Мировой экологический кризис: Как Украина выполняет обязательства климатического соглашения

Читати цю новину російською мовою
Мировой экологический кризис: Как Украина выполняет обязательства климатического соглашения
20-21 ноября во всем мире прошла экологическая акция 24 Hours of Reality: Truth in Action.

В рамках этой акции на всех континентах одновременно проходят тысячи презентаций об изменениях климата. В этом году впервые такая акция состоялась и в Украине, ведь вопрос глобального изменения климата очень актуален и для нас. В мае этого года пресс-служба Министерства экологии и природных ресурсов Украины во время экологического форума в Киеве отметила, что средняя температура атмосферного воздуха в Украине повысилась на 1,5 градуса, что больше, чем в других странах. Также, напомним, Парижское климатическое соглашение вступило в силу еще в 2016 году, и именно Украина была среди первых стран, которые ратифицировали его. Поэтому к каким мерам сегодня прибегла страна для улучшения состояния вещей и выполнения условий климатического договора?

Парижское климатическое соглашение обязало все государства независимо от степени их экономического развития брать на себя ответственность за сокращение вредных выбросов в атмосферу. Каждая страна по ее подписанию должна была создавать национально-определенные взносы для достижения двух важнейших целей: уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу до нулевого уровня в течение второй половины XXI века, а также для предотвращения роста глобальной средней температуры более чем на 2°C (по возможности – на 1,5°C) относительно показателей доиндустриальной эпохи.

После обсуждения климатических целей каждой из стран оказалось, что если собрать их в кучу, то рост средней глобальной температуры составит как минимум 3 градуса к концу века, что уже не соответствует принятой цели Парижского соглашения. Тогда, соответственно, страны обязались, что каждые 5 лет будут пересматривать свою цель (национально-определенный вклад должен быть более амбициозным и расти со временем) и подавать ее на рассмотрение Секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

«Украина тогда подала цель, которая предполагала снижение выбросов не от сегодняшнего дня, а от уровня 1990 года, когда выбросов было намного больше (в 3 раза больше, чем сейчас). Итак, мы отметили, что снизим свои выбросы с 1990 к 2030 году, что по факту означает повышение выбросов от сегодняшнего уровня, — взяли цель повышать выбросы», — отмечает руководитель климатического отдела Центра экологических инициатив «Экодействие» Анна Акерманн.

Почему так случилось? Тогда все страны считали свои выбросы от 90-х годов, например ЕС планировал сокращение выбросов от 90-х годов на 40% к 2030 году. Украина также ориентировалась на такие цели. Но, по словам эксперта по вопросам климатической политики Евгении Засядько, дело в том, что большинство стран Европы с 90-х годов усилили свою экономику, ориентируясь на уменьшение выбросов. У нас же произошла совсем отличная ситуация: тогда вопрос того, чтобы развивать экономику, не увеличивая выбросы, даже не рассматривался. «Власти считали, что из-за экономического развития наши выбросы будут расти, и в 2030 году мы будем иметь сокращение на 40% с 90-х, что означает увеличение выбросов на 20%. Но нынешняя презентация Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов в Украине показала, что даже при растущей экономике выбросы могут оставаться на том же уровне, а в будущем, при отказе от ископаемого топлива, — будут снижаться», – отметила Засядько.

Именно поэтому одной из первых основных задач, которые страна должна перед собой поставить для выполнения условий соглашения, является просмотр климатической цели (национально-определенного взноса).

Как Украина выполняет обязательства соглашения

Согласно рейтингу Climate Change Performance Index (далее — CCPI) (ежегодному рейтингу, который на основе нескольких стандартизированных критериев помогает оценить и сравнить эффективность защиты климата 56 стран и ЕС, вместе отвечающих за более 90% общемировых выбросов парниковых газов), Украина поднялась на 18-е место.

Индекс эффективности изменения климата 2019

Однако эксперты на странице CCPI подчеркивают, что высокий рейтинг страны, скорее, является результатом экономического кризиса из-за конфликта на Донбассе, чем эффективной климатической политики. Также они указали на отсутствие амбиций в национально-определенном взносе, который советуют пересмотреть не только Украине, но и каждой из стран-подписантов, ведь результаты CCPI 2019 года иллюстрируют, что ни одна страна еще не сделала достаточно для приближения цели договора, а следовательно, нет представителей, которые бы возглавили первые места рейтинга.

Лидирующие позиции на фоне других стран занимают Швеция, Марокко и Литва. А наиболее непрогрессивными в вопросе выполнения условий климатического соглашения являются Саудовская Аравия, США, Исламская Республика Иран, Республика Корея и Китайский Тайбэй, набрав низкий или очень низкий уровень почти для всех категорий.

Возвращаясь к Украине, стоит отметить, что есть несколько механизмов, по которым государство определенным образом может лимитировать выбросы. В основном используют два основных: рынок парниковых газов (как в странах ЕС, где они торгуют квотами, или внутри страны, или между другими странами) и налог на выбросы парниковых газов.

После ратификации соглашения вопрос избрания нужного механизма застыл в воздухе, ведь как для внедрения рынка, так и для установления налогов нужно сперва понимать, какое количество выбросов производят предприятия страны. Именно для этого был инициирован проект закона «О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов», который по Концепции реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2030 года (далее — Концепция, первый документ на государственном уровне, который ставит целью ограничить количество выбросов СО2) должен был стать движущим шагом во внедрении изменений.

Был определен план действий: создание системы мониторинга, верификации отчетности выбросов (собрать точные данные насчет количества выбросов СО2 промышленными предприятиями), разработка плана распределения квот по секторам экономики, а также внедрение разрешения на выбросы парниковых газов. Таким образом, получив квоту, предприятия могли бы внедрять мероприятия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, и продавать избыток квот другому предприятию, которому не хватает своих.

«До конца года этот законопроект должны рассмотреть, Министерство ждет, что его поддержат. Тогда наконец пойдет работа, и с 2021 года предприятия смогут подавать отчеты по новой системе, которая должна быть открытой для общественности, давая возможность отслеживания», — говорит Евгения Засядько.

Это не единственный законопроект, который сейчас ожидает второго чтения. Речь идет о проекте закона «Об озоноразрушающих веществах и фторированных парниковых газах». Принятие законопроекта обеспечит законодательное закрепление положений, регулирующих отношения, возникающие в сфере обращения с контролируемыми веществами, а следовательно, будет способствовать охране озонового слоя и станет одним из шагов к предотвращению изменения климата.

Также не менее важным фактором выполнения условий климатического договора является переход к энергосистеме, которая предусматривает использование источников энергии с низким содержанием углерода, развитие источников чистой электрической и тепловой энергии, повышение энергоэффективности и энергосбережения во всех секторах экономики и на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры — фундаментальная и полная декарбонизация всего энергетического сектора до 2050 года, что является ключевым требованием для достижения целей Парижского соглашения.

Важными мероприятиями декарбонизации являются энергоэффективность и возобновляемая энергетика. Украина демонстрирует много успехов в этой сфере. В частности, в первой половине 2019 года Украина вошла в топ-5 стран, которые больше всего развивают прирост возобновляемых источников энергии. Для иллюстрации: в течение 3 месяцев – с июля по сентябрь 2019 года – мощность возобновляемых источников энергии в Украине выросла на 1 ГВт – с 3,6 до 4,6 ГВт (+27,8%).

«За этот период в Украине построены 94 новых электростанции солнечной энергетики (792 МВт общей установленной мощности), 6 ветроэлектростанций (200 МВт), 3 станции из биомассы (5 МВт) и 4 малые гидроэлектростанции (3 МВт)», — отмечается в аналитическом отчете экспертной группы IB Centre.

Также активно развиваются новые проекты, стартапы по возобновляемой энергетике, такие как Smart Blinds (солнечные жалюзи) и бесшумные ветровые панели. Оба стартапа киевские.

Выполнение своих целей другими странами

В 2017 году Китай отменил планы по строительству сотни угольных станций, Индия обязалась до 2020 года получать 40% всей энергии из возобновляемых источников, а Словакия, Германия и Британия понемногу отказываются от угля, принимая решение о закрытии угольных станций.

Более того, по данным из презентации акции 24 Hours of Reality: Truth in Action в Украине, 30 стран уже присоединились к альянсу за отказ от угля, деятельность которого посвящена «принятию мер для содействия производству чистой энергии и защиты климата путем отказа от традиционной угольной энергетики». К таким странам относятся Ангола, Австрия, Сальвадор, Эфиопия, Фиджи, Финляндия, Франция, Канада, Коста-Рика, Новая Зеландия, Ниуэ, Маршалловы острова, Сенегал, Португалия, Тувалу и др.

Также есть ряд стран, которые планируют отказ от авто на ископаемом топливе. К примеру, как стало известно из презентации волонтеров «Климат-реальность», в Норвегии планируется начало запрета с 2025 года, в Дании, Исландии, Индии, Ирландии, Израиле, Нидерландах и Словении — с 2030 года, в Шотландии — с 2032 года, а в Британии, Канаде, Франции и Тайване — с 2040 года.

Реалии об успехах в борьбе за сохранение температуры

Учитывая планы других стран, Украина должна перенимать их опыт и стремиться к подобным успехам в принятии решений относительно предотвращения роста средней глобальной температуры на более чем 1,5-2°C. Но даже выполнения поставленных целей может не хватить для достижения цели климатического договора.

К примеру, по данным независимого научного анализа Climate Action Tracker, который определяет и оценивает обязательства по смягчению изменения климата и готовы ли страны к их выполнению, ни одна из стран мира не выступает ролевой моделью, которая действительно делает все возможное, чтобы добиться цели в достижении нулевого уровня выбросов парниковых газов к середине текущего века. И это учитывая то, что ряд стран показывает хорошие результаты в выполнении своих национальных взносов, а некоторые из них (Китай и Индия) находятся на пути к перевыполнению своих же обещаний.

Международный климатический рейтинг Climate Action Tracker (CAT) Climate Action Tracker

Другой пример: по данным Всемирной метеорологической организации, последние четыре года были самыми теплыми за всю историю наблюдений на фоне сохранения долгосрочной тенденции потепления.

Более того, июль 2019 года стал самым жарким месяцем в истории, а содержание углекислого газа в атмосфере достигло рекордного уровня (в последний раз оно было таким около 5 млн лет назад, когда уровень моря был выше на 20 м), о чем в своем докладе на встрече лидеров стран «большой семерки» отметил генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш. Именно поэтому человечество сейчас становится свидетелем таяния ледников в Гренландии, масштабных лесных пожаров в Сибири, на Аляске, в Канаде или Амазонии, массовых миграций населения и других катаклизм.

Несмотря на такие результаты мер каждой из стран по улучшению ситуации, о планах увеличить обязательства после крайних климатических переговоров в декабре 2018 года заявили только Канада, ряд стран ЕС, а также Украина. Некоторые страны, наоборот, пытались продвигать идеи больших проектов гидроэнергетики и грязной энергетики как решение проблем изменения климата.

«В частности, Польша, которая была в этом году принимающей стороной климатических переговоров, в лице президента отстаивала использование угля в своей стране в дальнейшем, обосновывая это энергетической суверенностью и называя черное топливо «стратегическим источником энергии», — говорится в статье, подготовленной руководителем отдела климатического Центра экологических инициатив «Экодействие» Анной Акерманн для «Зеркала недели».

После встречи осталось и много неопределенностей из-за того, что представители стран никак не могли прийти к консенсусу. К примеру, в вопросе рыночных механизмов для снижения выбросов не удалось найти общий язык относительно правил функционирования таких механизмов, а инициатива повышения амбициозности национально-определенных вкладов была негативно воспринята Саудовской Аравией, США, Кувейтом и Россией — странами, которые больше зависят от добычи нефти и других видов ископаемого топлива. Очевидно, что в то время, как ряд других развитых стран начал инвестировать в возобновляемую энергетику, которая, по данным компании Lazard, имеет четкую динамику к снижению своей стоимости, представители вышеперечисленных стран уверены, что ужесточение экологической политики является экономически невыгодным для них.

Исследования компании Lazard

Источник: 112.ua

  • 193
  • 30.11.2019 15:44

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода