Японский сад в украинском стиле

Читати цю новину російською мовою
Японский сад в украинском стиле
Разразившийся пару недель назад соляной кризис на фоне всего остального выглядел уже настоящим издевательством: мол, мало нам сегодня других проблем, так еще и за солью по магазинам гонять приходится!

И вдруг в редакцию позвонили: мол, соль активно скупают какие-то люди, художниками представляются… Честно говоря, сходу понять, зачем нашим художникам соль, трудновато, поэтому мы решили связаться с одним из «виновников» разразившегося в стране ажиотажа вокруг соли. Ведь покупатели прочувствовали тень дефицита даже в Артемовске, где ее добывают.
 
Дурной пример…

Да-да, заразителен, и не смейтесь! Этим жадным до соли художником оказался киевлянин Александр Белозор. Посетители магазинов, где он вдруг (десятками килограммов!) стал скупать соль, не мудрствуя лукаво, сразу же кинулись делать то же самое. Некоторые, правда, спрашивали: мол, зачем столько берешь? Но пояснения – 500 кг соли понадобилось для творческого проекта – простому человеку сердце не грело. Вопрос, зачем же Александру Белозору понадобилось полтонны соли, мучил и корреспондента «Новой». Созваниваемся – и художник приглашает на выставку, где, как он пообещал, тайна исчезновения десятка мешков соли обязательно раскроется.

Соляная инсталляция

Вы не поверите – все оказалось до банального просто: полет его творческой мысли подсказал идею воссоздать японский сад камней в… украинском стиле. Для начала, чтобы приблизить японское творчество к национальному, художник решил заменить традиционно используемый в японских садах песок нашей родной украинской солью! «Так вот откуда ноги растут!» – подумала я, слушая своего гида. Да и «камни» в национальной интерпретации несколько видоизменились – они стали съедобными, поскольку роль камней играли наши украинские… овощи.

Так вот, белая основа, которая требовалась для его «сада», как раз и закупалась в столице. «Запасы соли в большинстве киевских магазинов, если это не большой супермаркет, маленькие: от 5 до 10 кг. Так что мне приходилось брать все! – вспоминает свои приключения мой собеседник. – Продавцы, видя поистине небывалую популярность этого продукта, удивленно спрашивали: куда столько? Я отшучивался: мол, для художественного проекта. А когда нашел оптовую фирму, сразу купил недостающий вес, и дело пошло быстрее…» А через какое-то время после «творческих закупок» Александра соль стала массово исчезать с наших прилавков. Вот только вряд ли украинцы все разом решили осваивать восточное искусство. Тут, скорее, сработал инстинкт, который вписывается в известную формулу «Все берут – и я беру»!

А в это время в столичной галерее «Лавра» на целых 25 м кв. «разросся» украинский соляной сад! А если точнее – вполне съедобный сад на соляной поверхности. Соль, считает художник, это наш национальный продукт, хотя, как по мне, вопрос спорный. В той же Японии, например, именно соль считается символом чистоты, изгоняющим злых духов. «Камнями» в его саду стали две тыквы, свекла, лук, капуста и морковь. Представьте на минутку, что большую тыкву, которую взгромоздили на кучу соли, окружают свекла, головка пекинской капусты (все не могла взять в толк, каким боком она относится к нашим национальным дарам огородов!), еще одна тыковка, три морковки, сладкий крымский лук и… грабли! Каков сад, а?

Картошка? А ну ее… в Беларусь!

Рассматривая эту композицию, размещенную на соляном фоне, невольно спросила: а где же тут картофель, без которого мы ни дня не можем? «Если бы мы жили в Беларуси, – пояснил Александр, любовно глядя на свое творение, – центром нашей экспозиции был бы картофель, но мы ведь в Украине!» Интересно, что подтолкнуло Белозора создать такую необычную композицию? «Все просто, – продолжает он, – наша жизнь, круто «замешанная» на политике: посмотрите на эти тыквы – внешне вроде разные, а внутри – одинаковые. Так и украинские политические партии: внешне вроде разнятся, а копни глубже – как близнецы…» Художник уверен, что его творение должно заставить власть имущих мужей остановиться и подумать над своими деяниями. А что может добровольно подтолкнуть к размышлениям, как не… японский сад камней?! От таких традиционных продуктовых ассоциаций украинцев, как сало и вареники, художник решил отказаться сразу. Ведь если и их «посадить» в его саду камней, вряд его можно будет назвать садом, скорее столом. И тогда никаких «высоких» ассоциаций, кроме банального желания покушать, он у наших политиков не вызовет…

А что же грабли, спросит внимательный читатель. Зубцами вниз, они как-то бесхозно лежали рядом. Мне вдруг даже захотелось взять их в руки и одним легким движением навести в этом «саду» свой порядок. Судя по улыбке Александра, внутренне «услышавшего» мое желание, понимаю, что нечто подобное чувствуют и другие посетители выставки. «Сначала грабли лежали наоборот, но мы специально их положили «лицом» вниз, – разъясняет художник, – иначе посетители все норовили проверить, работает ли известный принцип набивания шишек. А поскольку народ наш очень любит по нескольку раз наступать на одни и те же грабли, сами понимаете, могли быть травмы».

Изгнать нечестивого

Я настолько увлеклась соляной инсталляцией, что даже не заметила окружающие ее картины с изображением борцов сумо. Сочетания круглых сумоистов с украинским садом в японском стиле вызывало, откровенно говоря, непонимание. «Соль – символ, изгоняющий нечистую силу, а когда смотришь на сад, невольно возникают ассоциации с политикой, – продолжает Белозор. – Перед поединком борцов дохи (помост, на котором проходят бои) посыпают солью. У нас же на соляном полотне бои не проходят, но зато разместилась вся экспозиция. Это очень символично! Потому что в картинах – через призму борцов сумо – как бы раскрываются отношения в нашем обществе ».

То есть большие люди в политике и сумоисты, по словам художника, очень схожи: и те, и другие наращивают «силу», а потом с ее помощью давят на соперника. Так что название выставки, на которой экспонируется 12 картин, – «Сумом» – вполне оправдано. Единственное, чем сумо отличается от политики: там более сильный соперник не станет давить слабого, в жизни же нашей политэлиты правила игры более жесткие. Не потому ли очень символичной мне показалась картина под названием «Лоббисты», где перетягивается канат. Чем не наши политики, которые все дерутся за властное «одеяло», позабыв не только об электорате (а что, когда время выборов придет, тогда и вспомнят!), но и обо всем на свете…

Источник: novaya.com.ua

  • 139
  • 03.04.2009 12:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода