По старой дружбе: чем мы заплатим за новый кредит МВФ?

Читати цю новину російською мовою
По старой дружбе: чем мы заплатим за новый кредит МВФ?
МВФ в Украине дала предварительное «добро» на выделение 17,5 млрд долларов кредита.

«Я очень надеюсь, что решение о выделении Украины очередной финансовой помощи будет положительным, поскольку это необходимо для возобновления мира и стабильности в стране. Ведь мы понимаем, что главный риск сегодня геополитического характера. И если он будет снят, то украинцы смогут сосредоточиться на восстановлении экономики», — именно так звучала речь главы Международного валютного фонда Кристин Лагард в феврале, после того, как миссия МВФ в Украине дала предварительное «добро» на выделение 17,5 млрд долларов кредита.
И вопреки всей критике в сторону «кредитной зависимости», деньги фонда нам нужны как воздух. Золотовалютные резервы Нацбанка – пусты (менее 6,5 млрд долларов на 1 февраля), на финансирование дефицита «Нафтогаза» за 2014 год властям пришлось потратить около 110 млрд гривен, а заявленные еще прошлой весной реформы повсеместно буксуют. Что, собственно, и неудивительно для страны, которая находится в преддефолтном состоянии.
Но, можно вздохнуть с облегчением: 11 марта совет директоров МВФ рассмотрит выделение первого транша. В Кабинете министров рассчитывают, что эта сумма составит около 10 млрд долларов. Они пойдут на пополнение резервов НБУ, а также на выполнение внешних обязательств правительства.
Сомнения нет, эти вливания позволят выровнять панику в экономике, на валютном рынке, и не захлебнуться в прежних долгах. Вместе с тем, не нужно забывать, что кредит – это не благотворительная помощь. И его нужно не только вернуть, но и заплатить внушительную цену. Только если заемщик в банке компенсирует пользование деньгами процентной ставкой, то в случае МВФ – это обязательства Украины и ее властей осуществить те или иные реформы. И все это ложится на наши плечи. Разберемся, чего же фонд требует на сей раз.
Тепло-дорого
На самом деле, обновленного текста меморандума с МВФ пока что нет даже в распоряжении депутатов. Но уже доподлинно известно, что одним из главных шагов властей станет дальнейший рост тарифов на энергоносители. Например, согласно решению Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере электроэнергетики и коммунальных услуг, с апреля стоимость электроэнергии для населения вырастет в среднем на 50%. Однако, это лишь начало: вплоть до марта 2017 года в несколько этапов тарифы на свет возрастут еще в 3,5 раза. В итоге, если сегодня среднестатистический украинец платит за электричество треть гривны за 1кВт, то через два года он будет платить более 1,2 гривен/кВт.
Не обошли в МВФ стороной и болезненный вопрос газа. Его стоимость для конечных потребителей тоже возрастет, и существенно. Причем, высчитать конечный тариф будет не так просто.
Сегодня, к примеру, при в зависимости от годового потребления газа, население платит за кубометр 1,18-4 гривны. Договоренности с МВФ предусматривают, что уже в этом году цена на газ составит 3,6 гривен/кубометр при потреблении до 2400 кубометров в год, и 7,18 гривен/кубометр при превышении этого лимита.
Как следствие, подорожает и отопление. По озвученным Нацбанком данным, его цена вырастет чуть менее чем на 70%. Так, если киевляне сегодня платят за отопление 1 кв м жилья в месяц около 9-10 гривен, то вскоре в платежках будет значиться цифра на уровне 16-17 гривен/1 кв м. Поэтому отопление 50-метровой квартиры обойдется приблизительно в 800 гривен, 100-метровой – в 1600-1700 гривен.
Обратно на грабли
В МВФ, между тем, считают, что повышение тарифов должно пойти на пользу экономике, так как позволит к 2017 году добиться безубыточности «Нафтогаза Украины» (на сегодня его дефицит составляет около 5% ВВП), а затем провести его приватизацию. Это, кстати, тоже одно из требований МВФ.
Но возникает двоякая ситуация: из-за роста тарифов на энергоносители резко увеличится количество украинцев, которые будут нуждаться в субсидиях. По разным оценкам, до 4,5-5 млн человек. Это в любом случае будет давить на бюджет, а также взвинтит потребительские цены. Например, глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что по итогам 2015 года инфляция составит 25-26% (хотя еще в конце 2014 года разговор был о значениях почти вдвое меньше), во многом – как раз из-за подорожания газа и электроэнергии.
В то же время, уже в 2016 году МВФ требует от украинского правительства выйти на темпы инфляции, которые будут исчисляться одной цифрой. Да еще и обеспечить гибкую процентную ставку, что в условиях таргетирования сделать крайне сложно.
О валютном курсе, кстати, в фонде пока что не говорят. Хотя давнее требование МВФ Нацбанк, по сути, выполнил: отказался от регулирования гривны и отпустил межбанк на самотек. К чему это привело – говорить излишне. И хотя власти рассчитывают после получения транша добиться укрепления до 20-22 гривен/доллар, о том, чтобы контролировать поведение национальной валюты в будущем, речь все равно не идет.
Другое дело, банковская система. Представители фонда настаивают на экстренном оздоровлении банков, повышении их кредитоспособности, сокращении доли проблемной задолженности и на улучшении качества активов. При этом будет пересматриваться система надзора, в том числе – и порядок предоставления стабилизационных кредитов. Иными словами, помогать будут не всем, а значит, уход все новых и новых игроков с рынка неизбежен.
Не красть во спасение
Все также значимыми для МВФ остаются вопросы, связанные с социальным обеспечением, бюджетной сферой, борьбой с коррупцией, а также налоговым законодательством.
Например, фонд настаивает на дальнейшей перестройке систем образования и здравоохранения, судоустройства. Плюс ко всему, бюджетникам, скорее всего, придется вновь затянуть пояса: правительство уже заговорило о повышении пенсионного возраста (на 5 лет), об ограничении размера выплат работающим пенсионерам. Кроме того, власти хотят отказаться от спецпенсий депутатам, судьям, прокурорам, госслужащим. Все это – ради сокращения Пенсионного фонда и облегчения давления на бюджет.
Кстати, сокращение бюджетного дефицита – тоже вопрос, стоящий на повестке дня. И его депутаты будут рассматривать чуть ли не завтра. Правда, еще неясно, какой будет цена за это сокращение.
Но ясно одно: резких маневров в части уменьшения госсзатрат парламент делать не будет. А значит, дефицит продолжат дотировать за счет возросшего налогового давления. По крайней мере, со стороны МВФ какой-либо критики в сторону налоговых новаций, возмутивших социум и бизнес-сообщество, не было. Кристин Лагард в своей речи разве что отметила, что «увеличение давления на доходы граждан и оптимизация налоговой системы» — вынужденные меры, с которыми нужно смириться.

Источник: Свобода Слова

  • 99
  • 04.03.2015 11:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода