Искушение третьим сроком. Как власть в Южной Осетии распорядится кредитом доверия?

Читати цю новину російською мовою
Искушение третьим сроком. Как власть в Южной Осетии распорядится кредитом доверия?
В Южной Осетии, в России и мире продолжают осмысливать результаты парламентских выборов. Собственно, и итоги этих выборов — убедительная победа правящей партии «Единство» (почти 45% голосов), и реакция на них были предсказуемы.

В Южной Осетии, в России и мире продолжают осмысливать результаты парламентских выборов. Собственно, и итоги этих выборов — убедительная победа правящей партии «Единство» (почти 45% голосов), и реакция на них были предсказуемы. Куда интереснее вопрос, по какому пути теперь пойдет эта кавказская республика и какой выбор сделает ее нынешнее руководство.

Не нужно лишний раз доказывать, что Осетия и Россия связаны между собой и географически, и исторически. С самого начала грузино-осетинского конфликта в январе 1991-го и до его пиковой точки — августа 2008-го — Москва поддерживала Цхинвал морально, политически, экономически, гуманитарной помощью и своим голосом в ООН. Итог этой поддержки — признание независимости Южной Осетии 26 августа 2008 года.

Парламентские выборы стали первым народным волеизъявлением после того, как Южная Осетия обрела суверенитет. Разумеется, в их легитимности сомнение выразил Госдеп США (видимо, чтобы не нарушать традиций). Наблюдатели из 12 стран признали: выборы прошли демократично и цивилизованно, вполне в духе европейских традиций. Глава Центризбиркома России Владимир Чуров даже заметил: «Больше всего удивило то, что все избирательные участки были оборудованы не хуже, чем во Франции, Германии, Польше или России».

Сравнение с Францией и Германией, видимо, довольно лестно для Цхинвала. Да, качеством организации выборов республика доказала свою состоятельность, но возникает уместный вопрос: как нынешняя власть в Цхинвале распорядится полученным кредитом доверия. Сможет ли Эдуард Кокойты теперь доказать и, если угодно, «демократическую состоятельность». В 2011 году истекает срок полномочий Эдуарда Кокойты (первый раз он был избран президентом в декабре 2001-го, второй раз — в ноябре 2006-го). По действующей республиканской Конституции, президент не может избираться больше чем на два срока. Но Основной закон ведь можно и поменять. Так весьма успешно сделали лидеры некоторых среднеазиатских республик. Проблема только в том, что этот выбор уже не позволит никому из российских политиков поставить Южную Осетию в один ряд с Францией, Германией, Польшей и Россией.

Еще до парламентских выборов, отвечая на вопрос, будет ли у него третий срок по истечении нынешних полномочий, Кокойты заявил: «Конечно, ко мне поступает очень много обращений с призывом остаться у власти. От ветеранских организаций, к примеру. На собраниях прямо люди встают и говорят: „Вы не должны уходить, если это сделаете, то предадите свой народ“. Но есть Конституция Южной Осетии… »

Последнее абсолютно верно. И поскольку вектор политики независимой Южной Осетии абсолютно ясен — союз с Россией, то мнение России по этому поводу представляется важным. В середине мая глава администрации президента России Сергей Нарышкин в своем телеинтервью так расставил акценты: 31 мая выборы подтвердят «путь на независимость, на укрепление южноосетинской государственности и, что очень важно, на незыблемость Конституции и ее норм, на недопустимость изменения Конституции в угоду каким-либо политическим изменениям». В переводе с дипломатического на обычный язык это означает: выборы выборами, а и России, и Осетии надо жить по цивилизованным нормам. Не переписывать Конституцию в угоду политической конъюнктуре. Похоже, в Цхинвале Нарышкина расслышали.

По крайней мере, в одном из интервью Кокойты, отвечая на вопрос о том, есть ли у него консенсус с Москвой в части возможности изменения Конституции, заявил: «Это наше внутреннее дело, извините». А ближайшее окружение президента Кокойты уже начало готовить избирателей к его третьему сроку. 28 мая по республиканскому ТВ троюродный брат Кокойты, местный политолог Коста Коштэ объяснял: Сергей Нарышкин высказал свое личное мнение.

Старожилы российской политики знают, чье мнение, помимо собственного, выражает глава президентской администрации. Южноосетинские политологи могут проконсультироваться на этот счет у своих российских коллег. Есть и еще одно обстоятельство, почему мнение Сергея Нарышкина не может быть частным, — 90% населения республики (да и сам Эдуард Кокойты) имеют российские паспорта. Кремлю, видимо, не хотелось бы, чтобы за граждан России делали выбор.

Источник: Известия

  • 38
  • 05.06.2009 19:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода