Табор уходит… из школы?

Читати цю новину російською мовою
Табор уходит… из школы?
Большинство российских цыган — давно не кочевники, но их дети, в отличие от детей других оседлых народов, почти никогда не заканчивают школу.

Виной тому бывает и дискриминация, но одна из главных причин, как считают многие эксперты, — в том, что малограмотные или вовсе неграмотные цыгане-родители не понимают ценности образования. Об этом говорили участники круглого стола, проведённого в Москве 7 апреля, накануне Международного дня цыган.

Среднего школьного образования не получают около 90% цыганских детей, и даже без начального остаются около 40% — таковы оценки антидискриминационного центра «Мемориал», рассказывает один из его экспертов Стефания Кулаева.

В России только по официальным данным переписи — 183 тысячи цыган. Семьи, как правило, многодетные, большую часть цыганского населения составляют дети, а учатся из них всего несколько тысяч.

Учиться детям нередко мешают внешние факторы. Например, бывает, что ребёнка отказываются принять в школу из-за отсутствия регистрации — а это, как отмечает Стефания Кулаева, противозаконно.

Очень часто, однако, родители-цыгане просто не понимают, зачем их ребёнку учиться. Максимум, что им нужно от школы — чтобы научили читать и писать. После с грехом пополам оконченных начальных классов ученик исчезает.

Борьбы со стереотипами

Ведущий советник департамента межнациональных отношений минрегионразвития Николай Бугай считает, что главное направление в борьбе за право цыганских детей на образование — это работа с родителями.

Работу эту должны вести, прежде всего, цыганские общественные и культурные объединения, которых в стране около сотни.

У нас народ не такой, нет, все отдают детей в школу. Уже даже шестилеток. И детям очень нравится учиться, посещаемость у нас очень хорошая».
Элза Михай,
цыганка из табора Осельки

„У них для этого есть все возможности, — говорит Бугай. — [Они могут вести работу] путем собрания, путем общения, путем встреч. Лидеры этих общин могут говорить об этом в выступлениях. Индивидуально с семьями они могут работать “.

По его словам, этого хотят и сами цыганские общества.

„Они даже считают это своей главной задачей. Надо добиться этого перелома — надо, чтобы каждая цыганская семья хотела, чтобы их ребёнок имел высшее образование“, — считает эксперт.

По оценке Николая Бугая, такой перелом в психологии уже происходит: многие российские цыгане начинают понимать ценность образования и стремятся если не сами интегрироваться в окружающее их общество, то хотя бы интегрировать в него своих детей.

На пути к объединению

В России есть и довольно успешно действующие школы с большой долей учеников-цыган. Это обычные школы, просто оказавшиеся поблизости от цыганских поселений.

Элза Михай сама закончила такую школу в Пензе, а сейчас живет в таборе-поселке Осельки в Ленинградской области. По ее словам, жители посёлка понимают необходимость учить детей.

„У нас народ не такой, нет, — уверяет Элза, — все отдают детей в школу. Уже даже шестилеток. И детям очень нравится учиться, посещаемость у нас очень хорошая“.

Однако учатся цыгане в Осельках недолго: до этого года в школе было пять классов, теперь открыли шестой.

Школа в Осельках, единая в организационном отношении, фактически разделена на две части, цыганскую и русскую. Объединения не хотят родители, причем как русские, так и цыганские, и это взаимное недоверие — отдельная проблема.

Теоретически после пятого класса дети цыган могут учиться дальше, перейдя к русским. Однако до сих пор ни один ученик этого не сделал.

Сейчас Элза хочет отправить в русский класс собственную дочку. Она надеется, что соплеменники увидят, что девочка нормально себя чувствует среди русских детей, и кто-нибудь да последует ее примеру.

Источник: ББС

  • 88
  • 08.04.2009 15:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода