Дурная карма министерского поста

Читати цю новину російською мовою
Дурная карма министерского поста
Каждый второй глава МВД в результате пребывания на министерской должности заработал серьезные неприятности. Причем размер неприятностей варьируется от заведенного уголовного дела до двух пулевых ранений…

Каждый второй глава МВД в результате пребывания на министерской должности заработал серьезные неприятности. Причем размер неприятностей варьируется от заведенного уголовного дела до двух пулевых ранений, которые следствие квалифицирует как особо зверское самоубийство. Может быть, это какой-то злой рок – ведьма ли заговорила кресло главного милиционера, или же злые духи портят кармы тем министрам, которые оказываются не способны принести им достойные жертвы – но факт остается фактом.

Впрочем, начиналось все довольно неплохо – первый глава МВД Андрей Василишин достался Украине в наследство от УССР, отслужил несколько лет и теперь еще не уходит на покой, а возглавляет украинскую секцию Международной полицейской ассоциации.

Не самым худшим образом сложилась судьба и второго министра внутренних дел – Владимира Радченко. МВД было не пиком, а этапом его успешной карьеры – кадровый сотрудник Госбезопасности, он после министерского поста дважды возглавлял СБУ, был секретарем СНБО (в 2004 г. именно он высказался против применения силы в отношении участников Майдана). В 2005 его «списали», однако уже в 2007 Радченко стал вице-премьер-министром в правительстве Януковича. В том же году окончательно и по собственной воле ушел на покой, не желая участвовать в политическом противостоянии. Хотя – кто знает, бывает ли покой у кадрового сотрудника спецслужб?

А вот третий глава МВД оказался самым невезучим. На посту министра Юрий Кравченко пробыл почти 6 лет – для министерства это рекорд.

Начиналось все красиво. Леонид Кучма подружился с энергичным и волевым замминистра внутренних дел и, став президентом, назначил его главой Государственного таможенного комитета. Через полгода Кравченко вернулся в МВД, но уже на главную должность. Кучма говорит, что подумывал сделать его своим преемником. Впрочем, на главное кресло станы было много претендентов из окружения Кучмы, а Кравченко прекрасно, по оценкам современников, справлялся и с милицейской работой.

Однако кассетный скандал прервал карьеру Кравченко. Выражение «Орлы Кравченко» стало расхожим, перекочевав потом и на следующих глав МВД министров, чьи подчиненные поступали некорректно по отношению к закону. Подозрения в причастности к похищению и убийству Георгия Гонгадзе вынудили министра подать прошение об отставке. И хотя потом он был ректором Института права при МАУП, херсонским губернатором и главой Налоговой, это было уже не то. Клеймо «убийцы Гонгадзе», ни разу не подтвержденное официально, стало роковым. 4 марта 2005 года генерал Кравченко решил, что слишком много знает, и застрелился. Причем дважды. Тех, кто помог экс-министру застрелиться, так и не нашли.

Но еще до того, как чьи-то пули прервали жизнь Кравченко, сменилось два его преемника. Юрий Смирнов не отметился ничем, кроме, разве что, грубых попыток закрыть дело Гонгадзе – но не справился даже с этим. За год до Оранжевой революции он ушел на пост заместителя секретаря СНБО, а в 2005 г., — надо думать, за безупречную службу, — стал заместителем главы правления Приватбанка. На него мы уверенно ставим ярлычок «благополучного» министра.

Не то следующий министр – Николай Билоконь. Тот самый, которому инкриминировали организацию слежки за оппозицией, хищение 11 млн. грн. и попытку силового разгона Майдана в 2004 г. – все это он сотворил, разумеется, не из злого умысла, а исключительно по служебному рвению. На Билоконе висит и строительство дома в Пуще-Водице, и запредельный размер пенсии. После Оранжевой революции он не стал дожидаться, когда ему помогут застрелиться или сопроводят в Лукьяновский СИЗО, а просто рванул за границу – в Россию. Тогда оказалось, что министр вопреки закону имеет, помимо украинского, еще и российское гражданство.

В России Билоконь проявил еще большее трудовое рвение, которое там оценили высоко: АФК «Система» «подарила» ему двухэтажный особняк. А на четыре дорогих автомобиля беглый милиционер, по его словам, заработал сам. Согласитесь, не каждый глава МВД может так раскрутиться в изгнании.

Конечно, проблемы Кравченко и проблемы Билоконя – это проблемы совершенно различного свойства. У первого они уже закончились, остался лишь флер «министра-злодея», плавно перетекающий в образ «невинно пострадавшего эффективного менеджера». Второй, хоть и вынужден был покинуть Родину, явно не обижен судьбой, да и в памяти народной остался, как правило, из-за многочисленных злоупотреблений. Так что проблемы, скорее, не у Билоконя, а у Украины – из-за Билоконя.

Юрий Луценко за две министерских каденции успел натворить достаточно для того, чтобы вслед за предшественником получить значок «проблемного» министра. Можно припомнить ему и ликвидацию ГАИ, и раздачу пистолетов, и телефонизацию милиции через фирму его жены, и материальное покровительство своему водителю Приступлюку – «Обоз» много писал об этом. Драка с Черновецким и пьянка во Франкфуртском аэропорту на этом фоне выглядят не более чем личными чудачествами.

Василий Цушко, промежуточный министр внутренних дел между каденциями Луценко, правил недолго, но громко. Шуму наделал возглавляемый лично министром штурм Генпрокуратуры. На этой почве Цушко заработал инфаркт и три уголовных дела – за Генпрокуратуру и за превышение служебных полномочий. Впрочем, позже все уголовные дела были закрыты. Однако с учетом скандального характера министерской работы Цушко вполне можно причислить к «проблемным» министрам.

Восьмой глава МВД Анатолий Могилев пока на «проблемы» не наработал. Ну не считать же, право слово, «проблемой» злополучный «Кадиллак», который долгое время был топ-новостью во всех СМИ. Но его каденция еще не закончилась, и от Могилева зависит, сохранится ли хрупкое равновесие между «проблемными» и «беспроблемными» министрами, или же проклятие этого поста станет доминирующим. Но зависит это не только от него.

Проблемы, которые Луценко создал Украине, теперь возвращаются ему – Новый год и Рождество экс-министр встречал в СИЗО. Но дело здесь, конечно же, не в карме. Просто за свои поступки надо отвечать. Известен тезис о том, что любого госчиновника без объяснений можно посадить на десять лет – и в глубине души он будет знать, за что.

В СИЗО ведь держат не славного парня Юру Луценко – он «кончился» еще задолго до того как стал министром. И не лидеру «Народной самообороны» шьют дело. «НС» выродилась в такое политическое позорище, что ее «лидера» нужно не в СИЗО держать, а возить по ярмаркам, чтобы в него за умеренную плату бросали помидорами. «Закрыли» не кого-нибудь, а бывшего министра внутренних дел, допустившего ряд правонарушений. И очень хотелось бы, чтобы Юрий Витальевич получил не хлебную должность в изгнании, как Билоконь, не очередной министерский пост после очередной смены власти, как Цушко, и уж тем более не пулю в голову, как Кравченко – а законное наказание за противозаконные действия.

Может быть, хоть это исправит дурную карму поста главы МВД.

Евгений Лешан

Источник: Обозреватель

  • 67
  • 11.01.2011 15:19

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода