Как победить сомалийских пиратов?

Читати цю новину російською мовою
Как победить сомалийских пиратов?
Бить по гнездам – высаживаться на берег и убивать или брать в плен столько пиратов, сколько представится возможным. Но этот способ и самый опасный – для стороны, которая таким образом начнет борьбу с пиратством. Будут гибнуть мирные люди и их имущество.

Три способа борьбы с пиратством

Первый, он же действующий в настоящее время. Корабли патрулируют определенный участок в заливе, открывая огонь по пиратам только тогда, когда они непосредственно атакуют проходящие коммерческие суда. При этом исходя из имеющегося опыта известно, что корабли открывают главным образом предупредительный огонь, крайне редко стреляя непосредственно по пиратам. Такое патрулирование спасло от захвата уже не одно судно. Чем больше кораблей на патрулировании, тем больше судов они спасут, но пиратов им не вытеснить, они все равно будут захватывать то или иное неосторожное судно.

Второй способ более агрессивен. Корабли и вертолеты с кораблей открывают огонь на поражение, независимо от того, нападают пираты на судно или просто курсируют в ожидании добычи. Ошибка практически исключается, даже если оружие пираты спрятали – в Аденском заливе никак не встретишь небольшую лодку, битком набитую здоровенными мужиками, вышедшими прогуляться или половить рыбки.

Третий способ самый радикальный. Уничтожать пиратские суда и лодки, а также вооружение. Но! Недавнее потопление индийским фрегатом пиратского судна-базы может быть чревато нехорошими последствиями для моряков в плену и моряков тех судов, которые к сожалению, еще будут захвачены. Особенно с индийским гражданством. Англичане или французы захватывали пиратов в бою и потом уже думали, куда их сдать для следствия и суда. Индийцы, получив очередь из автомата с пиратского судна в своем направлении, уж не знаю почему, но решили, что проще будет расстрелять пиратов с безопасного расстояния артиллерийским огнем. Я господа, крови боюсь – вот начнут пираты в ответ стрелять, и что тогда будет? Мясорубку легко начать, но трудно закончить. Моряки – если начнется мясорубка – начнут повально отказываться от рейсов через Суэцкий канал, и правильно делать.

Бить по гнездам – высаживаться на берег и убивать или брать в плен столько пиратов, сколько представится возможным. Но этот способ и самый опасный – для стороны, которая таким образом начнет борьбу с пиратством. Будут гибнуть мирные люди и их имущество. Военных немедленно обвинят в жестокости и преступлениях против человечности. Мировая общественность обвинит «агрессора» во всех смертных грехах и в конечном счете, дерзнувшего бороться с пиратством в его гнезде обвинят в грязных планах по захвату Сомали. НАТО гарантировано на такой шаг не пойдет, имея опыт Югославии, Ирака, Афганистана.

А кем же считать пиратов, преступниками или воюющей стороной? Поясняю: если пират преступник, то его необходимо задержать, и при этом успеть зачитать ему его права, а если он воюющая сторона, противник, то его надо уничтожить. Если он преступник, необходимо найти страну, которая согласится его принять, осудить и далее держать в заключении или казнить. Если он военный, воюющий судя по обстановке, со всем миром, то когда его арестуют, он не преступник, а военнопленный со всеми вытекающими, в том числе своими правами согласно Женевской конвенции.

Четвертый способ — самый эффективный. Навести там порядок смогут либо местные исламисты, если им не будут мешать, либо внешнее вмешательство.

Но смотря какие исламисты. Власть в стране вот-вот может оказаться в руках экстремистов, радикальной исламистской партии Аль-Шабаб. Это та самая партия, которая прославилась недавно тем, что по приговору ее судей была забита насмерть камнями 13-летняя девочка, которую изнасиловали трое мужчин, но аль-шабабские судьи решили, что нечего ей было шляться среди бела дня и вводить в искушение правоверных.

Спикер Аль-Шабаб, некий шейх Аль Мансур, заявил 15 ноября, что пираты — это вовсе не пираты, а борцы с незаконным ловом рыбы в водах Сомали и прочими безобразиями, которые творят неверные. Военные корабли в Аденском заливе, считает шейх, не борются с пиратством, что исходя из его логики в принципе недопустимо, пираты ведь не пираты, а нечто вроде добровольной береговой охраны (напомню, что одна из самых крупных банд именно так и называется). Военные корабли пришли в Аденский залив, потому что те страны, которые их прислали, мечтают колонизовать страну и наложить руки на ее природные богатства.

В настоящее время боевики Аль Шабаб трясут городок Харадере в поисках святотатцев, похитивших супертанкер Sirius Star (танкер принадлежит владельцам из Саудовской Аравии) у своего брата правоверного. Не знаю, что омерзительнее – приговорить изнасилованную девочку к побитию камнями или бороться с пиратством по религиозному признаку. Аль Шабаб считает, что нехорошо грабить у своего брата по вере, а вот неверного обобрать – святое видимо, и богоугодное дело. Одна надежда – очень многим в Сомали похоже, средневековый фанатизм Аль Шабаб не нравится, и долго эти мракобесы не протянут.

А что такое внешнее вмешательство, остается только гадать – лично я не вижу у мировой сообщества ни мудрости, ни зрелости. Сомалийское пиратство, по большому счету, стало лакмусовой бумажкой как мирового сообщества в целом, его готовности/неготовности забыть о распрях при угрозе от общего для всех врага, так и некоторых стран, бесстыдно сваливающих ответственность на других и ищущих повсюду происки недругов.

При этом очевидно, что операции военных в Аденском заливе нельзя прекращать, они должны обезопасить залив для мирового судоходства, вне зависимости от судьбы Сомали. Военные столкнулись в заливе с совершенно новой задачей. Борьба с пиратством стала партизанской войной на море, аналогичной борьбе с боевиками где-нибудь в Афганистане или Ираке. Вот она, угроза 21-го века на море. Не эпические битвы флотов морских держав, а доводящая до бешенства почти безрезультатная попытка прихлопнуть комара стальной кувалдой. 

Перспективы пиратства

У пиратства боюсь, есть и будущее, и перспективы. Мне кажется, протянет сомалийское пиратство еще немного, и к сомалийцам начнут подтягиваться иностранцы – профессиональные преступники и авантюристы, наемники и т.п. Да и террористы глядишь, проснутся. Более того, я считаю, что сомалийцы не понимают, на какую «жилу» они наткнулись, и можно сказать, работают по мелочи.

Они совершенно не трогают грузы и их стоимость, а ведь можно брать выкуп и за груз, под угрозой его уничтожения. Но пираты они бурно эволюционируют. Еще год назад им и в голову не приходило атаковать среди бела дня все подряд, а сейчас они не пропускают ни одной цели, если есть возможность ее захватить, и величина судна и его скорость их уже не останавливают. Сомалийские пираты, это неграмотные крестьяне или рыбаки, или вообще ничем в смысле головы не обремененные юнцы. Никакой выучки, почти никакой дисциплины. Вооружение достаточно примитивно – автоматы, гранатометы, средства связи и навигации.

Представьте что будет, если в среде сомалийских пиратов появятся опытные преступники, военные с боевым опытом (да еще если это опыт спецопераций), умные головы на берегу с компьютерами и различными многочисленными возможностями отслеживать конкретные наиболее интересные суда? А я уверен, что многие преступные сообщества по всему миру не только внимательно присматриваются к опыту сомалийского пиратства и его печальным успехам, но и начинают просчитывать различные варианты – каким боком, каким образом к этому делу подтянуться, или начать свое.

В перспективе сомалийское пиратство страшно тем, что оно раздвинуло горизонты возможного – раньше никому такое и в голову не приходило. Угроза, исходящая от пиратства, ничуть не меньше, а я думаю, значительно больше, чем угроза от терроризма. Терроризм — это все-таки фанатики, а пиратство – это бизнес, и ничего личного. Куда больше энтузиастов пойдет в прибыльный преступный бизнес, нежели согласится отдавать свои жизни во имя идей. Боюсь, сомалийское пиратство стало только началом гораздо более страшных и опасных для нас всех вещей.

XXI век — все-таки не XVIII

Мировое судоходство — это свыше 90% всех перевозимых в мире товаров и грузов. Нет в мире другого настолько интернационализированого и глобализированого вида деятельности. Вот идет контейнеровоз в Европу – судовладелец тайваньский, флаг сингапурский, экипаж смешанный англо-филиппино-индонезийско-тайваньский. Груз – тысячи контейнеров. Из них несколько сотен предназначены России. Имеет он отношение к России или нет?

А ему навстречу сухогруз из Европы, с грузом разобранного завода, назначением на Индонезию. Судовладелец датчанин, флаг какой-нибудь Белиз, а в составе экипажа один или более граждан России, а то и весь экипаж. Имеет это судно отношение к России или нет? 
Вот такое оно, современное судоходство. Когда в нем живешь и работаешь, то начинаешь ощущать мир как нечто единое, границы размазываются и ощущаются далеко не столь остро, как их ощущают, например, военные. Что такое XXI век, если посмотреть на него с колокольни судоходства? Это мир, в котором при существующем уровне прогресса и развития технологий государство не может жить само по себе и руководствоваться только своими личными интересами, тем более амбициями.

Где-то надо ими поступиться, где-то надо поставить благо мирового сообщества в целом выше своего. Необходимо договариваться, и создавать новые механизмы реагирования на риски и опасности современности и будущего. Побороть пиратство сегодняшнее и будущее можно только одним путем – единением усилий всех здравомыслящих, ответственных стран.

Источник: newsland.ru

  • 60
  • 25.11.2008 16:21

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода