Саакашвили «зажевал» Конституцию

Читати цю новину російською мовою
Саакашвили «зажевал» Конституцию
В Грузии кипят нешуточные страсти. С каждой новой экстравагантной выходкой Михаила Саакашвили растет число претендентов на его кресло: компанию двум «бывшим»

В Грузии кипят нешуточные страсти. С каждой новой экстравагантной выходкой Михаила Саакашвили растет число претендентов на его кресло: компанию двум «бывшим» – экс-спикеру парламента Нино Бурджанадзе и экс-премьеру Зурабу Ногаидели, — составил недавно достигший президентского возраста Ираклий Аласания, бывший постпред Грузии в ООН.

Еще год назад Саакашвили иронизировал над неспособностью оппозиции договориться, выдвинуть единого кандидата, и, шутя, примерял лавры оппозиционера самому себе. Но война на Кавказе сделала свое дело, и отношение к нему изменилось как в Грузии, так и за ее пределами.

Теперь в стране нет недостатка в претендентах на высший государственный пост. Причем, все они, по иронии судьбы, – экс-компаньоны Саакашвили.

Претендентом № 1 эксперты называют Нино Бурджанадзе, которая возглавила «Фонд демократического развития». В Москве не скрывают симпатий к ней и считают ее лучшей альтернативой жующему галстук Саакашвили. А то, что на учредительном съезде ее фонда побывал посол США, рассматривают как «опеку» штатов и прямой запрет Саакашвили применять против нее любые санкции под угрозой лишения американского финансирования.

Второй претендент – Ираклий Аласания — тоже имеет хорошие связи в США. С 1999-го по 2001 год он был вторым секретарем посольства Грузии в Вашингтоне, затем – спецпосланником президента в грузино-абхазских переговорах, а с лета 2006 – постпредом Грузии при ООН.

Что касается его политических взглядов, то пока они остаются загадкой. На одной из пресс-конференций в штаб-квартире ООН ему шесть раз задали вопрос: чьи войска – России или Грузии — первыми начали военные действия, но он так и не дал на него четкого ответа. После перехода в оппозицию Аласания стал более откровенным, заявив, что войны с Россией можно было избежать.

Аласания родился в один день с Михаилом Саакашвили – 21 декабря, а своим стремительным карьерным ростом напоминает украинского экс-спикера Арсения Яценюка.

В ссылке ожидает своего часа экс-министр обороны, а ныне – политический беженец Ираклий Окруашвили. В Париже он обвинил Саакашвили в незаконно нажитом состоянии в размере около $2 млрд. и покупке через подставных лиц акций грузинского телеканала «Рустави-2» и других крупных компаний.

Если правдивой окажется информация газеты «Алиа», то компанию вышеназванным претендентам может составить нынешний премьер Грузии Григол Мгалоблишвили, с которым Саакашвили якобы устроил потасовку, а потом в присутствии свидетелей запустил в него телефоном.

Смущает в этой истории то, что газета «Алиа», обнародовавшая сенсацию, ранее уже публиковала сомнительные откровения. Так, в 2000 году издание утверждало, что в Грузии живет мать Владимира Путина, в свое время отказавшаяся от сына. В феврале 2008 года газета написала, будто в Москве живет внебрачный сын грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили. Пока официального опровержения инцидента между Саакашвили и Мгалоблишвили не поступало.

Второй эшелон претендентов составляют омбудсмен Созар Субари, бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе и экс-госминистр Георгий Хаиндрава. Наконец, есть контролируемая действующим президентом парламентская оппозиция, с которой недавно приключился конфуз. Телекомпания «Кавкасия» пустила в эфир цитату председателя парламентской комиссии по расследованию причин войны в Южной Осетии Паата Давитая, где он, после трех с лишним часов зачитывания «приговора» России, «не для прессы» признался, что войну начал Саакашвили.

Дни Саакашвили сочтены?

У Михаила Саакашвили и его украинского кума Виктора Ющенко есть много общего. Им обоим мешают жить их экс-соратницы – Бурджанадзе и Тимошенко. Им обоим «печет» переделать Конституцию под себя.

Разница лишь в том, что Виктор Ющенко все еще мечтает об ограничении роли парламента и усилении своей власти, а Саакашвили, выступая в пятницу, 26 декабря, наоборот, пообещал усилить высший законодательный орган страны.

Поделиться властью с парламентом грузинский лидер обещал еще осенью. В декабре обрисовались контуры будущей политреформы. По словам руководитель парламентского комитета по процедурным вопросам Хатуна Гогоришвили, инициативы Саакашвили касаются преимущественно его права на роспуск парламента.

Согласно действующей Конституции Грузии, президент имеет право распустить парламент, если законодательный орган после трех попыток:

– не может принять бюджет;

– не объявил доверия правительству.

Теперь же право президента распускать парламент предлагается ограничить случаями непреодолимых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, например, по вопросу утверждения нового бюджета.

Саакашвили пообещал организовать всенародное обсуждение поправок, после чего их двумя третями голосов должен одобрить парламент. А чтоб окончательно утихомирить разбушевавшуюся оппозицию, грузинский глава пообещал не выставлять свою кандидатуру повторно на президентские выборы в 2013 году.

Американские друзья

О том, что в «маяке демократии», как назвал Грузию президент Буш, готовят замену Михаилу Саакашвили говорят уже давно. Особенно после его экстравагантных выходок с польским лидером Лехом Качиньским, жеванием собственного галстука и побега от несуществующих вражеских самолетов.

Проблема в том, что неадекватность грузинского лидера поставила в деликатную ситуации CША: если они изначально знали о его неуравновешенном психическом состоянии, то почему «накачивали» оружием и деньгами. Если не знали, то вместе с ним должны нести ответственность за развязывание войны на Кавказе.

Скорее всего, решать грузинский вопрос будет новый глава Белого дома – Барак Обама, который уже созванивался с Саакашвили.

Худший после Саакашвили

Тем временем, грузинская оппозиция готовит свой сценарий прощания с грузинским президентом: досрочные выборы или импичмент.

Согласно действующему грузинскому законодательству, импичмент президенту возможен в двух случаях: его недееспособности или доказательства совершения им государственной измены.

Высказывания грузинских оппозиционеров свидетельствуют о том, что ими взят на вооружение второй сценарий – импичмент вследствие государственной измены.

Как заявила Эка Беселия, одна из лидеров партии «За единую Грузию» (партия Окруашвили – «СЕЙЧАС»), президент Саакашвили в ходе августовских событий нарушил две статьи Конституции Грузии.

«Если, как заявляют нынешние власти, Российская Федерация 8 августа начала агрессию против Грузии, то почему президент Саакашвили объявил введение военного положения лишь 9 августа? Это первое грубое нарушение Конституции, по которой военное положение объявляется сразу же после начала агрессии против страны», — сказала Беселия.

Второй раз Саакашвили, по ее словам, нарушил Конституцию, когда отдал приказ 7 августа вооруженным силам Грузии начать боевые действия без объявления военного положения и согласия на это парламента.

Главный козырь грузинской оппозиции: Саакашвили может втянуть Грузию в новую войну с Россией. По мнению Аласании, «существует угроза очередного военного противостояния с Россией, так как ее войска сегодня находятся в нескольких десятках километрах от Тбилиси. Надо только надеяться, что нынешние грузинские власти не ввяжутся в новое военное противостояние», — сказал он.

Бурджанадзе подозревает, что ее экс-патрон готовит досрочные парламентские выборы, к которым оппозиция наименее готова. Более того, перевыборы парламента позволят Саакашвили сохранить свой пост. Удастся ему или нет выйти сухим из воды, во многом будет зависеть от того, сумеет ли разрозненная грузинская оппозиция договориться между собой.

  • 54
  • 30.12.2008 02:39

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода