Европа переходит на альтернативную энергию, российская нефть больше не нужна

Читати цю новину російською мовою
Европа переходит на альтернативную энергию, российская нефть больше не нужна
На заседании президиума правительства РФ на этой неделе премьер-министр Владимир Путин призвал коллег и дальше развивать работу возобновляемым и альтернативным источникам энергии.

На заседании президиума правительства РФ на этой неделе премьер-министр Владимир Путин призвал коллег и дальше развивать работу возобновляемым и альтернативным источникам энергии. «Будем исходить из того, что эта работа остается у нас одним из приоритетных направлений» — сказал Путин, подчеркнув, что энергетическая мощь России еще более важна по сравнению с ее международными обязательствами в этой области.

По оценкам министра энергетики Сергея Шматко, высказанным на том же заседании, в Австралии доля альтернативных источников энергии составляет 20,7%, в Канаде — 16%. На этом фоне программа их развития в РФ, откровенно говоря, смехотворна. Сейчас их доля составляет менее 1%, через два года планируется выйти на 1,5%, а к 2020 году – на 4,5%. Нетрудно подсчитать, что даже на то, чтобы приблизиться к нынешнему уровню Канады, нашей стране такими темпами потребуется лет 30-40.

И это, тем не менее, остается «одним из приоритетных направлений», по словам Путина. Остается горько поиронизировать: если уж приоритетные направления развиваются с такой скоростью, что говорить о прочих.

Между тем еще четыре года назад директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин говорил о необходимости развивать не столько добычу нефти газа и угля, сколько альтернативную энергетику. Страны Европы между тем уже давно взяли курс на уменьшение зависимости от добываемых энергоносителей. Так, в рамках одной из стратегических программ поставлена задача увеличения доли альтернативных источников энергии до 20% в электроэнергетике. Швеция к 2020 году полностью планирует отказаться от органических источников топлива и перейти на энергию из возобновляемых источников. В Великобритании через три года энергия ветра и волн обеспечит десятую часть всей добываемой электроэнергии. Лидерами по использованию ветроэнергетики являются Испания и Германия. Во Франции за установку «ветряка» государство скажет вам спасибо, оплатит половину расходов, а на вторую предоставит выгодный кредит. Что касается США, то к 2013 году они также рассчитывают получать 10% электроэнергии из возобновляемых источников.

А что в России? Пока держались высокие цены на нефть – российское топливно-сырьевое лобби могло чувствовать себя спокойно: его позициям ничто не угрожало. На все робкие заходы об альтернативных источниках следовал железный аргумент: инвестиции в них дороги, а отдача от «нефте-» и «газодолларов» — вот она, в виде конкретных денег, которые конвертируются в рост благосостояния граждан. Оставалось только смотреть, как другие страны развивают эти программы – к этому их побуждала та же самая высокая цена на углеводородное сырье. Теперь, когда цены на энергоносители упали, позиции «альтернативщиков» в России неожиданно укрепились. Правда, аргумент затратности сохраняется – мол, денег надо много, а их и так нет. Но учтем, что «газовая блокада», устроенная в январе Украиной Евросоюзу, несомненно, побудит последний к дальнейшему развитию альтернативных источников энергии – наряду с обеспечением дополнительных каналов поставок нефти и газа. И чтобы окончательно не остаться в хвосте этих разработок и потом за дорого приобретать зарубежные лицензии, именно сейчас необходим пакет мер по разработке и внедрению альтернативных источников. Это льготные кредиты, более мягкая налоговая политика, административная поддержка на государственном уровне, но в первую очередь – преодоление топливного и чиновничьего лобби, заинтересованного в развитии прежде всего «сырьевой трубы». Добиться успехов на «альтернативном» пути можно даже в среднесрочной перспективе – была бы на это политическая воля российского руководства. А вот есть ли она, непонятно. Программы по развитию альтернативных источников энергии разрабатываются пока только на региональном уровне – там хотят и могут это делать. Однако, как подчеркивал вице-губернатор Томской области Владимир Емешев, «нужны внятная госпрограмма развития альтернативных источников энергии и законодательная база для развития производств», что позволило бы решить проблему лицензирования производства и использования биотоплива. А этого пока нет.

Источник: Newsinfo

  • 74
  • 02.02.2009 23:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода