Молитвенное стояние в Москве на Западе сочли «демонстрацией силы церкви в путинском государстве»

Читати цю новину російською мовою
Молитвенное стояние в Москве на Западе сочли «демонстрацией силы церкви в путинском государстве»
Воскресное молитвенное стояние у московского храма Христа Спасителя в защиту православной веры и ее святынь от осквернения и вандализма не осталось без внимания западных СМИ. По форме это напоминало политический антилиберальный митинг, а…

По форме это напоминало политический антилиберальный митинг, а по сути было мирной, но показной демонстрацией силы церкви в путинском государстве, пишут газеты, обзор которых представляет InoPressa.

Русской православной церкви удалось собрать 65 тысяч человек, и в итоге стояние стало самым масштабным ответом РПЦ на полемику вокруг тюремного заключения трех участниц группы Pussy Riot, исполнивших на амвоне храма антиклерикальную и антипутинскую песню, сообщает El País.

Корреспондент The Los Angeles Times уточняет, что 65 тысяч человек — это оценка полиции, а «при подсчете на глаз казалось, что меньше». По его наблюдениям, «толпа состояла преимущественно из женщин среднего и старшего возраста в платках».

Впрочем, журналист «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев, представивший ФОТОотчет о мероприятии в своем «Живом журнале», сообщил, что «на удивление много» было и молодежи. Некоторых привели организованно, как, например, кадетов, было также много привезенных из регионов, чего не скрывали сами паломники. Но «в отличие от политических путингов, здесь приезжие не выглядели статистами. Я вообще не заметил рядом с собой тех, кто бы демонстрировал равнодушие к происходящему», — написал журналист.

Однако корреспондент L.A. Times настаивает: «процерковный митинг» не особо отличался от тех, которые организовывались избирательным штабом Путина: «Участников свозили на автобусах из Московской области и некоторых регионов Центральной России». Он приводит мнение критиков и экспертов разных политических убеждений — о том, что молитвенное стояние все же задумывалось как демонстрация силы. В частности, телеведущий Максим Шевченко сказал о «мощной, но мирной демонстрации могущества церкви».

«Призыв публично поддержать церковь на воскресном мероприятии даже был отмечен некоторыми внешними признаками путинской государственной риторики: звучали предостережения, что темные силы стремятся разрушить древнейший институт страны», — пишет он же в другой статье, озаглавленной «Русская церковь в духовном кризисе, говорят критики».

Церковь веками была покорной служанкой российских правителей, а после жестоких сталинских репрессий ее подобострастие стало еще заметнее, полагает автор материала. Он сообщает американским читателям, что РПЦ «подвергается критике за тесные связи с Кремлем и богатство своих иерархов». В пример журналист приводит теплые отношения патриарха Кирилла с Владимиром Путиным и скандал вокруг патриарших часов стоимостью 30 тысяч долларов.

Корреспондент дает понять, что далеко не все священники разделяют мнение высшего церковного руководства о слаженной кампании против РПЦ. В своей статье он цитирует протоиерея Георгия (Юрия Эдельштейна)  — 79-летнего настоятеля церкви в селе Карабаново Костромской области, участника диссидентского движения в СССР и члена Московской Хельсинской группы. «Наши основные враги внутри церкви», — говорит этот священник, обличающий иерархов РПЦ. Среди прочего он обвиняет их в сотрудничестве со спецслужбами.

В свою очередь El País упоминает еще один скандал, связанный с квартирой патриарха Кирилла. Сообщая о том, что российская либеральная пресса критикует РПЦ и особенно Кирилла за амбиции, непонимание происходящего в обществе и отсутствие прозрачности, испанская журналистка делает общий вывод, что православие, считающее себя религией большинства в России, идентифицировало себя с самим государством.

Молебен глазами непредвзятого очевидца

Однако, по наблюдениям Владимира Варфоломеева, в отличие от политических провластных митингов, во время молитвенного стояния у храма никто не выказывал признаков оголтелости. «Даже после самых резких слов патриарха никто рядом со мной не пытался одобрительно хлопать или, напротив, улюлюкать в адрес „предателей и врагов церкви“, о которых упоминал Кирилл. Не заметил я и косых взглядов в сторону тех, кто, в отличие от большинства, не крестился и не пел псалмы. Все было спокойно и более чем толерантно», — написал журналист в своем блоге.

Но если к собравшимся претензий не было, то организация мероприятия вызвала как минимум один серьезный вопрос. «Никогда прежде не сталкивался с тем, чтобы с оцепленной и огороженной территории не выпускали. Но на Волхонке случилось именно так. Минут через 10 после начала молебна я сам попытался выйти, но стоявшие у рамок полицейские сказали, что это невозможно. Есть, дескать, приказ не выпускать собравшихся до окончания службы», — рассказывает Варфломеев.

«Кому-то из пытавшихся выйти за ограждения часовые советовали попробовать пройти со стороны Кропоткинской или Волхонки, но, судя по тому, что и оттуда возвращались люди, это была лишь отговорка. Как минимум два человека устроили даже небольшие скандалы, наезжая на полицейских и пытаясь вырваться на свободу. В итоге им уступали. Как и тем, в основном, пожилым женщинам, которые уже не могли больше стоять. Но стыдно было смотреть, как они, годящиеся по возрасту в бабушки сержантам и прапорщикам, унижались и долго уговаривали „сынков“ выпустить их наружу», — делится впечатлениями журналист.

При этом после молебна находившийся у храма глава пресс-службы столичного ГУВД Виктор Бирюков заявил, что никакого приказа не выпускать людей не было. Он также удивил сильно завышенной оценкой числа собравшихся — 70 тысяч человек. О том, как проходил молебен и что на нем говорилось, пишет в понедельник российская пресса — самые примечательные выдержки из статей публикует сайт «Заголовки».

По материалам Портал-Credo.ru, «NEWSRU.COM»

Источник: Власти.нет

  • 38
  • 24.04.2012 09:37

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода