководства стран: «Ангела Меркель за последний год встречалась с руководством России 16 раз, в то же время Президент и премьер-министр Украины — 8 раз, то есть, вдвое меньше, чем госпожа Меркель. Однако госпожу Меркель никто не обвиняет в пророссийской ориентации», — возмутился Азаров.

И все же, доверия у иностранцев этим словам мало: они все время переспрашивают. И дело не в том, что сделал Президент с Конституцией через несколько дней после присяги на Евангелии придерживаться ее.

Дело в постоянном систематическом подтверждении властью своего марионеточного статуса. Президент России Медведев сказал, что украинской власти «придется» работать быстро – ведь этого требует Москва. Бывший мэр Москвы Лужков заявляет о территориальных претензиях аккуратно. На следующий день после предупреждения украинского МИД — ни одной реакции. Московские деятели, которых на родине немногие всерьез воспринимают, в присутствии формально украинских должностных лиц учат украинцев, как писать историю Украины, как не любить своих героев и любить палачей.

На днях власть определила условия приватизации «Укртелекома» таким образом, чтобы принимать участие в конкурсе смогли только российские компании. «К приватизации не могут быть допущены компании, где государственная доля превышает 25%. Эта позиция, на мой взгляд, логическая. Стоимость компании не заключается исключительно в экономической плоскости. Это стратегическое предприятие, где сосредоточены коммуникации, которые имеют военный и специальный характер», заявил глава Администрации Президента Левочкин, обосновывая отсечения западных компаний. При этом будто не знает, что большие «частные» кампании в России на самом деле руководствуются Кремлем.

Теперь о кадровой политике. Не трудно увидеть, что Дмитрий Табачник своей деятельностью наносит существенный вред власти Президента Януковича, делегитимизируя ее в глазах большинства населения. А еще прибавить провальную вступительную кампанию, во время которой в очередях при сдаче документов молодые луганчане и их родители не менее энергично проклинали власть, чем львовяне. А здесь еще известны операции с «благотворительными средствами» от вновь назначенных ректоров. И это, не говоря о недавнем провале аферы с легальным внедрением платных услуг в вузы. Эти вещи сопровождаются откровенным издевательством над общественностью: без очередей, по словам Табачника, вступают только в ПТУ, а платные услуги «являются признаком цивилизованности». Табачник предоставляет шикарный визуализированный повод для мобилизации противникам режима. Президент не мог этого не понимать.

Но до сих пор Янукович даже не пытался избавиться от одиозного персонажа. Почему? Вероятно, он в силу обязательств не может его освободить: «позади Москва». Когда-то однопартиец Табачника Борис Колесников назвал его «казнокрадом» и «дешевым клоуном», и обещал выгнать из партии. Табачников ответил, что приедет из Москвы и все скажет. Потом он приехал, но из партии его никто так и не выгнал.

Если власть отдает ключевую сферу для любой страны — идеологическую — под контроль иностранного государства — разве это не марионеточность? А другие сферы, в частности сферу безопасности? Факт очевиден — в ключевом для государства вопросе — кадровой политике — нынешняя власть не является суверенной.

Еще один пример. В разгар последнего противостояния между «Газпромом» и Польшей (последняя требовала нового выгодного контракта и права контроля над своим газопроводом) Украина стала на сторону «Газпрома». Киев отказался под надуманным поводом подавать в Польшу «законтрактованный» газ. Страна, которая в последние годы выступала неизменным адвокатом Украины, получила неблагодарное отношение нынешней власти, которая падает на колени при первой команде из Москвы. Эффект, правда, и Президент, и Азаров начали забрасывать комплиментами Польшу — но что, в данной ситуации, слова? Это как в анекдоте о партизане, которого сдал изменник. Повстанца ведут на расстрел, он плюет в глаза изменнику, а тот в ответ: «Ой, Николай, ты шо, обиделся?»

Наконец, последняя ситуация. Россия, получив «фланг» в виде команды Януковича, начала жать на Беларусь.

Причем, эта атака больше на саму Беларусь, чем на ее лидера.

По словам вице-спикера российской Госдумы Жириновского, «Евросоюз-2 не выйдет, СССР — развалился. ЛДПР предлагает один вариант — вступайте в состав Российской Федерации, другого не получится… Лукашенко не хочет, а жители Беларуси — хотят». По его словам, «мы против национально территориального разделения и мы никогда не согласимся на вариант, чтобы были какие-то национальные республики. Ни одно союзное государство никогда не будет создано. Вступать областями — да. Будет Минская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Брестская и Могилевская области. Мы бы выдали указ и сделали бы Лукашенко полпредом Минского федерального округа. Неплохая организация государства?».

В России традиционно заведено, что иногда правду говорят люди такого состава, как Жириновский.

Летом, пользуясь нехваткой денег на счетах Минска, Москва спровоцировала газовый кризис с Беларусью, хотя по текущим счетам была должна ей больше, чем Беларусь России. Правительство Азарова немедленно отрапортовало, что согласно поставлять столько газа в обход Беларуси, сколько будет нужно «Газпрому».

Кое-кто мог бы сказать, что это вопрос денег, которые, как утверждает поговорка, «порознь» с дружбой. Но деньгами измеряется далеко не все. Например, сколько стоит баланс сил возле границ?

А, кроме того, ради иностранных прихотей Украина рискует остаться без очень серьезных средств, в той самой Беларуси. Избавившись от благоприятного режима в торговле нефтью с Россией, президент Беларуси Лукашенко искал новые пути поставок энергоносителей на белорусский нефтеперерабатывающий завод. И, несмотря на украинский нефтепровод «Одесса-Броды», может найти их совсем не в Украине.

На прошлой неделе участники рабочей группы по экономическому сотрудничеству Литвы и Беларуси подписали двухлетний контракт на перевалку венесуэльской нефти через порт Клайпеда в Литве. На фоне неприкрытой внешней зависимости нынешнего руководства Украины Минск мог прийти к выводу, что литовский путь более надежный. И если официальная власть сдает Польшу, которая в последние годы столько сделала хорошего для Украины, то что ей помешает сдать Беларусь? А доверие стоит немало.

Между тем, правительство приняло решение развернуть нефтепровод «Одесса-Броды» в аверсном режиме и прокачать пробную партию нефти на Мозирский НПЗ в Беларуси, в размере 80 тысяч тон до конца года. Не исключено, что этой партией все и ограничится, ведь Литва не кланяется так, как нынешняя «команда реформаторов».

При этом следует понимать, что Кремль всерьез взялся за Беларусь. До сих пор она нужна была ему на фоне противостояния «оранжевой» Украине, размещению ПРО в Европе и т. п. В настоящее время потребность в Лукашенко отпала.

Между тем, российские СМИ ведут привычную для соседей России травлю Лукашенко. Четвертая серия фильма о Лукашенко «Крестный отец» заканчивается словами о том, что Лукашенко должен отказаться от власти «ради собственной безопасности». Его сравнивают с Саакашвили, в российском информпространстве появились сообщения о возможности «кровавого конфликта». Однако, даже у российских СМИ нет ответа на логический вопрос: почему же Москва более десяти лет поддерживала его, такого «ужасного тирана», прикрывая его во всех дискуссиях с Западом? И неужели Россия владеет безукоризненной моральной позицией, чтобы осуждать недемократизм Лукашенко? В конечном итоге, курс Лукашенко на государственный капитализм хотя и оказался менее эффективным, чем рыночные реформы в большинстве государств Восточной Европы, но все же более эффективным, чем клептократия в Украине и России.

«Славянская дружба» закончилась. Хотя в Беларуси историки в настоящее время ведут дискуссию: кто такие белорусы — славяне с большой примесью балтов, или просто словяноязычные балты.

19 декабря в Беларуси президентские выборы — избирательная кампания неожиданностей не обещает. По данным оппозиционных социологов, Лукашенко имеет около 40% рейтинга, а его главный оппонент — пророссийский кандидат Некляев — почти 5%. Понятно, что последнему в этих выборах главное не участие, а просто согреться, несмотря на то, что в его пользу снялся еще один пророссийский кандидат с 3% рейтинга. Самый влиятельный оппозиционер Милинкевич с рейтингом почти 12% в выборах не участвует.

Нынешнему белорусскому руководству нужно признание выборов. Благодаря этому в Минске наступил момент небывалой либерализации. На белорусских интернет-форумах оппозиционеры делятся шокирующими впечатлениями, как они несколько часов простояли в центрах городов с белорусскими национальными флагами, и их никто не разгонял. Белорусский президент прекратил конфликт с союзом поляков Беларуси, открывает дорогу малому бизнесу — материальной основе демократии.

По словам Лукашенко, «все, что мы сегодня делаем, направлено на обеспечение нашего государства и сохранение его независимости, это является важнейшей проблемой, которая сегодня решается. Народ заслужил, чтобы иметь на этой планете свой кусок земли… Необходимо, чтобы наши дети и внуки потом не упрекали нас, что мы не сохранили и не передали им в наследство эту землю. Вот простая логика нынешних событий». Между тем, у белорусского народа ситуация с идентичностью заметно хуже, чем в Украине.

Не зря в мире существуют «Красные книги». Те, кто беспокоится о разнообразии мира, пытаются поддержать тех, кому угрожает исчезновение. Тем более это должен делать хороший сосед — Украина. Во времена Киевской Руси вся территория Беларуси входила в состав государства со столицей в Киеве. После этого было Галицко-Волынское княжество, которое контролировало ровно половину белорусской территории. Потом существовало казацкое государство Богдана Хмельницкого, которое тоже на протяжении определенного времени контролировало почти половину белорусской территории. Не смотря на это, никаких сентиментов, связанных с посягательством на белорусские территории в Украине вовсе нет. Хорошее соседство гораздо важнее.

Хуже всего, что в настоящее время в роли более слабого звена, по сравнению с Беларусью, выступает Украина, которая имеет значительно больше ресурсов. Благодаря нынешней власти очень большая вероятность, что Москва выборов белоруского президента не признает, а зимой этого года Беларусь будет сидеть без газа. Правительство Украины, между тем, будет «перенаправлять» газовые потоки.

Никто не должен вынуждать Президента Януковича вспоминать, вопреки интересам Украины, родовое село его деда Януки в Беларуси, и его четырьох жителей. Однако, следует хорошо помнить национальные интересы Украины, для которых вряд ли чем-нибудь можно измерить цену сохранения независимости соседа.

Дело не в Лукашенко со всеми его грехами, настоящими и приписанными, дело в Беларуси. Президенты приходят и уходят, а народы должны сохраниться. В том числе и народ с таким сложным формированием идентичности и своей страны как белорусский.

Автор: Александр Палий, политолог

Источник: ForUm

  • 50
  • 24.10.2010 22:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода