Украина – Россия: холодная энергетическая война

Читати цю новину російською мовою
Украина – Россия: холодная энергетическая война
«Мы уже сократили закупки газа и еще сократим, если Россия не согласится уменьшить на него цену», - такое заявление прозвучало недавно из уст украинского Премьера Николая Азарова.

«Мы уже сократили закупки газа и еще сократим, если Россия не согласится уменьшить на него цену», – такое заявление прозвучало недавно из уст украинского Премьера Николая Азарова. Его позицию чуть позже подтвердил и «энергетический» вице-премьер Юрий Бойко. В эфире программы «Шустер Live». Вице-премьер-министр пояснил, что Украина перешла к политике снижения закупок российского газа, поскольку контракт с «Газпромом» чрезвычайно невыгоден для государства, а все предложения украинской стороны по его пересмотру с паритетным учетом интересов обеих сторон в соответствии с позицией Президента Украины Виктора Януковича были отклонены.

Судя по всему, в Москве не ожидали, что Украина окажется настолько последовательной в своем стремлении ограничить зависимость от поставок российского газа. До сих пор украинскую сторону традиционно обвиняли в том, что она «ворует» российский газ. Теперь украинцы его не воруют. Просто не берут. Потому как дорого и невыгодно. Но и здесь «непокорные хохлы» оказались виноваты. «Газпром» жаждет получить от «Нефтегаза Украины» 7 млрд. долл за недобор газа.

В настоящий момент отношения между Украиной и Россией в энергетической сфере можно охарактеризовать как «холодную энергетическую войну».

Украина, как известно, давно и, к сожалению, безуспешно, борется за снижение цены на российский газ. Позиция Москвы в этом вопросе неизменна – снижение цены возможно, но только при одном условии – вступления в Таможенный Союз. Как говорил монтер Мечников, «утром деньги – вечером стулья».

Природный газ для России – это больше, чем просто один из энергоносителей, больше, чем просто товар. Это одновременно и орудие внешней политики, с помощью которого можно успешно «решать вопросы», и один из ключевых источников пополнения государственной казны, основа статуса «великой энергетической державы», а заодно – залог того, что Россия «не опустится на колени». Сложно представить, что произойдет, если кто-то в мире перестанет покупать российский газ.

Арабские революции стали катализатором переосмысления крупнейшими мировыми державами-потребителями углеводородных ресурсов новых реалий современного мира и ситуации в энергетике.

Так, Евросоюз, США и Китай, потребляющие в сумме более половины мировой первичной энергии (53,7%, по данным за 2010 г.), в последние годы стали прилагать всё больше усилий для того, чтобы в это неспокойное время уберечь свои экономики от возможных системных энергетических рисков, нехватки и чрезмерной дороговизны ресурсов. С этой целью осуществляются диверсификация поставок, либерализация энергетических рынков и повышение конкуренции, опережающими темпами развивается возобновляемая энергетика, повышается энергоэффективность, выделяются средства на исследования в области новых энергетических технологий.

Наряду с этим новым направлением стало ускоренное развитие собственной добычи нетрадиционных углеводородов, таких как сланцевый газ, метан угольных пластов, сланцевая и битуминозная нефть. Соединённым Штатам развитие добычи сланцевого газа позволило постепенно отказаться от импорта сжиженного природного газа и почти в 3 раза по сравнению с 2008 г. снизить оптовые цены на газ на внутреннем спотовом рынке. Сжиженный газ из Алжира и Египта, который должен был поставляться по долгосрочным контрактам в США, американские компании-потребители перебрасывали на европейский спотовый рынок. Всё это в целом ведет к ослаблению конкурентных позиций российского трубопроводного газа в странах Евросоюза. Именно поэтому так называемая «сланцевая революция» вызывает особую озабоченность со стороны Москвы, которая видит в ней угрозу своим позициям как ведущей энергетической страны.

Последствия «сланцевой революции» совпадают и со стремлением Евросоюза уменьшить свою зависимость от поставок российского газа. Осенью 2012 года Еврокомиссия начала антимонопольное расследование в отношении «Газпрома», связанное, в частности, с применением положений «третьего энергопакета» к контрактам с рядом государств Восточной Европы.

Этот документ предусматривает ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Эксперты полагают, что Еврокомиссия таким образом пытается контролировать рынок и заставить «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» же утверждает, что эти новшества направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.

Внешне пока почти монопольному положению «Газпрома» ничего не грозит. Тем не менее, по итогам 2012 года первое место среди потребителей российского газа заняла не Украина, а Германия.

Отчасти это стало последствием экономического кризиса, приведшего к остановке ряда украинских предприятий-потребителей газа. Отчасти – результатом мер, направленных на уменьшение зависимости от поставок российского «голубого топлива».

Сделать это, конечно же, нелегко. В структуре поставок первичной энергии в Украине доля природного газа составляет 36,9%. Затем следуют уголь, атомная энергия и нефть. На последнем месте — возобновляемые источники энергии: гидроэнергия, солнечная, ветровая и другие.

В то же время добыча сырой нефти в Украине может удовлетворить менее 20% потребностей внутреннего рынка. Объемы добытого в Украине природного газа удовлетворяют только потребности населения. А доля населения в общем внутреннем объеме потребления газа составляет менее половины. Нет в Украине и собственного производства топлива для атомных электростанций. Единственный вид энергетического сырья, которого в Украине достаточно, это уголь.

С осени 2012 г. Украина прекратила использование газа при производстве электроэнергии и перешла на производство электроэнергии из угля собственной добычи.

Еще одним шагом стало обеспечение реверсных поставок из Европы. В итоге Украина покупает в Германии газ на 70 долларов дешевле, чем в России.

Кроме того, были предприняты и шаги стратегического характера. В августе 2012 г. консорциум в составе ExxonMobil, Shell, Petrom вместе с «Надрами Украины» выиграли конкурс по разработке Скифского участка шельфа Черного моря, в 2013 г. планируется добыть из месторождений на шельфе Черного моря 3 млрд. куб м природного газа, что больше, чем добывается всеми странами Черноморского региона вместе взятыми. В мае того же года Украина выбрала компании, которые будут добывать сланцевый газ на Юзовском и Олесском месторождениях. Победителями конкурсов стали британо-голландская Shell и американская Chevron, а американская ExxonMobil и российская ТНК-ВР проиграли.

Ну и, наконец, нельзя не упомянуть и о развитии альтернативной энергетики или энергетики из возобновляемых источников. К последним относятся, например, ветровая и солнечная энергия. В частности, большое внимание этому вопросу уделяет Европейский Союз. Вообще за период с 2004-го по 2011 год мировые инвестиции в эту отрасль увеличилась более чем в 6 раз. Лидером в этой сфере является Китай, хотя страны Европы тоже не отстают. Хороший опыт накоплен у стран Черноморского региона. Наверняка тем, кто отдыхал в турецкой Анталии, запомнились солнечные батареи на крышах жилых домов, а гостившие в Болгарии или Румынии обратили внимание на большое количество ветряных электростанций. За последнее время в Украине был принят ряд мер по развитию альтернативной энергетики. Как результат, объектами, производящими энергию из возобновляемых источников, в 2012 году было произведено электроэнергии в 2,3 раза больше, чем в 2011 году. Кстати, юг Одесской области многими экспертами оценивается как перспективный для развития альтернативной энергетики. Ветра и солнца здесь вполне достаточно.

Однако все меры, предпринимаемые украинским правительством, несмотря на их важность, могут оказать серьезное влияние на ситуацию в энергетическом секторе лишь в долгосрочной перспективе. К тому же даже мероприятия по увеличению добычи собственного природного газа не могут заменить собой мероприятия по снижению энергозатрат. Украинская экономика остается по-прежнему более энергозатратной, чем экономики стран ЕС.

В глобальном контексте вступление Украины в Таможенный Союз обретает для России не только политическое, но и экономическое значение. Участие Украины в евразийской интеграции и, соответственно, сохранение за ней роли одного из крупных потребителей российского газа позволяет снизить возможные потери России, вызванные «сланцевой революцией». Украинский рынок важен для России, ибо без него статус «великой энергетической державы» может оказаться под сомнением.

Источник: viknaodessa.od.ua

  • 1412
  • 26.09.2013 08:54

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода