От трагедии 11 сентября до Wikileaks

Читати цю новину російською мовою
От трагедии 11 сентября до Wikileaks
Потрясающий масштаб трагедии 11 сентября 2001 года в США продемонстрировал, насколько уязвимы и не защищены страны и граждане мира перед угрозой терроризма.

Жертвами террористических атак на здания в Нью-Йорке и Пентагоне стало порядка 3000 человек. Кроме того, эта трагедия послужила поводом для масштабной военной кампании США и НАТО в Афганистане. Также это событие наложило отпечаток на образ жизни миллиардов людей. С тех пор, поднимаясь на борт самолета, мы всегда помним об 11 сентября.

Вторым знаменательным событием десятилетия я бы назвал вторжение в Ирак в марте 2003 года. Этому предшествовали драматические дебаты в ООН, в частности в Совете Безопасности и Совете по вопросам прав человека, а также в институтах ЕС и НАТО. Дискуссия о целесообразности военных действий как превентивной меры на основе отчетов о наличии в Ираке оружия массового уничтожения вскрыла существенные разногласия в толковании ценностей и интересов во многих странах евроатлантического пространства. Соединенные Штаты при поддержке Великобритании, Испании, Дании и других, в том числе новых членов ЕС и НАТО, присоединились к инвазии в Ирак, тогда как Франция, Германия, Бельгия в числе других выступили против. С тех пор эти линии раздела не раз всплывали в ЕС и НАТО в контексте других вопросов, например, в решении о европейской и евроатлантической перспективе Украины.

После атак 11 сентября началась и военная кампания США и НАТО против режима Талибан в Афганистане. Она отличалась огромными затратами со стороны союзников и их неспособностью достичь цели. Эта операция стоила США порядка 3,6 миллиарда долларов в месяц и стала для новой администрации США неким «старым чемоданом», который и не выбросишь, и не знаешь, как нести дальше, поскольку положение вещей в Афганистане изрядно снижает рейтинг американской власти. Однако в свете растущей угрозы терроризма, наркотрафика и исламского радикализма США и страны НАТО четко осознают, что отступать перед Талибаном нельзя. И очевидно, что эта проблема не останется в ушедшем десятилетии.

Революция роз в Грузии и Оранжевая революция в Украине как кульминация мирного общественного сопротивления против нарушения демократических прав граждан, в том числе права на честные выборы, стали одними из ярчайших позитивных моментов десятилетия.

Эти события доказали непреодолимую силу и возможности гражданского общества и дали толчок демократическому развитию Грузии и Украины, вселив надежду в весь постсоветский регион. Для Украины Оранжевая революция стала самой мощной имиджевой кампанией в мире, обратив на нас внимание, активизировав европейскую интеграцию и инвестиционную привлекательность Украины. Только в 2005 году мы получили 9 миллиардов прямых иностранных инвестиций – объема, поступившего в Украину за 14 предыдущих лет со времен независимости.

Глобальный финансовый кризис, начавшийся с ипотечного пузыря в США в августе 2007-го и достигший пика после падения одного из крупнейших инвестиционных банков Lehman Brothers в сентябре 2008-го, стал самым большим экономическим потрясением со времен Великой депрессии. Кризис пошатнул либеральные убеждения о «невидимой руке рынка» и впервые вскрыл такие критические факторы, как «асимметричность рыночной информации» и «нравственное коварство». Сегодня отголосок кризиса еще ощутим, как ни странно, в таких старых членах ЕС, как Греция, Испания, Ирландия.

Поражающие темпы экономического роста в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки еще в конце 1990-х подтолкнули к необходимости реформировать глобальный процесс принятия решений и положить начало формату Большой двадцатки. И само последнее десятилетие доказало, что без новых членов, которые являются многомиллиардными рынками, владеют огромными золотовалютными резервами и демонстрируют наивысшие профициты баланса текущих операций, таких как, например, Китай, невозможно решать вопросы глобальной экономики и безопасности.

Без сомнения, я не могу не отметить «неудовлетворительное поведение» России в последние годы. Грубое вторжение в Грузию в августе 2008-го, газовый шантаж Украины в 2006-м и в 2008–2009 годах, где монополизм на энергоресурсы использовался как орудие внешней политики, не могут не вызывать осуждения. В обоих случаях Россия грубо нарушила международное право и вела себя как агрессор. Безусловно, эта агрессия была конвульсивной реакцией на неприятие демократических преобразований в Украине и Грузии и их продвижение в ЕС и НАТО. Предполагая неотвратимость выхода обеих стран из «сферы своих привилегированных интересов», Россия руководствовалась принципом «цель оправдывает средства». В случае с Грузией Россия потерпела сокрушительное падение имиджа и оказалась в некой международной изоляции. В то время как после провокации Россией газового кризиса в Украине значительно активизировалась дискуссия в ЕС о диверсификации энергоресурсов и путях их поставки.

Первое десятилетие нового миллениума снова возобновило страх перед ядерной угрозой. И новыми «плохими мальчиками» в этот раз стали Иран и Северная Корея. Как и когда-то в случае с СССР, самые большие опасения вызывают недемократичность и непрозрачность режимов в этих странах, и их антагонизм против Запада. До сих пор все существующие превентивные методы так называемой «мягкой силы», будь то МАГАТЭ или налаживание эффективного диалога, не имели успеха в приостановлении наращивания ядерного потенциала в этих странах. И мир до сих пор вынужден держать руку на пульсе «тяжелой» – ядерной – силы.

Ну и, конечно, скандал с Wikileaks в духе нового времени завершает бурное десятилетие, демонстрируя силу информации и уязвимость традиционной системы международных отношений. Однозначно, что удар «ниже пояса» такой силы нанес бы вред любому государству, тем более, если речь идет об одном из глобальных игроков, которыми являются Соединенные Штаты. Кроме того, подобно «эффекту домино» этот удар прошелся и по другим государствам, конфиденциальная информация которых из депеш американских дипломатов была обнародована широкой общественности, что поставило многих мировых лидеров в щекотливое положение. На мой взгляд, главный вывод здесь таков, что каждый современный политик должен осознавать: в информационном мире «шила в мешке не утаишь», поскольку твои действия всегда могут стать достоянием гласности.

Борис Тарасюк

Источник: Главред

  • 63
  • 05.01.2011 21:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода