Эксперт: Египет превращается во второй Ирак

Читати цю новину російською мовою
Эксперт: Египет превращается во второй Ирак
Ситуация в Египте не революционная, там все гораздо хуже — это ситуация развития хаоса. Тех, кто сейчас у власти в Египте, даже свергать не надо. Они либо сами уйдут, либо пойдут на все, что им продиктуют исламисты.

В Египте – новые массовые беспорядки. В ночь на 10 сентября в Каире толпа египтян ворвалась в высотный жилой дом, на двух верхних этажах которого располагается посольство Израиля, и устроила там погром. На пятачке между высоткой на набережной, Каирским университетом и зоопарком горели машины и покрышки. Полицейские безуспешно пытались разогнать разбушевавшихся сограждан с помощью слезоточивого газа и водометов, стреляя в воздух из боевого оружия. В ответ на полицейские машины обрушился дождь из камней и «коктейлей Молотова». К району волнений в экстренном порядке были стянуты дополнительные подразделения военнослужащих и полиции, армейская бронетехника. Около 520 человек пострадали, один погиб от сердечного приступа.

Происходящее в центре Каира все больше напоминает события конца января, когда египетская молодежь вершила революцию. Сейчас целью атаки египетских «демократов» стала дипмиссия Израиля.

Что ждет Египет, изданию «Свободная пресса» рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

– Евгений Янович, что происходит в Каире?

– Ситуация пошла вразнос. Египетское правительство ничего не контролирует, а в Египте это безумно опасно. Все население сконцентрировано там всего на 2% территории страны – это долина Нила и его дельта. Это у нас, в Америке, в Китае население разбросано по гигантской территории. А в Египте скученность создает дополнительный, чудовищный прессинг.

– Вы говорите, правительство ничего не контролирует. Власть совсем ничего не может сделать?

– У меня было ощущение, что радикалы промедлят до выборов. Что они попытаются сохранить финансовую поддержку американцев, поскольку в случае разрыва дипломатических отношений Египта с Израилем она будет гарантированно потеряна. Лидеры «братьев-мусульман», других радикальных групп понимают, что происходит с экономикой. Но, видимо, точка зрения экстремистского крыла взяла верх. Если бы лидеры умеренной части «братьев-мусульман» могли, они бы всего, что происходит, не допустили.

В этой ситуации нет ничего удивительного. Наш опыт революции 1917 года показывает, что эсеры были парламентской силой, и в партии их насчитывалось 3 млн человек. Дальше шли радикалы-большевики, которых было несколько десятков тысяч, и на которых никто внимания не обращал. Что произошло, когда в какой-то момент победила радикальная фракция, мы знаем. И знаем, где потом оказались умеренные социалисты.

Подобное происходило во многих революциях. Когда заворачивают гайки, котел взрывается. В Египте резьба уже сорвана, котел начал взрываться.

– То, что они останутся без финансирования, затормозит процесс?

– Когда процесс пошел, это уже никого не волнует. Наша Октябрьская революция началась за полгода до победы в Первой мировой. Победы – потому что мы должны были быть в числе держав-победителей. Экономика страны работала совершенно нормально. Подумаешь, в столицу не подвезли вовремя хлеба, не захотел тыловой гарнизон идти на фронт, а генерал Корнилов поссорился с Временным правительством. Но силовики не сработали, а парламент языком болтал вместо того, чтобы страной управлять. Все пошло вразнос, а уже в 1918-м году был голод и гражданская война.

В Египте все гораздо хуже. Египет – всего лишь обитаемая полоска вдоль Нила, это только на карте он выглядит, как огромная страна. Концентрация населения там чудовищная, и когда начинается разнос, он мгновенно захватывает всю территорию. Тем более, современные средства транспорта и коммуникаций позволяют перемещаться и передавать сообщения мгновенно.

Вдобавок египетская армия очень быстро исламизируется. Можно вспомнить, что Анвар ас-Садат был убит, когда египетская армия исламизировалась всерьез. При Мубараке армию регулярно чистили, но теперь чистки прекратились. Мубарак в клетке, под судом, а исламисты выпущены из тюрем – несколько десятков человек, крайне опасных. Террористы, взрывавшие отели и обстреливающие туристов, гуляют теперь на свободе. Образно говоря, Бастилия рухнула, и весь криминал, все люмпены, весь радикальный ислам пошли отрабатывать все, чего каждому хочется и можется.

– Люмпенов в Египте много?

– Полстраны. Туристические зоны, куда россияне ездили отдыхать, были отделены от остального Египта железным занавесом. Неслучайно они были со своей полицией. Это были закрытые зоны, куда не могли въехать местные бедуины. Люмпены – основная часть населения, причем люмпен в Египте злой и голодный. То, что в стране есть масса людей, кончивших университеты, ничего не меняет. Кому вы после университета нужны, если реальной экономики нет без внешней помощи?

Мубарак выстроил очень хрупкую, но растущую систему, которая позволяла поддерживать баланс. Она держалась на туристах, на продаже газа Израилю, на американской помощи, на инвестициях, которые обеспечивались ценой удержания железного контроля. Население при Мубараке получало сравнительно небольшой паек, но постоянно и с некоторым ростом. Но эта система действовала только в рамках авторитаризма, и сейчас рухнула.

– Сейчас «братья-мусульмане» перехватывают политическую инициативу?

– Они ее и не выпускали. Все заявления «братьев», что они не планируют брать в парламенте более половины мест, и не хотят идти на пост президента – это подготовка к тому, чтобы власть в стране перешла в руки исламизированной армии и полиции, а также исламистских группировок.

«Братья-мусульмане» работают, причем очень активно: в Египте сегодня открыта свобода действий для любых радикалов. На Синае – «Аль-Каида» и иранцы удивительным образом сошлись на антиизраильской деятельности, местные бедуинские племена не контролируются Каиром. Границе с Ливией открыта, и через нее идет поток людей и оружия. Если вспоминать, что «Аль-Каида» очень прочные позиции завоевала в Киренаиеке, на границе с Египтом, – понятно что это за люди. Наконец, с юга идет «Аль-Каида Магриба» – например, через Судан.

Кроме того, давайте вспомним, что сам Египет – родина «братьев-мусульман». Находящийся в Катаре популярнейший телепроповедник, шейх Юсеф аль-Кардауи – египтянин. Большая часть идеологов «Аль-Каиды», включая Аймана аз-Завахири – это тоже египтяне, а в каирском университете Аль-Азхар (где, помнится, «гении» из руководства РФ собирались готовить муфтиев для России) обучалось и обучается такое количество радикалов со всего мира, что ими можно укомплектовать не один террористический джамаат.

Все это происходит на фоне коллапса египетской экономики. После падения правительства Мубарака ситуация в экономике стала гораздо хуже, единственный сектор, который хоть как-то функционирует – прохождение кораблей через Суэцкий канал.

– Нынешние волнения в Каире перерастут в очередную революцию?

– Ситуация в Египте не революционная, там все гораздо хуже – это ситуация развития хаоса. В революцию у вас есть сила, которая более-менее понимает, чего она хочет и пытается свергнуть правительство. В данном случае, тех, кто сейчас у власти в Египте, даже свергать не надо. Они либо сами уйдут, либо пойдут на все, что им продиктуют исламисты.

Есть колоссальная радикально-исламизированная масса населения, плюс западные СМИ, которые поддерживают волнения со словами «народ против диктатуры». Демократия – это власть большинства, а большинство в современном арабском мире – это исламисты. Посольство Израиля – только начало, будут погромы похуже, причем вслед за израильтянами возьмутся и за христиан.

Вообще говоря, на повестке дня – переход к состоянию, которое приведет к войне Египта с Израилем. Это неизбежно. На этот случай Израиль в свое время производил телодвижения в рамках ядерной программы – а что делать?!

– Барак Обама созванивался с египетским премьером Исамом Шарафом. Штаты могут реально что-то сделать сейчас в Египте?

– Президент Америки может произнести еще одну каирскую речь. Только под давлением конгресса и сената Обама, может быть, произведет какие-то телодвижения, чтобы успокоить американских избирателей – ему не слишком удобно выходить на второй срок с нынешней ситуацией. Возможно, он сократит помощь Египту, возможно, помощь вообще будет прервана, если дипломатические отношения с Израилем и Египтом разорвутся окончательно. В этом случае американский бюджет сэкономит несколько миллиардов долларов, а Египет получит ощутимый урок, поскольку на 30-40% Америка Египет просто кормит (поставляет зерно и муку, – «СП»).

– Что в нынешней обстановке должна делать Россия?

– Первое – никаких турпоездок в Египет. Забудьте любые планы отдыха в этой стране. То же касается деловых поездок. В Египте не станут разбираться – русский вы, американец или израильтянин. Вас будут убивать, и разъяренная толпа – это страшно. Надо понимать, что Египет превращается в новый Ирак.

Второе – тщательная фильтрация людей, которые будут приезжать из Египта в Россию, особенно тех, кто учился там и жил десятилетиями. Иначе к нам пойдет поток радикальных исламистов. Часть этих людей пойдет не через Египет, а через другие страны – Иорданию, Ливию или Судан. Спецслужбам РФ надо отрабатывать эти направления – что, впрочем, они знают и сами.

Наконец, надо серьезно смотреть на нашу поддержку палестинского дела. Радикалы «Хамас» и исламского джихада имеют серьезные лоббистские структуры в России, включая особняк князя Кропоткина (там размещается посольство Палестины в Москве. – Ред.). Эти структуры тесно связаны с нашими собственными исламистами. Надо понимать, что Россия для исламистов – такая же мишень, как Европа, США, Израиль, Индия или Китай. Две чеченские войны и постоянные теракты наглядно нам это демонстрируют.

– Как быстро Египет может превратиться в Ирак №2?

– Главный рубеж, который Египет может не преодолеть – демографический и экологический. Каждые 9 месяцев население страны увеличивается на миллион человек – это слишком много. А через 6-10 лет, скорее всего, будут построены гидроузлы в южноафриканских государствах, и тогда в Египте наступит абсолютный коллапс: дефицит воды, плюс население приблизительно 95-97 млн человек. Египет и сегодня физически может обеспечить условия для проживания лишь 86 миллионам человек (сейчас население – 83,5 млн). После этого может быть что угодно.

Разумеется, провал экономики наступит быстрее, и до этого времени в Египте много чего случиться. Но до абсолютного коллапса, повторюсь – 6-10 лет.

Источник: Власти.нет

  • 115
  • 11.09.2011 09:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода