Фантастика стала реальностью: в Украине идет первая в истории война дронов

Читати цю новину російською мовою
Фантастика стала реальностью: в Украине идет первая в истории война дронов
Время от времени окраины захваченного сепаратистами Донецка оглушает ожесточенная стрельба из автоматов и пулеметов. Кажется, что лупят из всех имеющихся стволов, что идет серьезный бой или пьяные боевики устроили разборки друг с другом.

Время от времени окраины захваченного сепаратистами Донецка оглушает ожесточенная стрельба из автоматов и пулеметов. Кажется, что лупят из всех имеющихся стволов, что идет серьезный бой или пьяные боевики устроили разборки друг с другом. На самом деле они стреляют в воздух, пытаясь сбить кружащие над ними украинские «беспилотники» – всевидящие глаза ВСУ, высматривающие передвижение и расположение сил противника.

Но такие аппараты есть и у сепаратистов, и не только разведывательные. Все чаще появляются сообщения о том, что дроны-бомбардировщики атакуют украинские позиции в районе Донецка и Мариуполя. По информации штаба АТО, таким же образом была осуществлена диверсия на военных складах в Сватово, на которые сбросили зажигательные снаряды. А тем временем чуть ли не ежедневно через северную границу на украинскую территорию залетают что-то высматривающие российские роботы-разведчики. Высокотехнологическая война дронов, которая еще недавно казалась фантастикой далекого будущего, стала реальность в сегодняшней Украине…

Нас уже не удивляет, что большинство чудес современной техники были придуманы во время войны немцами. Действительно, разработчиками первых серийных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) тоже были конструкторы Рейха. Ими стали знаменитая Фау-1 (полностью автоматизированный самолет-снаряд), а также несколько моделей радиоуправляемых «планирующих бомб». Другие страны в то время потели над конструированием дистанционно управляемых планеров-мишеней для обучения пилотов-истребителей.

После войны идеей БПЛА загорелись в СССР. Весьма высокий уровень развития ПВО ставил под сомнение успехи авиации, и каждый пытался решить эту проблему по-своему. Американцы создавали сверхвысотные и сверхскоростные самолеты-разведчики, а вот в советском КБ Туполева занялись «беспилотниками».

БПЛА Ту-143 в украинской армии

Туполевские разведывательные БПЛА отличись внушительными размерами, мощными турбореактивными двигателями, высокой скоростью (около 1000 км/час) и дальностью (до 900 км) полета. Но самая главная их особенность в наличие автопилота, который уже тогда полностью управляет полетом беспилотного разведчика от взлета до посадки. Модели Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» до сих пор состоят на вооружении украинской армии, хотя их использование в условиях локального конфликта АТО оказалось малоэффективным.

Сепаратисты принимали их за украинские боевые самолеты, вопили что «каратели летят бомбить города» и даже пытались сбить – пару раз довольно успешно, поскольку такие «беспилотники» отличные мишени для любой ПЗРК. Впрочем, зенитчики из местных «трактористов» были никудышнее, так что большинство выпушенных ими «Стрел» так и не попали в цель. Существует даже предположение, что именно так в мае 2014 года был обстрелян захваченный сепаратистами Луганский горсовет: кто-то из «ополченцев» пытался сбить из ПЗРК пролетавший над городом украинский Ту-143, но вместо этого угодил ракетой в здание…

С похожей проблемой столкнулись во время первой Иракской войны (1991) и американцы. Треть их реактивных БПЛА были сбиты, еще треть повреждены. При этом эти машины, созданные для разведки в условиях Третьей мировой, оказались почти бесполезны в локальном конфликте, в качестве тактических и оперативных разведчиков, наблюдателей и корректировщиков. Там где нужно было высмотреть замаскированную батарею и спрятанные за зданиями танки, уточнить координаты укреплений, оценить эффективность ударов и т.п.

Поэтому с 90-х годов страны НАТО, а затем и Россия, начали принимать на вооружение БПЛА нового типа. Самым известным из них стал MQ-1 «Predator», как раз первым прозванный «дроном» (боевой робот). Что, впрочем, не совсем верно, поскольку в отличие от тех же советских «беспилотников» он не является полностью автоматическим, и в основном работает под дистанционным управлением пилотов.

Американский БПЛА Predator может нести ракетное вооружение

Это весьма дорогая (более 4 миллионов долларов) и крупногабаритная (14х8 метров) машина, к которой прилагается целый комплект для запуска и управления. Но зато «Predator» может находиться в воздухе до 38 часов, буквально зависая над нужным районом (скорость полета 110-210 км/ч), несет большой набор различной фото, видео и телевизионной аппаратуры, а также может вооружаться ракетами воздух-земля для уничтожения обнаруженных целей. Небольшой поршневой двигатель делает его малозаметным для ИК головок наведения зенитных ракет, так что сбить его можно только плотным огнем скорострельных зенитных пушек.

«Predator» стал символом технологического превосходства Пентагона, однако оно было недолгим, и вскоре подобные БПЛА появились у Израиля, России и Китая. Дальнейшим развитием этой идеи стали проекты беспилотных ударных самолетов, которые бы заменили пилотируемые бомбардировщики и штурмовики.

Но вот только тяжелые универсальные «беспилотники-спецназовцы» типа американского «Predator», израильского «Heron» или российского «Дозора» обладают двумя недостатками. Первый – очень высокая стоимость, делающая их слишком дорогой «игрушкой» для армий бедных стран. Вот почему, к примеру, Украиной был закуплен всего один БПЛА («Heron»), который до сих пор хранится в качестве экспоната выставок для высокопоставленных гостей.

Второй недостаток – эти громоздкие дорогие аппараты, с большим комплексом управления и многочисленной обслугой, являются подразделениями штабного подчинения, используемые в специальных операциях. Между тем армейские роты и батальоны хотели иметь собственные «небесные глаза» для наблюдения за своим участком.

Так появилась необходимость в малых БПЛА, впервые взятых на вооружение ЦАХАЛ в конце 90-х, помогая израильским солдатам «осматриваться» в лабиринте городской застройки и совершать разведывательные рейды на палестинскую территорию. Еще лет 10 тому назад мировые СМИ восторгались одним таким «беспилотником», способным влететь в открытую форточку. К числу достоинств таких малышей относится их малая заметность – противник часто и не догадывается, что за ним наблюдают!

Российские разведывательные дроны поставляются и сепаратистам Донбасса

Израильский опыт переняла Россия, использовав импортные малые БПЛА во второй Чеченской войне. Вскоре в РФ освоили выпуск собственных, приняв их на вооружение разведывательных подразделений бригад, полков и даже отдельных батальонов, а также частей специального назначения. И когда в 2014 году Москва начал поставки вооружения и «отпускников» сепаратистам Донбасса, то в «гуманитарных конвоях» поехали и несколько российских дронов.

Впрочем, к тому времени обе противоборствующие стороны уже пытались решить эту задачу своими руками. Так, сепаратисты «отжали» в донецких магазинах электроники мультикоптеры, предназначенные для туризма и развлечения, и приспособили эти летающие игрушки для разведки над полем боя. Несмотря на небольшой радиус действия (5-7 км) и продолжительность полета (20-40 минут) этого хватало, чтобы «осмотреться», засечь расположение украинской техники и батарей. В итоге сепаратисты знали об украинских силовиках всё – и замаскированные, казалось бы, позиции ВСУ внезапно подвергались обстрелам «градами».

Сепаратисты запускают квадрокоптер

ВСУ и Нацгвардия вступили в АТО, что называется, с вооружением образца 60-70-х годов, да и того не хватало. Автоматы, БТРы, гаубицы, несколько вертолетов да пара старых Ту-143, вот и всё, с чем шли они освобождать Донбасс от коллаборационистов. Не хватало элементарного: касок, бронежилетов, оптики, даже еды и перевязочных материалов. Многолетнее игнорирование проблем и потребностей ВСУ, бесконечная покраска бордюров и бессмысленное марширование под «несе Галя воду» вместо боевой подготовки принесли горестные плоды: армии практически не существовало. Но киевским политикам было на это наплевать, они принимали парады придворных частей и торопились заявлять о победе, в то время когда под Изварино и Иловайском гибли окруженные украинские бригады и батальоны. Окруженные, прежде всего, потому, что не располагали необходимыми разведданными о противнике.

Но, даже признав нужны армии, чиновники Минобороны, как говорится, и не чесались. Новые виды вооружения можно увидеть только на выставках и презентациях, а не в войсках, и до сих пор не начато серийное производство военных БПЛА. Украинские солдаты так бы и остались «слепыми», если б не их собственная инициатива и помощь волонтеров.

За разработку «беспилотников» для ВСУ взялись волонтеры

Первыми малыми «безпилотниками» обзавелись добробаты, которые очень многое приобретали за свой счет и с энтузиазмом относились к военному делу. Сначала покупали в украинских магазинах управляемые летающие игрушки с видеокамерами, затем заказывали за границей специальные наблюдательные БПЛА, используемые для охраны заповедников или промышленных коммуникаций. Вскоре к делу подключились украинские конструкторские бюро, клубы авиамоделирования, просто отдельные изобретатели.

К сожалению, повторим, никто из них не был поддержан на уровне Минобороны, которое даже не удосужилось создать отдел технических конкурсов для армии, принимающий изобретения украинцев. Наверное, чиновники и генералы не увидели, как распилить на этом бюджет и получить откаты! Вот и помогают украинцы своей армии по-народному, без участия оборонного ведомства. Поэтому «авиапарк» используемых украинской армией дронов невероятно разнообразен: наряду с импортными игрушками тут множество украинских самоделок, некоторые из которых не уступают лучшим мировым аналогам.

Разные модели используемых в АТО дронов

Но не стоит недооценивать противника: сепаратисты не удовлетворятся российскими дронами-разведчиками и краденными квадрокоптерами, они тоже заказывают себе западные модели, да и конструкторская мысль у них кипит не менее активно, в чем-то даже опережая украинских изобретателей…

Так получилось, что краткая, но яркая история развития «беспилотников» АТО словно повторяет историю развития авиации Первой мировой войны, которая тоже началась с разведывательных «этажерок», летавших над полями позиционной войны. Потом с самолетов начали сбрасывать на противника гранаты, потом создали авиабомбы, а затем появились самолеты для истребления других самолетов. Вот и сейчас на украинской войне идет активное применение беспилотных разведчиков, первые опыты использования беспилотных бомбардировщиков, и уже остро встал вопрос о методах их уничтожения.

Сбить маленький летательный аппарат, барражирующий на высоте от нескольких сотен метров до 3 километров очень непросто. По сути, когда боевики палят в них из автоматов и пулеметов Калашникова, то они просто зазря тратят свои патроны – точность попадания боеприпасами 5,45 и 7,62 в движущуюся на такой высоте цель размеров около метра составляет сотые доли процента. У пулеметов 12,7 и 14,5, а также пушек ЗУ-23 шансы выше, но при этом и плотность огня должна быть в разы больше, чем у зенитных установок времен Второй мировой (мишень то маленькая). Поэтому сбитый малый «беспилотник» в зоне АТО это редкое исключение, такие случаи можно на пальцах пересчитать.

Стоит заметить, что «промышленные» и военные разведывательные БПЛА защищены от такого опасного врага дронов, как средства радиоэлектронной борьбы. Когда разворачиваются и включаются эти «глушилки» (в это время может пропадать мобильная связь, телевизионные сигналы, FM-радио), то связь дрона с оператором прерывается. Для простых туристических мультикоптеров и развлекательных моделей самолетов это может закончиться аварией, ведь они управляются с земли, а потому не смогут вернутся обратно. Но у дронов для профессиональной аэрофотосъемки и патрулирования, и у всех серийно выпускаемых военных разведчиков, есть автопилот.

Российский «Геоскан-201» очень популярен у сепаратистов

Так, к примеру, российский гражданский дрон «Геоскан-201» популярен не только у путешественников и спасателей, но и у сепаратистов. Он полностью автоматизирован: устанавливаете его в катапульту, вводите в программу автопилота параметры, жмете на кнопку – и дрон взлетает под облака, где будет кружить три часа, после чего сам вернется к вам и аккуратно приземлится на парашюте. Он абсолютно равнодушен к любым «глушилкам»! При этом «Геоскан» имеет электрический двигатель, то есть он вообще невидим для любых тепловых датчиков наведения.

Конечно, дрон-автомат имеет и недостатки: работая только на автопилоте, он не может управляться и корректироваться в полете с земли – например, если нужно «нырнуть» из облаков ближе к земле, если нужно сопровождать движущуюся цель (военную колонну) или уйти от обстрелов. Поэтому военные разведывательные дроны имеют двойное управление – при этом если связь с оператором прерывается из-за «глушения», то у дрона автоматически включается автопилот, возвращающий его обратно. Кроме того, он может передавать на землю картинку в реальном времени, что необходимо для наведения батарей по движущимся целям. Видимо, в этом и был секрет такой сверхточности российской артиллерии под Изварино…

Донецкий аэропорт. Вид с БПЛА

Но противник рассчитывает не только на артиллерию. Хотя в Луганском авиационном училище сепаратисты сумели захватить несколько учебных Су-25 и Л-29, использовать их в бою они так и не решились. Может быть, испугались украинского ПВО, может быть Путин не прислал им летчиков, а может самолеты просто неисправны. Впрочем, ВСУ тоже не используют авиацию с лета 2014-го, после потерь нескольких машин. И отсутствие на фронте «настоящей» авиации обе стороны стараются восполнить использованием беспилотной.

У противника это получается лучше. Во всяком случае, по официальной информации украинского Генштаба, зафиксированы многочисленные случаи применения им дронов-бомбардировщиков. Они сбрасывают «зажигалки» на военные склады, осколочные бомбы или гранаты на позиции ВСУ, и даже якобы пытались атаковать украинскую бронетехнику кумулятивными боеприпасами. Учитывая, что ни один из находящихся на вооружении сепаратистов БПЛА не предназначен для таких целей (даже российские военные дроны-разведчики), то это дело рук «бурятских» кулибиных, сумевших превратить мирных воздушных «фотографов» в летающих терминаторов.

Собственно говоря, это одновременно и просто, и сложно. Просто, потому что нужно всего лишь придумать надежный механизм удержания и сбрасывания по команде боеприпаса. В качестве такого могут служить ручные гранаты, 82-мм мины или самодельные бомбы. Сложно, потому что для успешного бомбометания БПЛА должен быть управляем оператором, иметь видеокамеру для прицеливания, а также иметь автоматическую стабилизацию – ведь после сброса груза легкий самолетик резко дернет вверх, и он может свалиться в штопор.

К сожалению, имеется информация и о том, что несколько попыток украинских военных превратить в бомбардировщики свои дроны закончились трагедиями – гранаты срывались с подвесок во время крепления и взрывались. Наверняка подобное происходило и у сепаратистов, но они, как известно, тщательно скрывают свои потери. Но зато украинская военно-инженерная мысль пошла другим путем: зачем мучиться и рисковать со сбрасываемыми боеприпасами, если можно превратить БПЛА в камикадзе?

Дрон-камиказде «Warmate»

Собственно, идея эта не нова: тот же Фау-1, только маленький и управляемый, наводимый на цель оператором. Для Украины такие дроны могли бы частично заменить нехватку высокоточных ракет, которые мы сами давно уже не выпускаем, а другие страны нам их не продают. Конечно, их «калибр» не сравним (0,5-5 кг боевой нагрузки у дрона и до 300 кг у крылатой ракеты), однако для выполнения определенных задач достаточно и этого. Например, так можно атаковать штабы противника, повреждать его ракетные установки «Смерч» и самоходные гаубицы.

Разумеется, подобный одноразовый самолет-снаряд дорогое удовольствие, да и обеспечить войска их нужным количеством может только серийное производство. Но хотя украинские конструкторы предложили Минобороны уже десятки разных моделей, и даже была куплена лицензия на выпуск польского военного дрона-камикадзе «Warmate», конвейеры по-прежнему стоят. Чего же они ждут – комплектующих, финансирования, а может быть, откатов?

Наконец, третье направление развития дронов АТО – это истребители вражеских дронов. Идея пока что на стадии разработки, которая должна разрешить две трудности. В первую очередь необходимо решить вопрос с управлением дроном-истребителем, чтобы оператор мог увидать цель. Из-за небольших размеров малых БПЛА на большом расстоянии ни человеческий глаз, на даже мини-радар не смогут отличить его от парящего журавля или коршуна, а отсутствие теплового следа делает их невидимыми в инфракрасном диапазоне. А потом нужно захватить и удержать её в прицеле, ведя к ней свой дрон-истребитель.

Вторая проблема это вооружение. Самонаводящиеся ракеты по вышеуказанной причине отпадают. А если на большой летательный аппарат можно поставить несколько пулеметов, то маленькие дроны-истребители с такой нагрузкой могут и не взлететь. Это тупик, рождающий самые курьезные идеи – например, набрасывать на вражеские дроны сетку, или брать их на абордаж крюками. Сепаратисты даже пытались создать для охоты на БПЛА эскадрилью мотодельтопланов, вооружив их пилотов «калашами». Просто какой-то постапокалипсис!

Как скоро увлечение дронами приведет к появлению таких монстров?

Однако бьющие фонтаном конструкторские мысли не ограничиваются только «беспилотниками». Еще горячим летом 2014-го появились первые колесные и гусеничные терминаторы. Так, сепаратисты собрали радиоуправляемую 23-мм пушку-робота на шасси старого «уазика», который затем куда-то пропал – возможно, был уничтожен вместе со своими создателями. А украинские волонтеры работали над проектом мини-танка, напоминающего немецкую мину-танкетку «Голиаф». Несколько интересных проектов с обеих сторон было выдвинуто в дни горячих боев за Донецкий аэропорт, где шквальный огонь не давал подойти одним и поднять головы другим.

Сейчас работы над подобными машинами затихли, поскольку после установившегося затишья необходимости в них нет. Но, если хрупкий мир снова перерастет в ожесточенные позиционные бои, то фронту АТО вновь понадобятся не боящиеся смерти бронированные штурмовые роботы, поддерживаемые сверху дронами-бомбардировщиками. И кто знает, как далеко зайдет в этом изобретательский талант украинцев!

Источник: from-ua.com

  • 751
  • 01.07.2016 21:16

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода