Одна из последних дисиденток

Читати цю новину російською мовою
Одна из последних дисиденток
Одна из последних дисиденток В Бостоне (США) на 88-м году жизни скончалась Елена Бонер — знаменитая советская диссидентка, вдова академика, Нобелевского лауреата Андрея Сахарова и его соратница в противостоянии коммунистическому режиму.

Одна из последних дисиденток В Бостоне (США) на 88-м году жизни скончалась Елена Бонер — знаменитая советская диссидентка, вдова академика, Нобелевского лауреата Андрея Сахарова и его соратница в противостоянии коммунистическому режиму.
 
Елена Боннэр боролась с авторитарными тенденциями в российском постсоветском жизни до последних месяцев своей жизни.
 
Как и большинство советских людей, я узнал о Елене Боннер из публикаций в коммунистической прессе. Тогда ее пытались представить как злого гения академика Андрея Сахарова, как человека, который словно делает все возможное, чтобы знаменитый советский физик трижды Герой социалистического труда был настроен против родной Коммунистической партии и советского государства.
 
Мы, конечно, понимали, что это не так, что Андрей Сахаров является совестью общества, а Елена Боннэр была тогда человеком неизвестной. Обычной женой ученого. Однако о ее диссидентскую деятельность мы узнавали больше из программ «Радио Свобода», чем по публикациям в прессе. Затем, уже во времена перемен появилась новая информация. Мы узнали, сколько Елена Боннэр как диссидент сделала для тех людей, которых арестовывали и пытались прекратить их деятельность по защите прав человека в Советском Союзе.
 
Состоялось и первое знакомство с Еленой Боннэр на заседание межрегиональной депутатской группы.
 
Союзный депутатский съезд, как известно, большей частью состоял из представителей коммунистического большинства, однако была на нем и группа депутатов, которая выступала за демократические перемены. Душой этой группы был академик Сахаров, а рядом с ним, как всегда, была и Елена Боннэр.
 
Помню первое заседание межрегиональной депутатской группы, на котором все мы — депутаты, журналисты, общественность — собрались послушать академика и слушали. затаив дыхание.
 
Однако Елена Боннэр, она как раз тогда сидела рядом со мной на ступеньках зала, где проходило это заседание, совсем иначе воспринимал речь мужа. Было ясно, что она живет с ним одной жизнью, что она следит за каждой ошибкой, за каждой фразой, что она пытается понять, где он допустил какого неточного, по ее мнению, выражения, а где как раз сказал то, о чем они говорили буквально за несколько дней или часов до этого в своей московской квартире.
 
Такой преданности. я, можно сказать, не встречал до того времени. Уже потом я узнал что Елена Боннэр была человеком, который действительно умела быть преданной.
 
Ее первый муж, поэт Всеволод Багрицкий погиб на фронте и уже в послевоенные годы она сделала все возможное для его сохранения литературное наследие, хотя это было не очень просто. Когда умер академик Сахаров, она возглавили фонд его имени и также делала все возможное, чтобы наследие академика сохранилась, чтобы его именем не спекулировали, чтобы продолжались выдаваться его работы и мемуары.
 
Я нередко слышал от людей, даже весьма позитивно настроенных к Сахарову, что Боннэр на него как бы плохо влияла Это удивительная точка зрения. На Сахарова невозможно было влиять. Он точно знал, как действовать. Однако его необходимо было поддерживать и Елена Боннэр оказалась именно таким человеком — не просто женой, соратником, другом, а тем, кто всегда мог помочь в трудную минуту. А их в жизни академика (когда он начал свою правозащитную деятельность) было немало.
 
И неудивительно, что именно она принимала Нобелевскую награду по академика Сахарова в Стокгольме, и именно она готова была голодать вместе с ним, несмотря на свой сложный состояние здоровья. И неудивительно, что уже после смерти академика Сахарова она, как бы оставалась живым совестью российского общества и российского правозащитного движения. Поэтому так ненавидели ее те, кто пытался восстановить в России авторитарные порядки уже после того. как коммунизм умер.
 
На нашем сайте, буквально несколько месяцев назад, Елена Боннэр выступила со своим последним комментарием. Он касался митинга в Москве, который был посвящен защите российской столицы от фашистских шовинистических тенденций. И она подчеркнула, что она рядом с теми, кто пришел на этот митинг порядочных людей, что она остается москвичкой и остается человеком, который готов всегда становиться на оборону своей Родины, такой, какой она ее себе представляет.
 
Однако вместе с этим Елена Боннэр горько говорила, что сейчас трудно на кого ориентироваться, что с ее смертью последних диссидентов вроде распадется связь времен, потому что сегодня в российском обществе нет таких моральных авторитетов, которые были во времена жизни академика Сахарова, и чтобы доказать обратное — эти авторитеты, конечно же, должны появиться, а Россия должна напоминать нам страну, о которой мечтал именно академик Сахаров.

Источник: Власти.нет

  • 47
  • 21.06.2011 08:52

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода