Преступление и наказание: ответят ли за Иловайск Аваков и Ко?

Читати цю новину російською мовою
Преступление и наказание: ответят ли за Иловайск Аваков и Ко?
Трагедия в районе Иловайска, в результате которой погибло более 200 украинских солдат, сотни раненых, пропавших без вести и захваченных в плен, требует тщательного расследования.

При этом должны понести наказание все, без исключения, а не так называемые «стрелочники». Общество и родственники погибших должны получить четкий ответ, кто виновен в сотнях смертей, а не слушать очередные россказни чиновников о том, что ведется расследование. Потом, как было в ситуации с одесской трагедией, дело потихоньку замнут. Иловайск стал не только первым масштабным поражением украинских войск, но и четко продемонстрировал некомпетентность, непрофессионализм, отсутствие понимания тактики и стратегии военных действий и трусость некоторых военных руководителей. Только подробный анализ произошедшего поможет украинской армии достойно противостоять оккупантам.

Напомним, бойцы нескольких добровольческих батальонов вошли в Иловайск 18 августа. Штурм Иловайска как стратегического населенного пункта для украинских сил должен был окончательно отрезать террористов от поставок подкрепления из России и замкнуть кольцо вокруг оккупированного Донецка. Украинские бойцы смогли взять под свой контроль значительную часть стратегически важного для снабжения группировки «ДНР» в Донецке города, но встретили мощное сопротивление террористов и регулярной российской армии.

На помощь «Донбассу» и «Днепру» добровольно вызвались батальоны МВД «Миротворец», «Свитязь», «Ивано-Франковск», «Волынь», «Херсон». Однако это были небольшие подразделения общей численностью около 200 человек. Они не имели тяжелого пехотного вооружения, бронетехники и артиллерии. Армейских резервов не было. По словам комбата «Донбасса» Семена Семенченко, Иловайск должны были брать 800 человек, в итоге город пришлось брать гораздо меньшими силами – 340 человек. Позже туда было направлено подкрепление. Приказ об отступлении не поступил вовремя, а это могло бы спасти много жизней.

Наибольшее число потерь украинские войска понесли во время выхода из окружения по так называемому «зеленому коридору» или как его назвали сами бойцы «коридор Путина». Украинским бойцам отдали приказ двигаться по нему, в результате чего российские войска открыли огонь из всех видов оружия. Украинским военным и добровольцам пришлось с боем и тяжелыми потерями прорываться небольшими группами. Командиры добровольческих батальонов обвиняют в произошедшем министра обороны Валерия Гелетея, начальника Генерального штаба Вооруженных сил Виктора Муженко и генерала Петра Литвина. По словам очевидцев, приграничный район сектора «Д» не был прикрыт никакими инженерными заграждениями и минными полями, что сыграло на руку противнику. Ряд украинских подразделений были разбиты, несколько сотен человек было вынуждено сдаться в плен. Командный пункт командующего сектором «Д» Петра Литвина попал под артналет. Из-за отсутствия понимания обстановки его штаб снялся в глубокий тыл.

Представители власти обвиняют в трагедии самих добровольцев.

В частности, по словам советника министра обороны Александра Данилюка, основной причиной трагедии является излишняя публичность во время прорыва из окружения. В командовании Минобороны вину перекладывают на комментаторов в интернете и добровольческие батальоны, которые не соблюли режим тишины. «Абсолютно убежден, что это онлайн-комментирование, которое имело место, в значительной степени сорвало ряд мер по эвакуации личного состава из Иловайска и стоило жизни военнослужащим и работникам МВД, участвовавшим в этих операциях», – заявил Данилюк на пресс-конференции.

По мнению специалистов, из окружения необходимо выходить тихо. Вместо этого в интернете появилась информация о конкретном времени прорыва украинских бойцов.

В то же время, представитель Минобороны Иван Руснак, говоря о причинах трагедии под Иловайском, отметил, что силы были неравны: украинцам противостояли четыре батальона российских войск. Однако главными причинами стали утечка информации, а также «самостоятельность добровольческих батальонов, отсутствие четкой координации между ними и военными».

Генпрокуратура уже возбудила дело об «Иловайском котле» по статье «халатное отношение к военной службе», которая предусматривает от пяти до восьми лет лишения свободы. По словам спикера информационного центра СНБО Андрея Лысенко, следователи тщательно изучают, как планировались и проводились эти операции. Также назначена военно-тактическая экспертиза, которая даст ответ относительно правомерности принятия решений командным составом сил АТО и степени их ответственности.

За всеми взаимными обвинениями практически не звучит имя еще одного высокопоставленного чиновника, имеющего прямое отношение к событиям под Иловайском. Это министр внутренних дел Арсен Аваков. Именно под его командованием находится пятый батальон территориальной обороны «Прикарпатье» в составе четырех сотен бойцов, который в тот момент покинул зону антитеррористической операции и отправился домой на военной технике с вооружением. В Кировоградской области колонну батальона остановил спецназ, однако силовики отказались сдавать стрелковое оружие и согласились отдать только гранатометы, после чего колонну пропустили дальше. Бойцы заявили, что едут к месту постоянной дислокации для отдыха, перегруппировки и сдачи оружия по месту его получения.

Военная прокуратура уже арестовала командира батальона подполковника Виталия Комара и расследует уголовное производство по признакам дезертирства относительно действий бойцов «Прикарпатья», вышедших из-под Иловайска.

Если бы данный батальон не покинул зону антитеррористической операции под Иловайском, оставив без прикрытия остальных, потерь можно было бы избежать. При этом трудно поверить в то, что батальон самовольно снялся с места и уехал в отпуск. Командование было обязано доложить руководству, а именно министру внутренних дел о своих дальнейших действиях.

Кроме того, украинские бойцы, отстаивавшие Иловайск,  безусловно, совершили подвиг, многие ценой собственной жизни. Однако, к сожалению, действия добровольческих милицейских батальонов действительно были не всегда  слаженными. Отсутствие должного вооружения привело к потерям. Причем, если на месте командиры могли не сориентироваться сразу, то наверху должны были понимать, что с шашками против танков не воюют. Но Арсен Аваков, судя по всему, не предпринял ничего, чтобы избежать кровавой бойни.

Почему? Потому что Аваков вообще не компетентен в военных вопросах. Бывший харьковский губернатор по квалификации  инженер-системотехник, в 90-х занимался бизнесом, а потом ушел в политику. Удивляет, что его до сих пор не уволили, хотя этого требовали еще в конце марта сотники Майдана и «Правый сектор», мотивируя тем, что правоохранительные органы должным образом не выполняют своих непосредственных функций по обеспечению безопасности граждан, расследованию преступлений и наказанию воров. К уголовной ответственности не привлекли ни одного из заказчиков, организаторов и исполнителей убийств, пыток, избиений и похищений участников акций гражданского протеста зимой этого года.

У Авакова довольно темное прошлое, начиная еще с середины 90-х годов, когда правоохранительные органы обвиняли его в причастности к убийству своего бизнес-партнера. Позже – в злоупотреблении служебным положением. Из-за незаконных действий Авакова в 2009 году в Харьковской области было незаконно изменено целевое назначение земель государственной собственности сельскохозяйственного назначения общей площадью почти 55 гектаров стоимостью свыше 5,5 млн. грн. Кстати, Арсен Аваков тогда сбежал из-под следствия в Италию, где находился вплоть до того, пока в 2012 году не был избран народным депутатом.

Заняв должность министра внутренних дел Арсен Аваков то и дело демонстрировал свой непрофессионализм. Вместо того, чтобы заниматься реальными делами и вникать в суть работы правоохранительных органов, он писал посты в соцсетях о «проделанной» работе и высказывал свое мнение относительно происходящих событий. Он так и не предоставил общественности какого-то вменяемого отчета относительно преступлений, имевших место18-21 февраля на Майдане независимости, в результате чего погибло более 100 человек, а предполагаемые подозреваемые смогли беспрепятственно покинуть Украину.

Аваков затормозил расследование причин Одесской трагедии, поскольку, по появившейся в масс-медиа информации, к ней могли быть причастны уже представители нынешней власти – тогдашний секретарь СНБО Андрей Парубий и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский.

С начала АТО министр внутренних дел также никак себя не проявил. Хотя хорошо известно, многие неудачи наших бойцов происходят из-за так называемой пятой колонные среди руководящего состава и в армии, и в МВД. Но никакие расследования не проводятся, люди продолжают гибнуть, поскольку их предали свои же. Как это и произошло под Иловайском.

Пока же арестовали только непосредственно виновного – Виталия Комара, хотя вряд ли он действовал без соответствующих не то указаний. Очевидцы произошедшего требуют отставки министра обороны Валерия Гелетея и начальника Генерального штаба Вооруженных сил Виктора Муженко. Хотя, как считает политолог Виктор Небоженко, их, скорей всего, не тронут. По его словам, могут уволить Авакова. Причем не потому что он находится не на своем месте, с каждым днем наращивая количество проблем в МВД. Президент Петр Порошенко может отправить Авакова в отставку, поскольку он не нашел себя в большой политике. Дляглавы государства человек, который не может определиться, с ним он или нет, ненадежный. Кстати, Аваков, понимая, что не сегодня-завтра его могут уволить, будет баллотироваться по спискам «Народного фронта» Арсения Яценюка на предстоящих парламентских выборах. Получив депутатскую неприкосновенность, он точно не ответит перед законом за свои действия.

В этом и есть трагедия Украинского государства. Власть имущие лишь на словах обещают «покращення», а далее все происходит по принципу «рука руку моет». Невзирая на огромное количество человеческих жертв в «Иловайском котле», власти не спешат с поиском и наказанием виновных. А ведь в данном случае, промедление – смерти подобно. Если сейчас не определить всех причастных к трагедии, нет гарантий, что не случится еще один Иловайск.

Источник: СпецКорр

  • 304
  • 17.09.2014 15:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода