Украинцы в Великобритании: история футбольных легионеров

Читати цю новину російською мовою
Украинцы в Великобритании: история футбольных легионеров
Первым украинцем, одевшим майку английского клуба, стал 30-летний защитник Сергей Балтача. В 1988 году Балтача, отдавший 11 сезонов киевскому Динамо, принял предложение «Ипсвича», игравшего тогда во втором дивизионе.

Ипсвич стал первым английским клубом, который официально заявил об интересе к игрокам из советского чемпионата. Не последнюю роль в этом сыграл ЧЕ-1988, на котором сборная СССР дошла до финала. По запросу в спорткомитет СССР англичане получили список из шести человек, которых готовы отпустить в зарубежный клуб.

Подробно изучив предложенные кандидатуры, Трактористы остановили свой выбор на либеро киевлян. Около недели ушло на подписание контракта. Один из его пунктов сейчас вызывает только улыбку – украинец не мог получать зарплату в Ипсвиче больше, чем посол СССР в Великобритании. В конце концов, ежемесячный оклад Балтачи в Ипсвиче составил полторы тысячи фунтов стерлингов, что очень прилично  для футболиста в то время. За это приобретение англичане заплатили полмиллиона фунтов стерлингов, но эта кругленькая сумма до Динамо так и не дошла, затерявшись в кабинетах спорткомитета. Ситуация в этом вопросе изменилась чуть позже, когда из Украины уезжали Беланов, Лютый, Чередник и др.

Уровень тех игроков, с которыми Сергей Балтача выступал в Ипсвиче, немного разочаровал его. В интервью украинскому изданию Сегодня спустя много лет вспоминал: «В Англии понял, что больших профессионалов, чем в Динамо и сборной, уже не увижу. Просто, будучи в СССР, думали, что где-то лучше… »

В своем первом сезоне под руководством Джона Данкана  украинец отыграл 20 матчей и забил один гол. Ипсвич занял лишь восьмое место. Главная проблема, с которой 4-кратный чемпион СССР столкнулся в новой команде, касалась его игровой позиции на поле. В Динамо его постоянно использовали в роли свободного защитника, но в игровых схемах английских клубов такая позиция попросту отсутствовала. Пришлось переквалифицироваться. Данкан определил украинца на правый фланг полузащиты…

«У нас, если ты играешь полузащите, ты всегда находишься в действии. А в Англии мяч от защитников, минуя середину поля, направлялся нападающим. Ты стоишь и только взглядом провожаешь мяч – у меня шея больше болела, чем ноги».

В сезоне 1989/90 Балтача принял участие лишь в 8-ми матчах. Летом 1990 года автор 1100 гола на чемпионатах мира переехал в Шотландию, а конкретно в Перт, небольшой городок, который в высшем дивизионе представлял Сент-Джонстон. Здесь он вернулся на свое привычное место в обороне и за три сезона отыграл 90 матчей (1 гол). Из команды украинец ушел не по своей воле, тогдашний наставник Сент-Джонстона вдруг увидел в игроке своего конкурента. Привселюдное вранье тренера, заявившего, что игрок требует слишком больших денег за продление контракта, стало последней каплей терпения.  

С 1993 по 1995 год Балтача был на должности играющего тренера в клубе Каледониэн, выступавшего сначала в четвертом, а потом в  третьем дивизионах. В 1995 году вернулся в Украину, где в течение трех лет работал в тренерском штабе киевского ЦСКА-Борисфен. В 1998 году покидает Родину ради Шотландии, где ему предлагают должность помощника  главного тренера в клубе Сент-Миррен. С 1999 по 2001 работает тренером в Федерации футбола Шотландии. Сейчас занимает должность директора футбольной академии Bacon’s Chelsea Academy.

Вслед за динамовцем отправился в английский чемпионат Алексей Чередник. Защитник обратил на себя внимание, когда его Днепр в рамках Кубка УЕФА играл с Адмирой-Ваккер. На том матче, проходившем в Австрии, присутствовали представители Саутгемптона. Англичане долго не колебались и сразу же после финального свистка обратились к руководству Днепра с просьбой о приобретении правого защитника. Ответ украинской стороны был положительным, теперь оставалось только дождаться согласия самого игрока. Впрочем, глупо было ждать, что Алексей откажется.

Прилетев из Австрии, Череднику прямо в аэропорту сообщают об интересе Саутгемптона к его персоне. Вечером того же дня его уже встречали в аэропорту Хитроу. Генеральная проверка состоялась уже на следующий день: в матче за дублирующий состав он делает две результативные передачи, а его команда побеждает со счетом 2:0. Несколько дней пришлось тренироваться с основой, где уже присутствовал Алан Ширер, будущая звезда английского футбола. Правда, потом наступило молчание и после нескольких дней ожидания, Алексей со своим агентом отправились в Лондон, где в его услугах якобы были заинтересованы Уимблдон и Куинз Парк Рейнджерс. Но до порога этих клубов они так и не успели добраться: прямо в отеле их встретил главный тренер Саутгемптона Крис Николс, прилетевший в Лондон с клубным адвокатом, у которого был с собой уже готовый контракт для футболиста. Соглашение было подписано на 4,5 года, что весьма неплохо для 30-летнего игрока, а клубная казна Днепра пополнилась на 150 тысяч фунтов стерлингов.

Сезон 1989/90 начался для олимпийского чемпиона только в марте по той лишь причине, что никак не удавалось получить рабочую визу. Восемь появлений в основном составе под конец чемпионата говорили о неплохих перспективах. Несмотря на то, что команда заняла 7 место, было принято решение уволить Криса Николса, который и был инициатором приглашения Алексея Чередника в Англию. Иан Брэтфут уже не так доверял украинцу, из-за чего тот на поле появлялся довольно редко. К тому же, между ними разгорелся скандал, который еще больше усугубил положение Чередника в команде. И это мягко сказано, так как в оставшиеся по контракту почти три года пришлось играть за дубль, при этом, правда, получая достойную зарплату. В 1993 году вернулся в Украину, поиграл в составе Черноморца и Кривбасса, а в настоящее время работает тренером-селекционером в донецком Шахтере.

В 1990 году в шотландский Глазго Рейнджерс отправился Олег Кузнецов (1963). За этим неуступчивым, жестким защитником киевского Динамо и сборной СССР тогдашний тренер Рейнджерс Грем Сунесс следил уже на протяжении нескольких лет. О варианте с Глазго Кузнецов узнал от самого Лобановского после ЧМ- 1990. В августе между Динамо и Рейнджерс состоялся товарищеский матч, в котором победу со счетом 3:1 одержали киевляне. А для Олега это была еще и генеральная репетиция, которую он, надо сказать, провел на ура. Уверенная игра в обороне и забитый им уже на второй минуте гол, окончательно убедили Сунесса в правильности своего выбора. В итоге – контракт на 5 лет с прекрасными финансовыми и бытовыми условиями. Хотя сам футболист некоторое время сомневался в своем выборе, уж очень смущали его рассказы о том, что Шотландия холодный и дождливый край.

Но с первых же дней своего пребывания в новой стране, Кузнецов понял, что сильно ошибался. Шотландия оказалась намного лучше, чем он ожидал, да и в команде приняли его сразу.  В первом матче против Сент-Миррена, выигранном со счетом 5:0, новичка признали лучшим игроком матча. Кстати, лучшего  выбирает специальный комитет ветеранов Рейнджерс. А вот второй стал полной противоположностью первого – Кузнецов получил тяжелейшую травму, которая вывела его из строя на девять месяцев и вообще определила вектор его дальнейших выступлений в Шотландии. Чемпионат Рейнджерс закончил на первом месте.

Вернуться в футбол удалось только в следующем сезоне, когда в Глазго перебрался еще один украинец – Алексей Михайличенко (1963). Отыграв один сезон за Сампдорию, в которой стал чемпионом Италии, Алексей сам попросил руководство отпустить его, несмотря на то, что с генуэзским клубом его связывал контракт. Те в свою очередь препятствий чинить не стали, любезно согласившись продать полузащитника в новый клуб за $ 2,6 миллионов. Как рассказывал сам Михайличенко, годы, проведенные в Шотландии, были одними из лучших в его карьере. Чаще в сезоне 1991/92 играл Михайличенко: в чемпионате на его счету 27 матчей и 10 забитых голов, а также три матча и два гола в Кубке Шотландии. Кузнецову доверяли реже – 18 матчей. В том сезоне украинцы стали победителями чемпионата, обладателями Кубка Шотландии и Кубка Лиги.

Сезон 1992/93 стал повторением прошлого: команда Михайличенко и Кузнецова вновь одержала победы во всех внутренних турнирах.  В отличие от Кузнецова, появившегося на поле лишь 9 раз, намного больше усилий для этого приложил Михайличенко, отыгравший на всех фронтах 37 матчей (5 голов).

В следующем сезоне Алексей и Олег в последний раз выступали за одну команду. Кузнецов после травмы на самом старте шотландской карьеры, так и не смог показать свою лучшую игру. Шесть матчей и один гол – с такими показателями Олег Кузнецов закончил чемпионат, ставший для него последним в составе Глазго Рейнджерс (в 1994 году перешел в Маккаби из Хайфы). Михайличенко же по-прежнему оставался игроком основного состава. В 39 матчах на его счету 5 голов. Следующий год в Глазго выдался для Михайличенко не таким удачным: из-за травмы он провел 9 матчей, в которых забить смог дважды.

Источник: Football.ua

  • 95
  • 12.06.2009 20:14

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода