«Коктейль Путина»: газ, зима, экономика

Читати цю новину російською мовою
«Коктейль Путина»: газ, зима, экономика
Премьер Российской Федерации Владимир Путин посетил Киев. Одним из главных ожиданий Украины в этих переговорах было изменение цены российского газа. Тем не менее, господин Путин уехал, а формула цены осталась прежней.

Премьер Российской Федерации Владимир Путин посетил Киев. Одним из главных ожиданий Украины в этих переговорах было изменение цены российского газа. Тем не менее, господин Путин уехал, а формула цены осталась прежней. Об итогах переговоров и следствии достигнутых договоренностей в эксклюзивном интервью UBR рассказал Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергетического клуба, пишет Украинский Бизнес Ресурс.

UBR: О российско-украинских переговорах в рамках 7 — го заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества российско — украинской межгосударственной комиссии. Украинская сторона очень активно и убедительно говорила о том, что она поставит вопросы об изменении формулы цены газа, и что эта формула будет изменена в пользу Украины, но у меня сложилось впечатление, что все эти заявления потом будут формализованы в определенные соглашения, будут подписаны какие-то документы. Но этого не произошло, что не сложилось?

А.Т.: Надо учитывать, что и у России, и у нас есть фактор — выборы. Выборы в местные советы и сегодня все, что происходит в Украине, носит такой определенный характер. Есть желание продемонстрировать избирателю эффективность и не принимать непопулярных решений. Что-то похожее и в России, так как и Премьєр России, и Президент, приезжают в Украину за тем, чтобы улучшить свой рейтинг и желают привозить из Украины хорошие корзиночки с красивыми дарами. Мы увидели, что ожидания и общественности, и экспертов были намного выше. Я думаю, что в тех многочасовых переговорах двух премьеров, а также премьера России и Президента Украины, было обсуждено все. Я думаю, что определенные рецепты уже прописаны. Единственное, что настоящие договоренности большей частью будут легализованы после наших выборов.

UBR: Вы говорите, определенные решения уже готовы, просто их не озвучили. По вашей информации, какие эти решения могут быть?

А.Т.: Относительно условий уменьшения цены на газ, я думаю, что определенные договоренности есть по пересмотру формулы. Единственное, чего не могу предусмотреть, будет ли это снова носить временный характер – изменение цены на газ, ситуативно на какой-либо период времени…

UBR:Текущий отопительный сезон?

А.Т.: Да, или это будут действительно изменения в формулу, которые будут более универсальными и долгоиграющими. Хотелось бы, чтобы Украина не платила за газ больше, чем платят наши соседи на западе. Это не только оплата каждого из нас за энергию, а это – конкурентоспособность продукции, которую выпускает наша экономика.

UBR: В чем Россия уступает, что Путин не захотел на себя брать непопулярные решение и что теряет Украина, получая меньшую цену на газ?

А.Т.: Думаю, Россия чем-то особым не уступит, Украине предлагается месторождения в Оренбурге и в Астрахани газа, месторождения не лучшие, там много серы, есть вопросы. Есть проблемы, которые должна учитывать Украина, поставляя этот газ, даже при условии, если мы будем там добывать на собственный рынок, или на рынок, где можно его продать. Поэтому что такие компании как Шелл, сегодня имеют большой дискомфорт. В свое время они получили месторождения, но условия транспортировки получили трудные. Нам надо это учитывать. Мы увидели, что Росси, через компанию ТНК ВР — это российско-британская компания — получила благословение на работу по не традиционным видам газа, который в твердых песчаниках находится. Думаю, что в ближайшее время будут соглашения относительно общей работы на шельфах Черного и Азовского морей.

UBR: Премьер сказал, что сегодня те соглашения, которые были подписаны Тимошенко в 2009 году, не отвечают действующему законодательству, так ли это?

А.Т.: С самого начала настоящее соглашение было чрезвычайно вредно для нашего государства и удобно для «Газпрома». Пока что Украина ничего не сделала, чтобы улучшить или изменить формулу перерасчета.

UBR: В чем нелегитимность сегодня?

А.Т.: Я вижу 2 пункта. Украина за это время стала членом Европейского энергетического сообщества, которое имеет свои правила игры и сегодня контракт подписан с определенным конфликтом интересов, Контракт находится в определенном конфликте с правилами игры Украины как члена Европейского энергетического сообщества. И второе — один из пунктов в контракте, который был подписан госпожой Тимошенко, который говорит, что в случае, когда на рынке газа состоятся чрезвычайные изменения, есть право пересмотреть эту формулу. Сегодня рынок газа после кризиса чрезвычайно изменился и наше правительство должно воспользоваться этим.

UBR: Когда употребляют слово «нелегитимность», значит, есть возможность идти определенным правовым путем. Тот же Стокгольмский арбитраж, который нам уже знаком по газовым вопросам, есть ли определенная юридическая процедура обжалования газовых контрактов 2009 года?

А.Т.: Обычно есть. Если говорить о справедливости цен, то сегодня Украина платит больше, чем другие государства. Россияне могут сказать — вы сами подписали контракт в свое время, мало того, мы уже вам подарили 100 долларов.

UBR: И мы им подарили.

А.Т.: Сегодня об этом мало кто говорит. Даже россияне сосчитали, что этот дар в целом стоит Украине 3-3, 5 миллиарда долларов. И никто не говорит, сколько десятков миллиардов надо потратить на перемещение флота российского на другую базу. Сегодня соглашения с Россией пересматривают и немцы. и турки,и достигли определенных успехов.

UBR: Они этого достигают взаимными переговорами, или тоже обращаются в арбитраже?

А.Т.: Я бы не советовал нам злоупотреблять этим арбитражем. Лучше мирно спокойно найти выход. Тем более, что мы в мирных соглашениях чаще проиграем, а через суд — тем более.

UBR: В любом случае с позиции силы вести речь о изменениях этой формулы мы не можем. Можем договариваться, что-то предлагать и один из этих рычагов — это общее предприятие «Нафтогаза» и «Газпром»а, о котором так долго говорится.

А.Т.: Я думаю, СП могло бы создавать что-то новое. У нас много говорят, что оно должно принять на себя управления украинской ГТС. Все говорят, что нужны средства для ее модернизации, россияне сегодня не готовы предоставить эти средства, они сами нуждаются в средствах. Мы знаем, что у „Газпрома“ уменьшился рынок снабжения газа в Европу.

UBR: Для чего россиянам это СП?

А.Т.: Это заложено в российской энергетической стратегии: получить контроль над инфраструктурой на постсоветском пространстве. Но пока россияне не пройдут точку невозвращения в Южном потоке, когда будут гарантии, что этот проект реализуется, — ничего эффективного по улучшению позиций украинской ГТС не будет сделано.

UBR: По итогам этих двух визитов в Киев, какое у нас положение и что следует делать?

А.Т.: Хорошо, что переговоры идут. Приезжают чиновники, определенная поддержка есть, нужно ею воспользоваться. Раз уже Украина подписывала хорошие соглашения на уровне премьеров, Президентов, а уже на уровне контрактов это нивелировалось. Хотелось бы, что мы использовали это время для развития собственной энергетики.

Источник: Власти.нет

  • 56
  • 04.11.2010 08:45

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода