Россия. В храм в купальнике и с сигаретой?

Читати цю новину російською мовою
Россия. В храм в купальнике и с сигаретой?
«Тем, кто приезжает как туристы, на входе в Кул Шариф тоже приходится выдавать юбки, платки, — сетует представитель Духовного управления мусульман РТ Руслан Тагиров. – Народ не знает норм как православия, так и ислама."

Лето — лучшее время для путешествий по средней полосе России. Помимо традиционных развлекательного и познавательного, все большей популярностью начинает пользоваться религиозный, или паломнический туризм. В отличие от других видов туризма, здесь не предъявляется особых требований к туристической инфраструктуре, однако имеется множество особенностей, от грамотного учета которых в конечном счете зависит не только финансовый успех проекта.

В Татарстане, где расположены места паломничества как христиан (Крестовоздвиженский монастырь с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, Раифский монастырь с Грузинской иконой Божией Матери, остров-град Свияжск), так и мусульман (Булгар — место принятия ислама жителями Волжской Булгарии, мечеть Кул-Шариф), проявляют особый интерес к этому направлению турбизнеса.

Участники прошедшего в Казани круглого стола по «актуальным проблемам развития религиозного (паломнического) туризма в Республике Татарстан » четко отделили паломников – верующих, воцерковленных людей – от обычных туристов, интересующихся религиозными святынями.

«При посещении святых мест необходимо соблюдать дресс-код, и об этом нужно предупреждать при покупке путевки, — убежден наместник Свято-Успенского Свияжского мужского монастыря игумен Силуан. – Многие едут в Свияжск и не знают, что наш монастырь – действующий. Люди идут в храм прямо в купальниках, с пивом, сигаретой, а когда их останавливают, удивляются: а что такого? Прибывающие водным транспортом (самый популярный летний маршрут на остров-град) нередко приезжают полупьяными. Их не пускают, и некоторые заявляют: вот, в Раифу можно пьяным приходить! Неправда – нельзя! Просто там народу больше, наверное, кого-то просто не заметили и пропустили ».

Аналогичные проблемы и у мусульман. «Тем, кто приезжает как туристы, на входе в Кул Шариф тоже приходится выдавать юбки, платки, — сетует представитель Духовного управления мусульман РТ Руслан Тагиров. – Народ не знает норм как православия, так и ислама. Единственное отличие – к нам никто не приходит пьяным». По мнению наместника Свято-Успенского монастыря, «однозначно нужен регламент посещения таких мест и элементарная культура поведения».

Что касается паломников, то они, по словам о.Силуана, «очень хорошо знают, куда и зачем едут – от них одна польза». Кроме того, добавляет руководитель отдела по работе с молодежью Казанской епархии Александр Хохлов, верующие, которые едут помолиться и поклониться святыням, крайне непритязательны к бытовым условиям и довольствуются самым скромным ночлегом и пищей.

Паломников могло бы быть куда больше, но их просто негде размещать – казанские гостиницы слишком дороги для рядового верующего. «Цена стандартного гостиничного номера – около двух тысяч рублей, — приводит пример директор казанского центра паломничества «Покрова Царицы Небесной» Максим Грицких. – За эти деньги можно организовать двух-, а то и трехдневный тур в любом другом городе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга».

Он отнес проблему чрезмерной дороговизны туристической инфраструктуры Казани – а это не только гостиницы, но и транспорт, а также услуги турфирм – к «нерешаемым», честно признавшись, что не видит, как изменить положение.

«Город просто дорогой, — констатировал Максим Грицких. – При этом у людей есть интерес к посещению Казани. Для многих, в особенности иностранцев, удивительно, что в столице Татарстана рядом стоят мечети и церкви, что мы так мирно живем. Европейцы готовы ехать и учиться этому у нас». «Развитие религиозного туризма – важный аспект, который поможет показать наше лицо, — солидарен с ним  начальник управления по делам религий при кабмине РТ Ренат Валиуллин. – Все это работает на улучшение имиджа республики».

При этом, убежден заведующий отделом этнической политики управления по внутренней политике аппарата президента РТ Вячеслав Никифоров, «пропорции (православие и ислам) должны быть представлены в равной мере, абсолютно равнозначно: если есть Свияжск, значит, должны быть Булгары ».

Максим Грицких отметил и «решаемую», но от того не менее серьезную проблему качества казанских экскурсоводов. «Уровень подготовки экскурсоводов оставляет желать лучшего, — заметил и о.Силуан. – Часто они несут полную ересь и ахинею». Участники круглого стола высказали несколько предложений по решению этой проблемы – в частности, ввести систему аккредитации экскурсоводов и допускать к работе только сдавших экзамены, а также подключить к обслуживанию гостей монахов и послушников.

С одной стороны, согласился с последним предложением Александр Хохлов, «90% православных паломников хотят сопровождающего из церкви». С другой – такого количества подготовленных монашествующих просто нет (например, под началом о.Силуана всего четыре монаха и несколько послушников). При этом каждые выходные на остров-граде бывает до четырехсот посетителей – силами монастырской братии справиться с таким потоком невозможно. Однако на сегодняшний день никто в Казани не готовит экскурсоводов специально для мест паломничества. Стоит ли удивляться, что многие гиды излагают историю того же Сивяжска кто во что горазд.

«Паломники – это сугубо церковное дело, — указал глава исполкома Свияжского сельского поселения Артем Силкин. – Задача муниципалитета – организация церковного туризма». Тут, однако, возникает множество взаимосвязанных проблем. В отличии от паломников, обычные туристы не готовы спать на полу храмов, а единственная свияжская гостиница, находящаяся в подчинении респубиканского министерства культуры, имеет «минус две звезды» и удобства на улице.

«На острове нет никакой инженерной инфраструктуры, кроме электричества, что резко снижает интерес инвесторов», — пояснил Артем Силкин. «Инвесторы готовы рассматривать вопрос вложения средств, но ждут гарантий государства», — добавил представитель республиканской туриндустрии.

Возможно, гостиница при Свято-Успенском монастыре появится уже в будущем году – теперь, когда будущее Свияжска более-менее определилось (вопрос о придании ему статуса музея-заповедника федерального уровня будет рассматриваться на коллегии Министерства культуры РФ в октябре), можно строить долгосрочные планы. Пока они весьма туманны.
«Из-за дороговизны нельзя говорить о массовом паломничестве», — признал Максим Грицких. То же отмечают и в Казанской епархии. «Иногда бывает по несколько групп в месяц, иногда — одна группа за два месяца, — пояснил Александр Хохлов. — Помимо соседних Марий-Эл и Чувашии, приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Перми и других городов России. Многие наслышаны о казанских святынях «в общем», но не знают ничего конкретного».


И все же, по его словам, два года назад четко проявилась тенденция значительного увеличения интереса к паломничеству в Казань: ранее сюда ездили единицы.

Между тем, столицу Татарстана, как сообщил на «деловом понедельнике» мэр города Ильсур Метшин, приняли в качестве наблюдателя в Сообщество европейских городов, отмеченных явлением Божией матери (в 1579 году она указала десятилетней девочке Матроне местонахождение чудотворной Казанской иконы). «Мы надеемся, что станем полноправными членами этой организации», — подчеркнул мэр.

Сейчас в ассоциацию входят шесть городов — Фатима (Португалия), Ченстохов (Польша), Лурд (Франция), Лоретто (Италия), Альтоттинг (Германия) и Мариацель (Австрия). Получение статуса наблюдателя – значительный успех, поскольку Сообщество крайне редко расширяет свой состав. «Организация заняла такую позицию, потому что существует множество городов, которые утверждают, что у них, якобы, было явление Богоматери», — разъяснил Ильсур Метшин, добавив, что создание в Казани Паломнического центра позволит придать новый импульс развитию города и привлечь множество гостей.

Сейчас Центр, основанный два года назад и рассчитанный на полторы тысячи паломников ежедневно (бюджет проекта составляет около 50 млн долларов), находится на начальной стадии строительства. Кризис вряд ли приблизит реализацию этого амбициозного замысла, однако нельзя не отметить, что за последние два года казанцы сделали немало шагов, чтобы стать паломническим центром мирового масштаба.

Источник: Росбалт

  • 37
  • 15.06.2009 10:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода