Украину некому раскалывать

Читати цю новину російською мовою
Украину некому раскалывать
В истории найдется немало примеров, когда экономические проблемы вели к упадку и развалу государств. На постсоветском пространстве от кризиса едва ли не сильнее всех страдает Украина. Девальвация гривны, дефицитный бюджет, рост протестных настроений…

В истории найдется немало примеров, когда экономические проблемы вели к упадку и развалу государств. На постсоветском пространстве от кризиса едва ли не сильнее всех страдает Украина. Девальвация гривны, дефицитный бюджет, рост протестных настроений наводят на размышления о будущем страны. Распадется ли Украина и если нет, то почему? Об этом рассуждает ведущий эксперт политико-правовых программ Центра Разумкова (Киев) Александр Литвиненко.

 — Может ли экономический кризис спровоцировать центробежные процессы на Украине? Новый виток федерализации, к примеру?

 — Не думаю. Подобные трудности Украина уже переживала в начале 1990-х годов. Все протестные выступления, в первую очередь на Востоке страны – именно они в значительной степени стали стимулом для досрочных президентских выборов 1994 году – были с социальными и в меньшей степени с политическими лозунгами. Но отнюдь не сепаратистскими. Правда, в Крыму ситуация была несколько иная.

К тому же, сейчас искать выход из кризиса самим на локальном уровне заведомо сложнее и бесперспективнее, чем на уровне всего государства. Другое дело, что различного рода политические силы могут сыграть на протестном настроении масс, которые лишаются работы, социальных льгот и перспектив и перевести эти протестные настроения в политическое русло.

 — Кто мог бы сыграть на протестных настроениях: большие политические силы или только маргиналы?

 — Я думаю, только маргиналы, потому что крупные политические силы, представленные в Верховной Раде и в регионах – та же Партия Регионов – заинтересованы в единой государственности. Это относится и к финансово-экономическому крылу ПР, и к ее лидерам, видящим себя во главе всего государства, а не отдельного региона или созданного на его основе государства.

Другое дело, что политическое противостояние часто переходит за рамки конструктивной взаимной оппозиционности. Объективно это противостояние дестабилизирует ситуацию в стране.

 — Может ли снова подняться тема автономии – а не сепаратизма – восточных регионов, то есть большей финансовой независимости от Центра? Это в интересах «регионалов».

 — Да. Партия Регионов поднимала не столько лозунг федерализации, сколько лозунг усиления полномочий регионов. В первую очередь – бюджетных, налоговых и финансовых.

Конечно, административно-территориальная реформа в Украине назрела давно, и эта тема муссируется еще с начала 2000-х годов, если не раньше. Другое дело, что она, скорее всего, мыслится как автономизация, а не федерализация. Создание федерации мотивируется маргиналами, как правило, не экономическими и финансовыми, а политическими, культурными, историческими и прочими причинами.

 — Может ли Партия Регионов пролоббировать финансовую автономию регионов? Возможно, в союзе с Юлией Тимошенко, которая захочет заручиться поддержкой региональных элит?

 — Сейчас эта тема для обеих политсил неактуальна. Более востребованы ими вопросы будущих выборов, перераспределения властных полномочий в центре, а не между Киевом и регионами. Трудно сказать, что будет после президентских выборов.

 — Могут ли спонсоры Партии Регионов поднять вопрос финансовой автономии регионов, потому что их предприятия разоряются? Цель – чтобы их бизнес был более независим от Центра.

 — Мне как неэкономисту трудно ответить точно на этот вопрос. Думаю, что проблем финансово-промышленных групп Востока Украины финансовая автономия не решит. Скорее, она решит социальные проблемы этих регионов. Интересы ФПГ зачастую распространяются на центральную власть Украины и за пределы самой страны.

 — Как к теме федерализации относятся различные группы населения страны – на Западе, в Центре и на Востоке?

 — У меня нет точных цифр, но более к федерализации тяготеют жители Юга и Востока Украины. Однако, по исследованиям последних лет, количество сторонников федерализации не составляло простого неотносительного большинства населения. Большинство же всегда – за усиление финансово-экономической автономии регионов в рамках унитарного государства. Кстати, количество сторонников такой автономизации примерно одинаково — к примеру, что во Львовской, что в Донецкой, что в Тернопольской, что в Луганской областях.

Другое дело – Крым. В последний год тамошние федералистские, даже сепаратистские тенденции получили развитие.

Источник: Росбалт

  • 33
  • 26.02.2009 03:11

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода