Зачем FEMEN Украине

Читати цю новину російською мовою
Зачем FEMEN Украине
Единственная идеология FEMEN — самореклама любой ценой. Показная популярность и материальные дивиденды от нее, кажется, являются главным двигателем того, что делают Анна Гуцол, Александра Шевченко и их подружки.

О группировке FEMEN молва идет уже давно. Стройные девушки, обнажающиеся выше пояса на публике независимо от погоды в знак протеста против определенных действий или бездеятельности властей (причем не только украинских), против бульварной прессы, «сексплуатации» в образовании (искусстве, модельном бизнесе), стали уже своего рода брендом Украины. Не так давно ведущий американский телеканал CNN включил в цикл сюжетов і-List — Ukraine пространный рассказ о FEMEN.

Протест в нетрадиционных формах не нов. Можно вспомнить «Лучи чучхе» — шутовскую «партию» конца 1980-х; во времена позднего Кучмы политический хепенинг стал едва ли не самой распространенной формой сопротивления; несколько лет назад в Киеве прошли акции «Голый протест» против платы за соединение мобильным операторам: участники раздевались полностью. Однако только FEMEN удалось сделать себе, так сказать, международное имя.

Причины популярности этого движения — отдельная тема. Сейчас хочется поговорить о вещи менее заметной. Об идеологии. Точнее, о ее отсутствии. Идеологии у FEMEN просто нет.

Первое, что логично приходит в голову — феминизм. Однако феминистические организации придерживаются левых или леволиберальных воззрений, ведут безостановочную социальную работу, и акции прямого действия — лишь незначительная часть этой работы. Никакой активности FEMEN относительно неравного положения женщин, насилия над ними в семьях, обретения реального, а не декларативного гендерного равноправия незаметно и близко. Пара полуголых выходок под Кабмином или возле вокзала не считается.

Что же касается левизны или либерализма, то в данном случае это было бы даже не смешно. Более того, некоторые перформансы выглядят иногда как поддакивание (несознательное, надеюсь) крайним националистам.

FEMEN принимают участие и в демонстрациях за свободу слова и собраний, и против беспредела режима «регионалов» — но их участие длится ровно столько, сколько нужно, чтобы их заметили. Потом, если их до того не задержала милиция, они просто покидают манифестацию, даже не интересуясь ее результатом. А вот иногда их акции похожи на провокации в интересах власти, как это было, когда девушки пришли на «Майдан предпринимателей». Поняв, что им не дадут микрофон, они устроили скандал, обвинили митингующих в продажности, а себя в Интернете представили зверски избитыми невинными жертвами.

Отсутствие идеологии порождает неразборчивость и всеядность. Делать вульгарные фотографии и видео (вульгарные не из-за обнаженности, а из-за отсутствия чувства меры и вкуса) с  российскими невеждами-дизайнерами или продажными рок-музыкантами только из-за сомнительной популярности этих деятелей для любой феминистической группы было бы полным самоунижением и политическим самоубийством. Вести мелкую коммерцию, продавая сувениры-«сиськографы» хорошо, когда за душой есть еще что-то, кроме разукрашенных чашечек и футболочек. А так — нет ни каких-то реальных достижений, ни убедительного общественного дискурса, ни сотрудничества с другими феминистическими или политическими движениями, о теоретических или образовательных усилиях я просто молчу. Потенциально необходимая деятельность превращается в тусовку, в повод для заголовков в той же бульварной прессе, против которой FEMEN якобы выступают.

Рискну предположить: единственная идеология FEMEN — самореклама любой ценой. Показная популярность и материальные дивиденды от нее, кажется, являются главным двигателем того, что делают Анна Гуцол, Александра Шевченко и их подружки. Очень хотел бы ошибаться, однако похоже на то.

И все же, даже с учетом вышесказанного, я — за FEMEN. Почему?

Потому что существование таких, даже политически непутевых, раздражающих, неоднозначных групп и есть один из первых признаков демократии. По-настоящему свободное общество терпимо относится к чужому мнению независимо от эксцентричности образа, которым это мнение выражено.

Пусть сто раз конъюнктурные, неискренние, FEMEN и им подобные удерживают границы общественной свободы — а это и наша свобода тоже.

Текст: Дмитрий Десятерик

Источник: Росбалт

  • 158
  • 12.02.2011 21:45

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода