Спрос на идеал. Белая, стройная, несовершеннолетняя

Читати цю новину російською мовою
Спрос на идеал. Белая, стройная, несовершеннолетняя
Делать рекламу «по-другому» или «совсем по-другому» — идея рискованная. Склонность к риску свойственна меньшинству людей, так что в ближайшие годы в рекламных роликах будут по-прежнему мелькать худощавые барышни, недавно

Большинство женщин не захочет покупать товары, которые рекламируют модели, не похожие на них самих: слишком худые, слишком молодые, с идеально правильными чертами лица. По крайней мере, так потенциальные покупательницы почти единогласно заявили кембриджским ученым, исследовавшим поведение потребителей.

Белая, стройная, несовершеннолетняя

Чрезмерно стройные женщины в рекламе давно вызывали беспокойство врачей: по мнению медиков, этот образ является нездоровым. То, что над девушками с обложек несколько часов работали гримеры и парикмахеры, приводит в ярость феминисток – с их точки зрения, женщина не должна приносить себя в жертву чьим-то ожиданиям. Наконец, вовлечение слишком юных созданий (косметические продукты и одежду порой рекламируют девочки, не достигшие 16-летнего возраста) в рекламный и модельный бизнес – опасно с точки зрения учителей, родителей и психологов.

Теперь же выяснилось, что использование нереалистичных образов «идеальных» женщин в рекламе может еще и навредить продажам товара. В ходе исследования двум тысячам женщин разного возраста продемонстрировали рекламные материалы двух категорий. В первую категорию вошли изображения девушек, стандартные для рекламных фотографий и видеороликов: моделям было от 16 до 24 лет, все они были белыми и способными втиснуться в так называемый «нулевой» размер (соответствующий российскому сороковому). Для второй категории был сделаны рекламные снимки привлекательных женщин разного возраста, цвета кожи и комплекции.

Оказалось, что «идеальные» модели вызывают у потребителей противоречивые эмоции. Готовность приобрести товар, который рекламируют такие девушки, выразили некоторые из их ровесниц, а также большинство жительниц Китая. Азиатки, в большинстве своем не склонные к полноте, продемонстрировали явное тяготение к нереалистичным образам. Остальные женщины заявили, что не доверяют такой рекламе. Им больше пришлись по душе «реальные» модели.

Следует отметить, что об отталкивающем эффекте рекламы со слишком худыми женщинами ученые говорили и раньше. Так, в ноябре 2008 года были опубликованы результаты исследования австралийских психологов, которые немного поэкспериментировали с рекламой нижнего белья, шампуней и вечерних платьев. Для каждой категории товаров были сделаны два практически одинаковых рекламных ролика: один с манекенщицей, а второй с привлекательной женщиной среднего телосложения. Выяснилось, что у большинства опрошенных повышалось настроение (а вместе с ним и готовность тратить деньги) после просмотра роликов с «нормальными» женщинами.

Казалось бы, нужно всего лишь снимать в рекламе девушек не тоньше среднестатистической посетительницы супермаркета и радоваться высокому спросу. Но все не так просто. Кембриджское исследование показало, что столь же важны расовая принадлежность и возраст модели. Например, женщины старше пятидесяти сочли обидной рекламу товаров роскоши, в которой задействованы девушки моложе, чем их дочери. По мнению опрошенных дам, у девочек-подростков просто не может быть достаточно средств, чтобы покупать драгоценности и меха. Правда, такие предметы зачастую покупают мужчины, для которых в данном случае важна сексуальная привлекательность модели: если этот товар нравится идеальной женщине, то подарок должен оказаться достойным их подруги. Но исследование изучало поведение покупательниц, а не их мужей, так что этот аспект остался неучтенным.

Предварительный вывод британских ученых таков: чтобы женщины охотно покупали товар, они должны иметь возможность отождествлять себя с моделью в рекламе.

Мы сделаем по-другому

Создатели рекламы не дожидались научного подтверждения. Многие компании давно взяли на вооружение принцип «реальной красоты». Под таким слоганом уже несколько лет проходит рекламная компания Dove, в роликах которой появляются женщины самого разного возраста и комплекции, всех оттенков и цветов кожи, с веснушками и неправильными чертами лица. При этом все они привлекательны, выглядят здоровыми, уверенными в себе и жизнерадостными. В России звездами рекламы часто становятся актрисы театра и кино, которые выглядят намного естественнее моделей и не обязаны соответствовать таким строгим стандартам.

Но вот парадокс: та же самая компания Unilever, которая с помощью Dove борется за «реальную красоту», в рекламе других линий своей продукции использует все тех же юных девушек «нулевого» размера (вспомнить хотя бы видеоролики дезодорантов Axe и Rexona, а также шампуней Sunsilk). Да и многие другие компании-гиганты не торопятся заменить «стандартных» красоток здоровыми и доброжелательными женщинами, в которых увидят себя обычные домохозяйки, матери семейств и работающие женщины.

Дело в том, что положительные эмоции и подкрепление самооценки – не единственный способ, которым можно заставить женщин покупать. «Идеальные» модели заставляют женщину осознавать свое мнимое несовершенство и пытаться его исправить или хотя бы компенсировать. Та же самая реклама предлагает массу способов это сделать: косметика, одежда, диетические продукты, «живые» йогурты и растительное масло с витаминами. Так что вгоняющая женщин в комплексы и порой депрессию реклама все же выполняет свои главные функции: информирует потребителей о товарах, внушает, что без этих товаров не обойтись, и стимулирует спрос.

Совсем по-другому

И лишь очень немногие компании идут на то, чтобы отказаться от эксплуатации сексуальности и идеальных образов в рекламе своих товаров и услуг и попытаться найти другие способы привлечения внимания.

Так, на рекламных плакатах одежды Benetton с 1980-х годов появлялись изображения монахини, обнимающейся со священником, новорожденного ребенка с еще не перерезанной пуповиной, спаривающихся лошадей, гениталий людей разного цвета кожи, а также татуировок «ВИЧ-положительный» на обнаженных ягодицах. Автором кампании был фотограф Оливьеро Тоскани. А в 2000 году он же подготовил для Benetton ряд плакатов, для которых сфотографировал приговоренных к смертной казни убийц. Кампания вызвала такое негодование публики, что сеть универмагов Sears отказалась продавать одежду Benetton. Тем не менее, бренд сохраняет популярность почти десятилетие спустя.

Делать рекламу «по-другому» или «совсем по-другому» — идея рискованная, какими бы научными доводами ни подкреплялась ее целесообразность. Склонность к риску свойственна меньшинству людей, так что в ближайшие годы в рекламных роликах будут по-прежнему мелькать худощавые барышни, недавно закончившие среднюю школу. Так привычней и надежней.

Юлия Савицкая

Источник: Лента РУ

  • 53
  • 13.01.2009 01:49

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода