Неуклюжий маневр Януковича

Читати цю новину російською мовою
Неуклюжий маневр Януковича
Тема присоединения или неприсоединения Украины к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном окончательно превратилась из экономической в ​​политическую.

По крайней мере, для меня этот факт засвидетельствовало заявление Виктора Януковича о формате «три плюс один», в котором Украина якобы стремится сотрудничать с Таможенным союзом, пишет журналист радио Свобода Елена Ремовская.

Именно сотрудничать, а не интегрироваться. На этом после выступления Президента делали аакцент журналистам некоторые представители провластной парламентской фракции. Но возник вопрос: если Украина и в дальнейшем собирается лишь «сотрудничать» с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, зачем было делать это заявление почти ключевым во внешнеполитическом блоке своего первого ежегодного послания к парламенту?

Интересно, что в тот день, когда Виктор Янукович обращался к народным депутатам, в Брюсселе проходил очередной раунд очень непростых, как известно, переговоров делегаций Украины и ЕС о соглашении о зоне свободной торговли.

Из контекста, о котором говорят в Партии регионов по поводу «нового» формата, можно предположить, что руководство государства заявляет о надеждах на некий особый пакет договоренностей с Россией, Беларусью и Казахстаном как членами упомянутого экономического объединения.

Однако в Таможенном союзе ни разу не заявляли о готовности к такому «особому» формату с любой из стран: желающие или вступают в объединение, принимая все правила и внедряя все нормы, либо не вступают.

Как раз условия и временные рамки выступления Януковича и дают почву для предположений относительно политизированности заявления о формате «три плюс один». С одной стороны, в Брюсселе — очередной раунд переговоров с ЕС, с другой — 12 апреля в Киев с рабочим визитом прибывает российский премьер Владимир Путин, который в марте почти угрожал Украине ухудшением экономических отношений со странами-членами Таможенного союза, если та создаст зону свободной торговли с Евросоюзом.

По логике, в своем послании Виктор Янукович должен был бы отметить непоколебимость намерений Украины осуществлять экономическую интеграцию с Европейским Союзом, одновременно аккуратно акцентируя на том, что, несмотря на желание наладить оптимальную сотрудничество с ЕС как экономическим партнером, Украины, прежде всего, придерживаться своих интересов .

Таким образом, прозвучал бы четкий сигнал со стороны высшего руководства государства об открытости к диалогу во время очередного раунда переговоров в Брюсселе. Но при этом Президент «напомнил» бы о тех болезненных пунктах (как-то квотирование экспорта сельхозпродукции), которые украинскую сторону в сделке, мягко говоря, смущают.

Но спичрайтеры главы государства расставили другие акценты. Вероятно, было решено, что поскольку переговоры с ЕС продолжаются по плану и им, по сути, ничего не угрожает, надо использовать шанс «подыграть» другому важному экономическому партнеру — Российской Федерации, руководство которой в последнее время несколько насторожилось из-за стабилизации переговорного процесса между Украиной и ЕС по поводу общей зоны свободной торговли.

Такие акценты дали результат. На следующий день в Киеве после заседания Совета министров иностранных дел стран-членов СНГ глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил: «Конечно, мы услышали слова, которые сказал Президент Украины Виктор Янукович в своем послании в Верховной Раде. Я в них увидел лишь здравый смысл, прагматизм и стремление максимально обеспечить интересы украинского государства. Почему возникли такие эмоции вокруг этой темы, я не знаю ».

Итак, посадочную площадку для десанта российской делегации во главе с премьером Владимиром Путиным удалось в некоторой степени «комфортизировать».

Реакция министра Лаврова также дает понять, что главе российского правительства будет к чему апеллировать непосредственно во время встречи с руководством украинского государства. Если раньше обсуждение вопроса отношений Украины со странами-членами Таможенного союза в официальном Киеве старались «замять», то сейчас была продемонстрирована готовность договариваться, пусть даже относительно некоего эфемерного «особого» формата сотрудничества.

Насколько далеко может зайти очередное политическое заигрывание украинского руководства с российским: важно, чтобы хотя бы на Банковой или на Грушевского был ответ на этот вопрос.

Почему «заигрывание»? Потому что резкая смена задекларированного внешнеэкономического (а вместе с тем — и политического) курса невозможна, наконец, даже в Украине.

Переговоры по соглашению о зоне свободной торговли с ЕС должны завершиться уже в этом году. Этот путь был и является очень сложным, а имплементация соглашения обещает быть поначалу болезненной для некоторых секторов экономики. Но если соглашение подпишут, это будет едва ли не самый большой успех за последние несколько лет в отношениях Украины с ЕС, но прежде всего — едва ли не единственное реально доведенное до конца общее дело Украины с одним из ключевых партнеров.

На другой чаше весов — Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном. Второй проект пока в перспективе, с первым уже немало проблем. Некоторые белорусские журналисты во время беседы откровенно удивляются, что Украине колеблется, куда бы пристать — к восточному экономическому объединению или к западному. Говорят: если бы белорусы могли выбирать, большинство, не колеблясь, выбрало бы второе.

Сейчас в Беларуси большое возмущение вызывает реальное неравноправие участников Таможенного союза: говорят, что большинство экономических решений принимается, прежде всего, в интересах России. Например, до 1 июля белорусы хотят успеть пригнать себе автомобили из Европы. С начала июля ввозные пошлины для физических лиц на такие дела вырастут в среднем вчетверо. Во-первых, сравняются с российскими, во-вторых, фактически сыграют «на руку» тем российским предприятиям, которые занимаются сборкой иномарок. То есть, белорусы смогут «выбирать: или платить за авто стране-производителю, но втридорога, либо покупать «копию»у россиян.

Понятно, что неполадки присутствовали в объединениях не только на восток от Украины, но и на Запад. Но, наконец, надо решить дилемму о двух «злах», какое из них точно меньше. В целом, ключевой тезис, который важно понять, отбросив любые сантименты: Украине не избежать зоны свободной торговли с ЕС или соглашения об ассоциированном членстве, если она заявляет о курсе на евроинтеграцию и видит окончательной целью такого курса вступление в Европейский Союз (об этом свидетельствует в частности опыт соседей-стран Восточной Европы, которые присоединились к ЕС в последнее десятилетие).

Любое отклонение от такого вектора вызывает лишь распыление усилий на внешнеполитической и экономической аренах, и, как следствие, — торможение прогресса в реализации уже упомянутой конечной цели.

Так, бессмысленно игнорировать геополитические особенности Украины и отрицать важность налаженного сотрудничества с Россией, с которой Украина имеет (как минимум, с экономической точки зрения) очень значительные показатели товарооборота: удельный вес торговли с Россией составляет более 30%. Но без определения приоритетов не обойтись. Пока же неуклюжее маневрирование между такими соседями, как ЕС и Россия, уподобляет государственное руководство Украины в главного героя миниатюры «человек в очереди»: перебегая от одной вереницы к другой, чтобы как можно выгоднее приспособиться, тот не только раздражает окружающих своей непоследовательностью, но и подвергает себя опасности остаться ни с чем.

Источник: Власти.нет

  • 54
  • 12.04.2011 19:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода