Атака Путина отбита

Читати цю новину російською мовою
Атака Путина отбита
Не состоялся «блицкриг» по присоединению Украины к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси. В этот же день было объявлено, что к Таможенному союзу в указанном составе присоединяется Кыргызстан.

Не произошло сдачи «Нафтогаза». Вообще, о результатах визита ничего не сообщается — но это не значит, что их нет. Каковы они и к чему могут привести — анализировал на страницах «Украинского тиждня» Виктор Замятин

О том, с чем вернулся в Москву Путин, можно судить по таким моментам. Первый — он не вышел к прессе. Второй — заявление российского вице-премьера Шувалова после разговора с украинским визави Клюевым: в том, что касается энергетики, «не по всем вопросам найдены взаимоприемлемые решения, или даже подходы, которые бы удовлетворяли обе стороны». То есть, НАК «Нафтогаз» не планирует быть поглощенной «Газпромом», газотранспортную систему России не отдают. Допуск россиян к разработкам месторождений черноморского шельфа — это явно не то, на что рассчитывали. Третье — по свидетельству осведомленных источников, Янукович прямо сказал, что не будет отказываться от европейской интеграции Украины. То есть, о монополии России в Украине можно забыть. Итак, это — явно не победа Путина. Так же вряд ли можно говорить о победе Киева.

Цель российской политики относительно Украины в исполнении Путина понятна и особо не скрывается. Фактически речь идет о превращении ее в источник различных ресурсов для нужд Путина и его окружения (в том числе — на источник демонстрации достаточно иллюзорной российского могущества). Понятно, что идея Таможенного союза как связывание Украин b российскими условиями — всего лишь один из набора инструментов.

Главный из этих инструментов — газ, на который легко «ведутся» и украинские, и европейские партнеры. С помощью манипуляций с ценами и доступом к «трубе» изначально создается во многом добровольная зависимость именно от российского газа, а потом уже можно и диктовать условия.

Следовательно, логично предположить, что значительно важнее, чем вступление Украины в Таможенный союз, для Москвы является недопущение размещения акций НАК «Нафтогаз Украины» на зарубежных биржах (или IPO) и недопущение ни каких европейских партнеров в дело транзита газа. Источники, знакомые с повесткой дня отношений, такое предположение подтверждают.

Однако за год, прошедший после «харьковских соглашений» президентов Януковича и Медведева, несколько изменились в характере отношения Киева и Москвы. Весь тон официальных и неофициальных заявлений украинских бонз последних месяцев вместе с обязательными реверансами по нормализации отношений и их стратегической направленности, гласил: больше таких уступок не будет. Это было прямо заявлено Путину в Киеве еще осенью прошлого года.

Есть важный психологический момент. Президент Янукович знает, как к нему относится премьер-министр Путин. Президент Янукович также характеризуется как человек весьма неласкового характера, на которого очень нежелательно просто тупо давить (этот подход, собственно, и был основой информационной атаки Москвы). Такое давление вместе с шантажом приводит иногда к неожиданным результатам. Известное недавнее заявление Путина о том, что Россия будет вынуждена защищаться границами от украинских товаров в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом и было достаточно грубым и откровенным шантажом. Результат не мог быть положительным для Москвы: Янукович это рассматривает как попытку диктовать ему правила в собственной вотчине.

Теперь о Таможенном союзе.

Сначала о загадочном «три плюс один», озвученном президентом Януковичем в послании к Верховной Раде. Именно сейчас начались поиски содержательного наполнения этой формулы. Больше об этом сегодня сказать невозможно.

Дальше. Премьер-министр Путин и исполнительный секретарь Таможенного союза Глазьев уже несколько раз озвучивали выгоды Украине и не смогли ответить на простейший вопрос — если Россия готова идти на жертвы, то зачем ей это нужно? И где именно возьмутся те же 6,5-9 млрд. долларов, которые должны упасть на голову Украине? Пока экспертные расчеты показывают, что выгоды действительно могут быть. Но одноразовые. А потери — навсегда. Один из собеседников сказал примерно так: русские хотят купить всю Украину оптом по 10-13 млрд. долларов. Во времена Кучмы даже суммы подобные уже назывались.

Продвижение идеи Таможенного союза было бы невозможно, если бы в Украине не было ее сторонников. Притом нередко вполне искренних. Поэтому интервью газете «КоммерсантЪ-Украина» правительственного уполномоченного Мунтияна, который фактически сказал, что Украине нужно вступать в таможенный союз, не было неожиданным. Более того, оно четко ответило на вопрос, кто является главным лоббистом идеи вступления Украины в Таможенный союз в самой Украине. Мунтиян чиновник. Правительство — это структура, в которой невозможно любое свободомыслие (по крайней мере, на этом уровне). Итак, интервью не могло появиться без соответствующей команды. Такая команда, как говорят во властных эшелонах, могла исходить исключительно от одного лица — премьер-министра Азарова.

Много лет назад, работая в правительстве Януковича, Азаров уже зарекомендовал себя как фронтмен идеи вступления Украины в Единое экономическое пространство во все том же составе России, Казахстана и Беларуси.

Опора сторонников этой идеи — прежде всего, руководство таких предприятий как «Мотор-Сич», «Лугансктепловоз», Сумское НПО имени Фрунзе, предприятия оборонно-промышленного комплекса (не все), другие машиностроители, предприятия пищевой промышленности, и некоторые другие. Дело даже не в том, что владельцы многих из них — россияне. Дело в том, что то ли по психологическим причинам, то ли по каким-то другим они и их менеджмент не видят других рынков продукции, кроме российских, и не желают их искать. Им действительно нужны дешевые энергоносители и гарантированные российские заказы. В других условиях, в которых работают во всем мире, они работать неспособны.

Объективно в присоединении к Таможенному союзу и в тесном сотрудничестве с Москвой были бы заинтересованы «газовики». Но, утверждают как источники из властных структур, так и независимые эксперты, они к этому тоже не до конца готовы. Поскольку есть белорусский пример, свидетельствующий о необходимости максимальной осторожности.

Кстати, в те времена, когда вице-премьер Азаров отстаивал идею вступления Украины в ЕЭП, главным аргументом было удешевление газа. Этот аргумент тогда честно опроверг покойный ныне посол России в Украине Черномырдин: никакого дешевого газа не будет. Азаров тогда почему-то так и не был наказан за лжесвидетельство.

Еще есть условная группа «игроков» — то есть тех, кто играет на том или ином развитии событий. Безусловно, к этой группе относится глава президентской администрации Сергей Левочкин. Входит в нее среди других и министр энергетики Юрий Бойко. Который, кстати, в этом году зарекомендовал себя как лоббист альтернативной энергетики, добычи сланцевого газа и сторонник уменьшения энергетической зависимости от России. Источники утверждают, что здесь он вполне правдив, но будет выполнять ту команду, которую получит с самого верха. Эти люди в большинстве своем понимают, что политические потери от участия в московских проектах могут быть фатальными для их же будущего.

Для подавляющего большинства и функционеров, и акционеров нынешней украинской власти преимущества от свободной (и притом легальной) торговли с Европейским союзом  — необходимость. Это касается как «олигархов», так и других.

Поэтому, как говорят и во внутренних властных кругах, и в дипломатии, в действительности запущен маховик, остановить который уже просто невозможно (среди его составляющих — ВТО, ассоциация с ЕС и зона свободной торговли). Речь идет не об убеждениях. Ведь, скажем, чрезвычайно трудно было бы говорить о европейском мировоззрении президента Януковича. Но направление движения определено.

Напоследок. 2003 год запомнился не только чрезвычайно навязчивыми приглашениями Украины в ЕЭП. После того, как президент Кучма окончательно отказал московскому гостю, произошла провокация с островом Коса Тузла. Случится ли нечто подобное сейчас? Может быть, утверждают некоторые аналитики. Но не сейчас. Восемь лет назад Путин действительно чувствовал себя самовластным правителем, чего и близко нет сегодня. А сегодня с него уже откровенно смеются в интернете. Поэтому вопрос Украины для него принципиальный. И не стоит забывать, что семь с половиной лет назад он проиграл не Кучме или Ющенко, а Украину.

 

Источник: Власти.нет

  • 35
  • 13.04.2011 16:15

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода