Есть ли жизнь после Гуантанамо? Кто он, последний российский узник ликвидируемой тюрьмы?

Читати цю новину російською мовою
Есть ли жизнь после Гуантанамо? Кто он, последний российский узник ликвидируемой тюрьмы?
В лагере «Дельта» на базе ВМФ США среди заключенных, которых американцы подозревают в терроризме, почти семь лет находится гражданин России Равиль Мингазов. Других россиян давным-давно отправили на родину.

Хорошему танцору граница не мешает

 — Я не видела сына девять лет, — Зухра-ханум утирает слезы. — Равиль ничего плохого не делал. Хотел только исламский мир посмотреть.

За 41 год жизни многое успел. Выступал в ансамбле песни и танца. Затем работал в подразделении паспортного контроля на российско-монгольской границе. Дослужился до прапорщика, получил медаль за предотвращение незаконного перехода границы.

Вернулся он домой весной 1995 года. Поселок Новый лежит под боком у Набережных Челнов. Туда Равиль устроился заведовать продовольственным складом в воинской части МЧС России.

«Добросовестно относится к выполнению своих служебных обязанностей. Нарушений воинской дисциплины не имеет. По характеру спокоен, легко сходится с людьми. В коллективе пользуется заслуженным авторитетом. Спиртные напитки не употребляет. Верующий. Активного участия в жизни части не принимает. В строевом отношении подтянут, физически развит хорошо» — это из характеристики Мингазова.

 — Потом он уехал в очередной отпуск и больше не появлялся. Фактически дезертировал, — вспоминает тогдашний командир части Нагимулла Гиззатуллин. — К религии он был слишком привязан. Исламскую литературу целыми коробками в части распространял. Мне в кабинет ваххабитские книжки подкладывал. А потом даже провизию со склада стал мусульманам переправлять. Когда мне об этом доложили, сделал ему внушение. А он возразил: это благородная миссия, и я ничего не понимаю, потому что не мусульманин. В общем, мы поругались…

Вскоре газета, которую издавали местные националисты, разразилась статьей: писали со ссылкой на прапорщика Мингазова, что мусульман, служащих в пригороде Челнов, насильно кормят «мясом с ушами», то есть свининой.

 — Он такого шума наделал, — сокрушается бывший командир части. — Потом сам Шойгу приезжал разбираться, делом заинтересовались в городском отделе ФСБ.

Тогда Мингазов, оформив отпуск, с женой Дилярой и годовалым сыном Юсуфом отправился в Таджикистан. Равиль сказал матери: «Там есть красивые места, обоснуемся, будем жить самостоятельно».

Почему-то уезжал он, как навсегда: забрал из дома все свои документы, зачем-то порвал старые фотографии.

Это было в феврале 2000-го. А месяца два спустя жена и сын Равиля вернулись в Набережные Челны. Ничего не объясняя, муж посадил их в Душанбе на самолет и отправил домой.

Только летом в поселок Новый от него пришло письмо с рапортом об увольнении. Между тем срок пятилетнего контракта Мингазова истек еще в апреле. Как выяснилось позднее, вскоре он с помощью боевиков-исламистов перешел афганскую границу, потом перебрался в Пакистан.

Заключенный номер 702

Мартовским вечером 2002-го в окрестностях города Фейсалабад полиция повязала трех обитателей университетского общежития, в том числе Равиля Мингазова. Почти месяц он провел за решеткой в Исламабаде. Потом его переместили в Афганистан. Здесь, в тюрьме на американской авиабазе Баграм, допросы вел сотрудник ЦРУ. И вот тут возникает странная версия: Мингазов будто бы знал, что в Баграме приземляются российские самолеты, доставляя афганцам «гуманитарку». И посчитал, что его могут выслать в Россию, где у него проблемы с законом. Чтобы избежать этого, Мингазов якобы оговорил себя: рассказал, что обучался взрывному делу в лагере террористов в Мазари-Шарифе. Уроки, по его словам, длились две недели, пока американцы не начали бомбить Афганистан после 11 сентября. Тогда Мингазов бежал в Пакистан. Там он провел три месяца в Лахоре, в центре исламской миссионерской организации «Джамаат аль-Таблих», а потом нашел приют в Фейсалабаде.

При задержании у Равиля обнаружили блокнот с рецептами взрывчатых смесей. Он объяснил, что это знакомый попросил переписать все красивым почерком. Непонятно только: почему он не вернул блокнот знакомому, да и арабского переписчик на тот момент не знал. И не проще ли было назвать американцам имя любителя чистописания?

Мингазова продержали в Баграме шесть месяцев, а в октябре 2002 года переправили в Гуантанамо. Там его поместили в железную клетушку размером два на полтора метра, присвоив номер 702. Он, по понятиям властей США, не являлся военнопленным, и таких арестантов можно задерживать без ограничения срока, не предъявляя обвинения.

Лишь в 2006 году Мингазов заявил американцам, что никогда не проходил тренировок в лагерях террористов. Но ему почему-то не поверили. Спустя две недели после ареста Мингазова там же, в Фейсалабаде, был схвачен палестинец Абу Зубайда, которого считают одним из ближайших подручных бен Ладена. ЦРУ предполагает, что между россиянином и палестинцем существовала некая связь.

Весной 2007 года американский адвокат Гэрри Томсон утверждал, что Мингазова перевели в новую зону особо строгого режима. До этого он почти месяц в знак протеста голодал. Но от его посланий того периода веет благодушием.

«Ассаляму аллейкум, мои дорогие мама, Дилярочка, Юсуф, все родственники и соседи! У меня все хорошо, чего и вам желаю. Братьев понемногу отправляют домой, придет незаметно и мой черед. У каждого начала есть свое завершение. Главное, чтобы Аллах нами был доволен. Ваш Равиль». Июль 2007 г.

«Дорогая, любимая матушка! Шлю вам сыновий салям. Расскажу немного о себе. Здоровье, слава Богу (далее целый абзац вымаран черной тушью. — „Известия“). На русском книг мало, все перечитаны. Учусь читать и писать на арабском. Братья говорят, что пишу я красиво.

Кормят хорошо: йогурты, мороженое раз в неделю, бананы, апельсины, груши, яблоки, соки. Продукты разрешают держать при себе. Когда захочешь, можешь поесть. На рамазан давали финики, мед.

Одежду меняют раз в неделю, дают 3 комплекта. В общем, жить — не тужить можно. Главное, не падать духом, держаться молодцом. Что и стараюсь делать». Март 2008 г.

Правда, иногда цензорский карандаш давал сбой:

«К нам в камеры зверьки приходят наподобие ящериц (игуаны. — „Известия“). Мы их кормим с руки. Здесь их сильно охраняют. К людям хуже относятся, чем к этим животным ».

Утро гуманное?

Мать Равиля серьезно встревожилась, когда узнала, что новый президент США Барак Обама решил закрыть тюрьму на Гуантанамо.

 — Как Равиль вернется домой? — расстраивается пожилая женщина. — Он не преступник, но его здесь не оставят в покое!

 — Перед законом он чист, — в голосе его старшего брата Рамиля, начальника смены на сборочном заводе КамАЗа, ни тени сомнения. — Это и американские правозащитники, которые его делом занимались, подтвердили.

Действительно, судьба Мингазова вызвала живейший интерес сразу у нескольких правозащитных организаций. Они не просто собрали документы и положительные характеристики на него, но и провели митинг в его поддержку. А еще прошлым летом подали гражданский иск в суд округа Колумбия, юрисдикция которого распространяется на вашингтонскую администрацию.

 — Я не видела каких-либо доказательств того, что Равиль Мингазов был вовлечен в террористическую деятельность, — говорит Элисон Лефрак из международной юридической фирмы Reed Smith. Она уверена: ее клиент оказался в «неудачном месте в неудачное время».

Благородные люди: Reed Smith входит в число 15 крупнейших адвокатских контор мира, ее услуги стоят очень дорого.

У российских спецслужб по поводу Мингазова другое мнение. Сотрудник татарстанского управления ФСБ, пожелавший остаться неназванным, был категоричен в разговоре с корреспондентом «Известий»:

 — По нашей информации, Мингазов участвовал в незаконных вооруженных формированиях, вербовал людей. И если Мингазов выйдет на свободу и не вернется в Россию, он будет объявлен в международный розыск.

Еще в марте 2002 года на него было заведено уголовное дело по статьям „Незаконное пересечение государственной границы“, „Наемничество“ и „Организация преступного сообщества“.

Западные правозащитники договариваются о политическом убежище для Равиля в одной из европейских стран. У него — свои планы, о чем он сообщил матери.

 — Он хочет уехать после освобождения в Катар, — поделилась Зухра-ханум. — Это очень богатая страна.

… Благодаря усилиям нашей Генпрокуратуры семерых россиян выслали с Гуантанамо на родину в конце февраля 2004 года и поместили в следственный изолятор „Белый лебедь“. Каждому предъявили обвинения в незаконном пересечении границы и наемничестве, но доказать их участие в боевых действиях на стороне талибов не удалось. Через четыре месяца бывших гуантанамовцев отпустили по домам. Но вскоре трое опять оказались за решеткой по обвинению в теракте, еще трое обосновались за границей, а один — Руслан Одижев был убит сотрудниками МВД напротив соборной мечети в Нальчике в июне 2007 года. На теле убитого нашли три самодельных взрывных устройства. Одижев обвинялся в организации нападения на Нальчик в октябре 2005 года. По этому же делу сейчас предстал перед судом другой гуантанамовец — Расул Кудаев.

Вот такая сложилась жизнь у „невинных людей“ после Гуантанамо.


__hs_site=’izvestia’;
__hs_search_prefix=’http://www.izvestia.ru/search.html?query=’;
__hs_div=’hypersearch’; // подсвечиваться будут слова внутри DIV с таким именем
__hs_anchor_style=»color: #446B9A;»; // цвет ссылки на поиск
__hs_max_highlights=8; // максимальное число подсветок в документе
__hs_max_singleword_highlights=3; // максимальное число подсветок одного слова
__hs_title_prefix=’Искать в архиве: «‘;
__hs_title_suffix=’»‘;

var begunhyper_auto_colors = new Array();
begunhyper_auto_pad = 50270095; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна)
begun_hyper_a_color = «#00CC00″;
begun_underline_color = «#00CC00″;
begunhyper_auto_colors[0]=’#00CC00′; // цвет ссылки объявлений
begunhyper_auto_colors[1]=’#000000′; // цвет текста объявления
begunhyper_auto_colors[2]=’#CCCCCC’; // цвет домена объявления
begunhyper_auto_colors[3]=’#FFFFE0′; // цвет фона блока объявлений
begun_hyper_limit=3;

Источник: Известия

  • 45
  • 14.04.2009 12:25

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода