Не надо бояться, что Ющенко утром встанет и возьмет наган

Читати цю новину російською мовою
Не надо бояться, что Ющенко утром встанет и возьмет наган
В четверг Конституционный суд Украины сделал «подарок» Юлии Тимошенко и испортил праздники Виктору Ющенко, обнародовав свое решение, о том что у коалиции не было необходимости по-новому выбирать премьера.

В четверг Конституционный суд Украины сделал «подарок» Юлии Тимошенко и испортил праздники Виктору Ющенко, обнародовав свое решение, о том что у коалиции не было необходимости по-новому выбирать премьера. Так что одно из оснований для роспуска парламента отпало само собой.

Политолог, президент социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что Президент не будет реагировать на подобные вердикты. «Он (Ющенко – ред.) коллекционирует обиды, которые наносит ему парламент, Тимошенко и Янукович. И думаю, собирает некие доводы в пользу того, чтобы заявить, что он дальше не может работать в этой политической системе », — объяснил он.

Об этом и своей оценке происходящего в стране политолог рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.

 — Виктор Сергеевич, как в целом Вы рассматриваете результативность поездки Тимошенко в Россию?

 — Тут есть взаимный украино-российский результат. После нескольких лет агрессивной риторики Кремля по всем направлениям – от Голодомора до газа, вдруг на этих переговорах Путин повел себя как профессиональный европейский дипломат.

Он заговорил о вещах, которые важны для его страны, а не только для самолюбия московских политиков или политтехнологов. Он не пытался выставить себя победителем, а разговаривал с Тимошенко на равных, чем украинский премьер и воспользовалась «на полную катушку».

Россия, наконец, признала, что Евросоюз будет участвовать в модернизации ГТС. Поэтому все, что сейчас говорится и делается со стороны Путина и Медведева связано с тем, как защитить и российский интерес в этом.

Иными словами, если еще год назад российские политики высокомерно говорили о необходимости передачи украинской ГТС в руки Кремля, то сейчас они просто пытаются «догнать уходящий поезд» и Тимошенко дала им возможность это сделать.

Она признала законными и справедливыми интересы России в модернизации ГТС в не меньшей степени, чем со стороны Евросоюза. Я думаю, что это отличный дипломатический успех и Кремля, и Тимошенко, в частности.

Повторюсь, я совершенно не ожидал, что Путин может так профессионально работать на уровне экономического прагматизма.

 — Сегодня уже известно, что КС отдал судьбу украинского премьера в руки коалиции. Как, по-вашему, означает ли это победу Тимошенко?

 — Нет, это означает победу антипрезидентского большинства, в котором Тимошенко не самая главная. Иными словами, если бы в голосовании против Президента не было голосов Партии регионов, части Блока Литвина и коммунистов, то, как вы сами понимаете, БЮТ сам не справился бы с этой проблемой.

Это теперь позиция парламента – Литвина, Януковича и Тимошенко. Никто из них не имеет одного ключа к победе. Это, еще раз подчеркну, победа именно антипрезидентского большинства, поскольку есть еще и полуживая, почти на грани парламентская коалиция, а есть антипрезидентская – их там до четырехсот человек. И это совершенно разные по природе образования.

И, видимо, не коалиция будет заниматься внесением изменений в Конституцию, а именно это антипрезидентское большинство. Получается так, что используя политическую самоликвидацию Ющенко и его слабость, парламент перехватывает власть даже независимо от желания самих игроков. Другими словами – власть идет в руки парламента. Вот это и важно.

 — Но такое решение вряд ли устраивает Ющенко…. Как Вы думаете, на какие шаги он может сейчас решиться?

 — Ни на какие. Он коллекционирует обиды, которые наносит ему парламент, Тимошенко и Янукович. И думаю, собирает некие доводы в пользу того, чтобы заявить, что он дальше не может работать в этой политической системе.

 — Вы хотите сказать, что речь идет о…торжественной капитуляции?!

 — Именно! И для этого нужны аргументы. Увидите, это будет большое выступление, которое будет транслироваться по всем телевизионным каналам. Сейчас Ющенко имитирует поведение Горбачева, во всяком случае, подбирается к тому варианту, когда Горбачев, в свое время заявил что-то вроде: «Они договорились, и поэтому я не могу дальше выполнять обязанности Президента».

 — Другими словами, Ющенко собирается добровольно выйти из игры?

 — Совершенно верно. И я вам скажу, в этом есть определенный стратегический смысл. Ющенко прекрасно понимает, что никакой президент, никакой премьер-министр не справится сейчас с кризисом.

И он просто уверен, что, если люди сейчас начали говорить «а почему бы нам не вернуть Кучму?», то через какое-то время они точно также слезно попросят его (Ющенко – ред.) вернуться в большую политику.

 — И плюс это еще отличный шанс попытаться остаться в украинской истории «белым и пушистым»…

 — Почему же шанс? Это как раз реальность – дай Бог каждому такие шансы! Все политики сейчас в чем-то погрязли, все «замазаны» и будут долго нести тяжелую политическую карму в связи с тем, что оказались у власти во время кризиса. Даже Путин, который, казалось бы, все рассчитал, оказался в тяжелейшем положении, а что тогда говорить о наших политиках – начиная с жизнерадостного Яценюка и заканчивая рассказчиком одесских анекдотов Януковичем.

А теперь представьте, Ющенко выходит и говорит: «Ну, что ж – не демократично, нехорошо, но я хотел как лучше…» И тем самым через год-полтора сможет напомнить о себе через те силы, которые будут стоять за ним. Вы не забывайте, он же экономически совсем не одинок. Это политически он оказался непрофессионалом – дойти до состояния политического аутизма в Украине, — это еще надо постараться.

Посмотрите на Кравчука: он потерял власть в 1994 году, но это не мешает ему оставаться на политическом небосклоне, чем-то заниматься, принимать какие-то решения. И, конечно, Ющенко тоже хочет остаться в политике, но точно также прекрасно понимает, что кто-то должен стать объектом народной ненависти в связи с кризисом, который будет длиться не менее трех лет и в той же связи съесть всю грязь.

Кто бы сейчас не взял в руки власть, учитывая, что кризис надолго – это будет самым главным их испытанием. Поэтому для Ющенко очень важно сейчас уйти красиво, чтобы потом вернуться. Ему же всего 55 лет, это возраст, когда все еще получается.

И если он все сделает красиво, потом никто ничего не докажет. Он поступает совершенно правильно, он собирает не компромат на систему, чтобы нанести ей удар из-за чего все думают, что он слабовольный – нет. Он копит обиды, которые позволят ему торжественно выйти из игры, чтобы потом придти и сказать: «Вот видите, они не справились».

В принципе, правильный путь. Во-первых, это снимает психоаналитические проблемы поражения, типа «ну, пускай они помучаются без меня». Или как Кучма в 2004 году бросил в сердцах: «Я хочу посмотреть как вы будете без Кучмы». Но зато в 2009 году у него появился шанс сказать: «Я уже посмотрел как вы жили без Кучмы, теперь я хочу посмотреть как вы будете жить без Ющенко».

Сейчас очередь говорить эту сакраментальную фразу за Ющенко. Он вполне может сказать: «Я хочу посмотреть как будет деградировать Украина без меня и потом вы опять позовете меня на царский престол». Тоже, я вам скажу, удовлетворяющая всех формула, чисто по-украински.

Не надо бояться, что утром Ющенко встанет, возьмет наган, нахлобучит каску и издаст Указ о пресечении парламентского переворота. Этого уже не будет. Во всяком случае, это хорошо видно по неожиданно мягкому поведению главы Секретариата, который сейчас стал страшно дружелюбным и активно общается буквально со всеми. Это как раз говорит о том, что человек хочет знать, где он окажется, когда Ющенко отойдет от власти.

 — Виктор Сергеевич, сейчас столько противоречий о возможности или невозможности коалиции БЮТ и ПР. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счет: смогут ли, в конце концов, Тимошенко и Янукович объединиться? И если да – как это воспримет общество?

 — Общество уже никак не воспримет. Те варианты, когда в 2006 году союз Партии регионов и БЮТ воспринимался как предательство их электоральных ниш, сейчас и экспертное сообщество, и политики, и население устали и понимают, что сейчас нет времени «перебирать» — нужна коллективная работа.

Конечно, никто не простит заговор двух политических сил, но они должны научиться договариваться и действовать вместе на протяжении хотя бы пары лет – иначе Украина просто не поднимется. Это не от хорошей жизни, но это надо начинать делать.

 — Допустим, объединения не произойдет, зачем тогда столько разговоров о том, что после праздников мы увидим новую коалицию?

 — А я и не думаю, что будет коалиция. Существует два варианта управления политическими процессами: формальное принятие на себя ответственности – то есть, коалиция с подписанием. И второй – большинство, которое имеет общий план действий, поддерживается программа правительства, вводятся люди с той и другой стороны в правительство.

Это и есть гарантии – неформальная коалиция, которая регулярно голосует в соответствии с планом, принятым всеми политическими силами, участвующими в договоре. Это массовая практика.

 — Как вы думаете, что ждет парламент после майских праздников?

 — Я думаю, что поскольку идет переговорный процесс, каждый будет «тянуть» до конца. Время сложное и для БЮТ и для Партии регионов, и каждый считает, что он в более выгодном положении, чем его партнер по переговорам. И это будет продолжаться до тех пор, пока совсем нельзя уже будет оттягивать. Это мы с вами будем отдыхать, а им предстоит решить – сталкиваются они или сотрудничают.

 — Поговаривают, что Нацбанк переориентировался с вложений в американские гособлигации на ценные бумаги правительств стран Евросоюза, продолжив наращивать долю евро в своих международных резервах. В связи с этим, эксперты советуют украинцам переключиться с вложением своих сбережений в доллары на другую валюту. Как считаете, правильно ли такое решение Нацбанка и станет ли в действительности доллар менее популярным среди населения?

 — Доллар не станет менее популярным, потому что кризис показал нашу и всего мира долларовую зависимость. И сделать особо тут ничего нельзя, но то, что Нацбанк пытается диверсифицировать риски, разложить их в разные денежные корзины, то есть «тихой сапочкой» уменьшить долларовую зависимость – это правильно.

Но я не думаю, что населению это удастся. Ценность евро будет взлетать во время отпусков, а потом, как всегда, падать к новому году – я имею в виду по украинским соотношениям. Мы – соседи ЕС и, конечно, у нас доля ценных бумаг ЕС – будь то деньги или какие-то облигации – должна быть достаточно высокой, но поняли мы это слишком поздно.

И еще я не думаю, что это решается только одним Нацбанком. Это все-таки уровень высшего руководства, как Евросоюза, так и правительства Украины.

Источник: for-ua

  • 37
  • 02.05.2009 17:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода