«Кто-то проиграет в дополнительное время». Путин и Тимошенко поговорили о газе в новой реальности

Читати цю новину російською мовою
«Кто-то проиграет в дополнительное время». Путин и Тимошенко поговорили о газе в новой реальности
Премьер-министр России Владимир Путин провел в Астане всю пятницу. Там он сначала в компании девяти своих коллег по СНГ боролся с мировым финансовым кризисом и свиным гриппом, а ближе к вечеру, уже в двустороннем формате, боролся с украинской коллегой

Премьер-министр России Владимир Путин провел в Астане всю пятницу. Там он сначала в компании девяти своих коллег по СНГ боролся с мировым финансовым кризисом и свиным гриппом, а ближе к вечеру, уже в двустороннем формате, боролся с украинской коллегой  Юлией Тимошенко, требовавшей от России кредит в несколько миллиардов долларов на закупку нашего же газа. Если в первом случае исход борьбы оказался абсолютно предсказуемым — что называется, за явным преимуществом кризиса и гриппа, то в случае с Тимошенко, можно сказать, случилась ничья.

Перед началом Совета глав правительств СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев решил собрать съехавшихся в Астану премьер-министров в своих покоях во дворце «Акорда», чтобы, объяснить им, в том числе и главе российского правительства Владимиру Путину, чему нужно уделить внимание на предстоящей встрече.

По версии Назарбаева, обсуждать следовало финансово-экономический кризис, безработицу, рост преступности и наркотрафик…

-Ну и, конечно, надо обсудить борьбу с новым гриппом, — помрачнел Назарбаев. — Нашу борьбу с этим штаммом все люди будут ждать!

Видимо, предположив, что могут сказать «все люди», услышав эти его слова, Назарбаев на всякий случай проворчал:

 — Много приходится слышать, что СНГ — такой-сякой, никому не нужный… Он нужный — хотя бы для таких встреч!

Остается понять, для чего хотя бы тогда нужны эти самые встречи…

-Не могу не сказать, что тут сегодня сидят две женщины премьер-министра — Юлия Владимировна (Тимошенко от Украины — «Известия») и Зинаида Петровна (Гречаная от Молдавии  — «Известия»)… Мы надеемся, что скоро среди президентов тоже появятся женщины.

Так Назарбаев попытался намекнуть, что через некоторое время сможет сидеть с Тимошенко и Гречаной за одним столом на саммитах СНГ.

-Хочу заверить вас, что на сегодняшней встрече решения будут приняты мудрые! — расцвела Гречаная… — Я первый раз в Астане, такой красивый город!

-Спасибо, — оживился Назарбаев, для которого похвала в адрес этого созданного его собственной волей города — лучший комплимент. — Знаете, у нас тут хоть и кризис — но все краны работают!

Речь, очевидно, шла о водопроводных кранах, которые в Астане пока действительно работают. Что же касается кранов строительных, то сказать, что они все работают, было бы большим лукавством: последние два года инвестиционный поток в Казахстан существенно сократился и многие стройки стали чахнуть.

-Сегодня встреча будет проходить в новом Дворце Независимости, — решил напоследок поразить гостей Назарбаев. — Он вам понравится — он очень большой: на 4500 мест!

Десяток премьеров и один вице-премьер от Туркмении (Грузия, как известно, больше в мероприятиях СНГ не участвует, хотя на них все равно упорно вывешивается ее флаг), вполне уместились в четвертой части Дворца, отгороженной от остального пространства передвижными стенами. Эти стены, собственно, и не позволили журналистам услышать те самые «мудрые решения», которые пообещала Гречаная.

Можно было рассчитывать, что она расскажет о них на пресс-конференции, на которую она пришла после окончания встречи с казахским коллегой Каримом Масимовым и главой исполкома СНГ Сергеем Лебедевым, но пресс-конференция почему-то превратилась в «заявление для прессы» (то есть вопросы задавать там было нельзя). Так что все вновь ограничилось рассуждениями о великой роли СНГ в борьбе с кризисом и штаммами и просто о великой роли СНГ.

Путин даже не стал это слушать и сразу после окончания Совета глав правительств уехал в гостиницу «Интерконтиненталь», где ему предстояли действительно важные переговоры — с Тимошенко.

Если Гречаной для того, чтобы сравняться по статусу с Назарбаевым не достает в парламенте всего одного голоса, то у Тимошенко все намного сложнее. Бюджетный дефицит и отсутствие газа в хранилищах грозят новой волной недовольства населения, и тогда напрямую ответственная за это глава правительства вряд ли сможет как-то противостоять  тому же набирающему популярность бывшему спикеру Верховной Рады Арсению Яценюку. В этой ситуации кредит от России становится не просто гарантией тепла в квартирах на Украине и во многих странах Европы (с учетом неминуемого отбора Украиной газа в случае прекращения поставок), но и залогом политического будущего Тимошенко. При ее умении в нужный для себя момент «додавить» партнеров по переговорам и добиться своего — сколько бы на это ни ушло времени, перед началом встречи Путина с Тимошенко не было сомнений, что все это растянется на долгие часы.

-Как правильно заметили, — имею в виду не только нас, но и всех на постсоветском пространстве — амбиции уходят вместе с деньгами, — Путин начал встречу с горькой усмешкой — все-таки изречение про деньги и амбиции касалось действительно всех — и его в том числе.

-Украине, наверное, досталось даже больше, чем России, но мы очень рассчитываем на то, что наша совместная работа будет нам помогать выходить из этих кризисных явлений, -продолжил Путин. -Вместе с тем украинцы могут порадоваться хотя бы успехам в футболе: хочу поздравить вас и всех болельщиков Украины с блестящей победой «Шахтера» в Кубке УЕФА. Нас радует то обстоятельство, что далеко от наших границ кубок не уходит, в прошлом году его выиграл «Зенит», теперь мы передали эстафету Украине. Будем надеяться, что потом вы вернете нам его назад!

Можно и не надеяться, потому что Кубок УЕФА разыгрывался в последний раз. Как раз тот случай, когда амбиции уходят, сколько бы денег ни было.

-Знаете, в принципе Украина умеет побеждать, даже если нам для этого немножко нужно дополнительного времени — как в последнем матче, -ответила Тимошенко.

На этом, собственно, она могла бы остановиться: «протокольная съемка» была бы окончена и журналистов бы немедленно вывели из зала. Но Тимошенко непременно захотела продолжить в присутствии прессы:

-Думаю, что у нас сегодня будет прекрасная возможность обговорить наше дальнейшее сотрудничество по теме поставки газа в Украину и транзит, — без долгих колебаний перешла к делу премьер. — Я уверена в том, что мы найдем взаимопонимание, как закачать газ в хранилища, потому что это важно и для Европейского союза, и для Украины, и для всех, кто потребляет российский газ. Думаю, что мы могли бы разрешить этот вопрос, по-моему, очень важный!

Путин кивнул, и на этом прессу, наконец, повели к выходу. А вместе с прессой, туда же потянулись и сидевшие рядом с Путиным первый вице-премьера Игорь Шувалов и заместитель руководителя аппарата правительства Юрий Ушаков — Тимошенко попросила, чтобы встреча прошла с глазу на глаз.

Каково же было удивление, когда двери переговорной распахнулись всего через 40 минут — ровно столько, сколько планировалось проводить эти переговоры по протоколу — и премьеры вышли сделать заявление для прессы.

 — Решения на эту минуту мы еще окончательно не приняли, но я верю, что мы найдем компромиссное решение, которое позволит обеспечить стабильную работу газотранспортной системы в осенне-зимний период, — произнесла Тимошенко со скорбным  видом, вполне подходившим ее черному платью.

-Вы знаете о вопросах, связанных с закачкой газа в подземные хранилища, — заговорил Путин. — Речь идет о том, что сейчас, именно в этот период, должна быть произведена эта закачка, потому что без закачанного в хранилища газа украинская экономика и коммунальная сфера нормально существовать в осенне-зимний период не могут. Позднее технологически в нужном объеме его не закачать…

По словам Путина, стоит необходимый объем газа около 5 млрд долларов. Для Украины сейчас эта сумма неподъемная, и потому обсуждался вопрос об оплате в счет будущего транзита российского газа европейским потребителям через украинскую территорию, причем срок проплаченного таким образом транзита получается большой: до пяти лет.

-Понятно, что и риски российской стороны очень большие, — продолжил Путин. — Имею в виду и предстоящие президентские выборы, и все, что связано с возможной реорганизацией газотранспортных структур на Украине…Но ситуация усугубилась, к сожалению, потому что мы слышали совсем недавно, что президент Ющенко сделал заявление о том, что считает такую форму оплаты неприемлемой и чуть ли не незаконной. Я прошу общественность наших стран обратить на это внимание: в таких условиях мы решать вопросы вряд ли сможем!

Путин, конечно, не упустил возможность напомнить всем о разрушительной роли Ющенко — на сей раз, конечно, к удовольствию Тимошенко.

-Нам нужна консолидированная позиция руководства Украины, но даже и это еще не значит, что мы сможем закрыть здесь все проблемы, потому что объемы большие, и сроки фактического кредитования очень большие, и риски большие, — не переставал нагнетать Путин. -Но мы находимся в ходе переговоров Украинская сторона сформулировала свои предложения, мы их внимательно рассмотрим и в ближайшее время продолжим контакты для того, чтобы определить дальнейшие шаги по решению этого вопроса.

-Откуда все-таки будут деньги — с Запада или из России для закачки газа? — выкрикнул вдруг кто-то из журналистов, когда премьеры уже начали было уходить.

-Я думаю, что закачка… будет! — единственно, что пришло в голову Тимошенко.

-Мы обратились в Еврокомиссию, и нам ответил министр финансов: «для Украины у нас денег нет!», — невозмутимо произнес Путин. -Но это все-таки наша общая проблема, потому что нормальное обеспечение внутренних потребителей в Украине является очень существенным условием обеспечения транзита европейским потребителям… Никто не должен делать вид, что его это не касается, и Россия готова внести свою долю в решение этого вопроса, но только долю, а какова эта будет доля — это должны мы решить в процессе переговоров…

То есть кто-то проиграет в дополнительное время. Как немецкий «Вердер».

Источник: Известия

  • 48
  • 25.05.2009 16:44

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода