Лукашенко спас сельскохозяйственную отрасль страны

Читати цю новину російською мовою
Лукашенко спас сельскохозяйственную отрасль страны
Средняя зарплата в отрасли сельского хозяйства в Белоруссии к концу 2015 года вырастет в 2,2 раза и составит 750 долларов. Так обещают власти. Конечно, цифры и ожидания завышены, но сути это не меняет

Средняя зарплата в отрасли сельского хозяйства в Белоруссии к концу 2015 года вырастет в 2,2 раза и составит 750 долларов. Так обещают власти. Конечно, цифры и ожидания завышены, но сути это не меняет: Лукашенко спас сельскохозяйственную отрасль страны, пишет NewsLAND.

Простой пример: с 1995 года общий объем продукции, выпускаемой белорусскими колхозами, стабильно рос на 6-12% в год вплоть до 2010 года. Валовый сбор пшеницы за пятнадцать лет вырос с 439 тысяч тонн в 1995 году до 1,74 млн тонн – в 2010-м. Овощей стали выращивать за этот период в 2,3 раза больше. Правда, снизилось производство картофеля, зато урожайность зерновых за пятнадцать лет возросла с 21,1 центнера с гектара до 27,7 (в РФ она составила в прошлом засушливом году 18,2 ц/га, а до этого, в успешном 2009-м – 22,7ц/га). Поголовье скота за этот период в Белоруссии практически не изменилось. В России же за последние четыре года поголовье КРС постоянно снижается.

Бывший председатель совхоза Александр Лукашенко, сумевший еще в советские годы превратить хозяйство из убыточного в передовое, и в нынешнее время верен себе. Агросектор республики постоянно находится в поле зрения Батьки. Он ездит по полям, посещает фермы, встречается с людьми. Под его горячую руку нередко попадают нерадивые директора. Рыночным такой стиль управления назвать трудно, но административно-командные методы дают результат, а о качестве белорусских продуктов соседи говорят с завистью.

На днях в интервью Первому национальному телеканалу заместитель премьер-министра Валерий Иванов вчера пообещал: аграрии будут зарабатывать достойно. Впрочем, уже сейчас средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве — 300 долларов (это примерно столько же, как в России). Власть считает это недостаточным. Налицо проблема: из-за низких доходов в агропромышленном комплексе, из села уезжает молодежь. Уезжает она, конечно, и по другим причинам  — например, из-за того, что на селе нет развлечений, а молодые мамы часто задумываются о слабом образовании в деревне, но чиновникам приятнее думать, что все дело — в зарплате.

«Кадрового голода как такового на селе нет, — сказал вице-премьер. — Идет реконструкция, внедрение новых технологий и высокопроизводительной техники. А значит, работников требуется намного меньше».

Сегодня в Белоруссии продолжается активное строительство «агрогородков». Чтобы обычная деревня получила столь высокий статус, в ней необходимо построить дом быта, что-то вроде кафе, медпункт и несколько «президентских домиков». Строят их в рамках президентской программы «возрождения села». Каждый год в строительство новых объектов в деревнях государство вкладывает около 1-1,5 млрд долларов. Больше всего – домиков. Последние представляют собой небольшие, но симпатичные кирпичные строения общей площадью до 50 кв. метров. Плюс гараж и чистое подворье, обнесенное деревянным забором. Стоит такой домик порядка 50 тыс. долларов, а строят их государственные строительные фирмы. В каждой деревне их десятки. Раздают это жилье бесплатно — чтобы его получить, молодому (или не очень) специалисту достаточно заверить государство, что он проработает в местном колхозе как минимум 10 лет. По истечении этого срока дом переходит в собственность агрария.

Белорусов, родившихся на селе, такая привилегия особенно не привлекает: за последние десять лет доля сельского населения в Белоруссии сократилась до 25%, хотя раньше была почти вдвое большей. Зато перспектива получения президентского домика манит украинцев — особенно, если речь идет о приграничных селах. Молодая украинская семья в лице 28-летнего Артема, его 25-летней жены Алеси и мальчика Тараса поселилась в одной из деревень Брестской области. Артем работает агрономом — для этого он окончил украинский техникум. «Деньги в колхозе небольшие — 250 долларов, но у нас платят не больше, а жилья не раздают. Бесплатное жилье, конечно, привлекает в Белоруссию многих украинцев», — рассказывает он корреспонденту «Свободной прессы».

Местные крестьяне «понаехавших» жалуют не очень. Впрочем, мигрантов и переселенцев и в России не встречают с распростертыми объятиями. Признает наплыв украинцев и вице-премьер Иванов. По его словам, такая миграция связана с тем, что на белорусских селах не хватает рабочей силы. Имеет место и сезонная миграция: украинцы едут в Белоруссию на время уборки урожая или для проведения посевных работ.

Все белорусские колхозы функционируют на грани рентабельности. Половина из них сидит на дотациях. Белорусский экономист Леонид Злотников рассказывает, что сейчас в стране порядка 2 тыс. колхозов. Батька уделяет им особое внимание, так как сам до президентства был председателем одного из них. По официальным данным, дотации колхозам в год составляют 2-2,5 млрд долларов. В целом по отрасли рентабельность отрицательная. Происходит это не в последнюю очередь и потому, что государство имеет монопольное право на установление цен на «стратегические» продукты — молоко, мясо, хлеб. Вот и получается, что для производства литра молока, например, колхоз тратит тысячу рублей, а получает за него от молокоперерабатывающего завода — лишь 900.

Но такая стратегия в чем-то оправдывает себя. За счет сложной системы перекрестного субсидирования отлично живут и развиваются заводы по молоко — и мясопереработке страны. А их тоже сотни. И они активно экспортируют свою продукцию в Россию, Европу и даже на Ближний Восток. От такой торговли государство имеет валютную выручку, что очень для него важно, особенно в последнее время, рассказывает независимый экономист Сергей Чалый. По его словам, сейчас 16-17% всех инвестиций внутри страны приходится как раз на сельхозпредприятия.

В итоге колхозы имеют относительно свежие трактора: средний износ техники составляет 50%. Белорусские трактора – относительно дорогие, но продукцию МТЗ колхозам разрешают покупать по льготным кредитам. Отсюда – и относительно нормальный спрос.

Но из-за низкой рентабельности многие предприятия в бесконечных долгах. По данным Белстата, просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций Белоруссии на 1 октября составила около $700 млн. В 2010 году она выросла более чем 12%. Борьбу с долгами белорусское государство тоже ведет довольно оригинальным способом. В стране распространена система «подшефных» хозяйств: крупным рентабельным предприятиям вручают колхозы, которые они должны содержать. За это банк, крупное частное предприятие или сотовый оператор (их «напрягают» чаще всего) может получать продукты, из которых готовится еда на столовых для сотрудников. По словам Злотникова, из 2 тыс. белорусских колхозов над 600-ами установлено такое «шефство». У серьезных структур — Нацбанка, например, — их и вовсе несколько. Есть «свои» колхозы и у МАЗа, у МТЗ и у других промышленных заводов.

Недавно минсельхоз Белоруссии стал раздавать сельхозкредиты всем желающим — под 5% годовых. Эта ставка в три раза ниже типичного кредита на развитие бизнеса в Белоруссии. Некоторые колхозы государство собирается продать крупным иностранным предприятиям. Ну, или отдаст «в нагрузку» к нормальным активам. В этом году в Белоруссии планируется продать свыше 150 государственных заводов. Так что и колхозы не пропадут: скидывать непрофильный бизнес инвесторам вряд ли разрешит бывший директор совхоза Александр Лукашенко.

Источник: Власти.нет

  • 108
  • 13.03.2011 17:03

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода