Украина. Все пропало?

Читати цю новину російською мовою
Украина. Все пропало?
Третий понедельник кряду мы открываем информационную неделю разговором на газовую тему, и, похоже, конца и края этим разговорам не будет. Да и куда им деться, если к выходным Кабмин должен разработать очередную программу оздоровления НАК "Нафтогаз Украины

Чем ближе июльский платеж «Газпрому», тем страшнее

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Третий понедельник кряду мы открываем информационную неделю разговором на газовую тему, и, похоже, конца и края этим разговорам не будет. Да и куда им деться, если к выходным Кабмин должен разработать очередную программу оздоровления НАК «Нафтогаз Украины» (хотелось бы полюбопытствовать, не так ли?), а там, глядишь, рукой подать до 7 июля — времени следующего платежа за российский газ, потребленный в июне и закачанный в ПГХ.

Игра в слова

Жара предстоит та еще. Потому что хотя Украина и проплатила предыдущий газовый транш, не факт, что «эта музыка будет вечной». В Москве, к примеру, все готово для объявления Киеву газового «фе» в случае, если деньги поступят не вовремя или не поступят вообще. На низком старте уже стоят не только дипломаты, ответственные за российско-украинские и российско-европейские отношения, но и руководители европейских газовых компаний — и немецкой E.On, и итальянской ENI, и французской GDF SUEZ, и венгерской MOL, и словацкой SPP, и болгарской Bulgargaz. Причем все они сотрудничают с «Газпромом» и зависимы от украинской ГТС. Этот достопочтенный «десант» высадится в Борисполе сразу же, как только поступит команда «фас», и никакие премьерские «побрякушки» со льстивыми речами и оправданиями глаза никому «не замылят».

Равно как не затуманит европейский разум и местное «газовое» словоблудие, в котором руководство страны упражнялось все минувшую неделю. Не то, чтобы поток тематического бреда размывал все границы допустимого, но нельзя же, в самом деле, всю страну за дураков считать. Особенно, когда премьер говорит одно, ему тут же возражает Президент, а премьер в ответ снова объясняет все по-своему. И в Украине уже совершенно непонятно — кого же слушать, кто в конечном итоге отвечает за свои слова?

Языки без костей

Смех и слезы вызвало, например, заявление Премьер-министра Юлии Тимошенко о том, что никакой денежной эмиссии в стране не было. Дескать, газ оплатили кредитными ресурсами «Нафтогаза». И ведь это правда: формально НАК получил кредит от государственного «Ощадбанка», на эти деньги закупил у НБУ валюту «по линии специального покупателя» и тут же перевел ее «Газпрому».

На первый взгляд, вполне понятная схема, которая к тому же прекрасно вписывается в общую канву «прозрачной и честной» работы Кабинета Министров. Фишка лишь в том, что она так и не объясняет главного: за счет чего госбанк сформировал пресловутый топливный кредит? Откуда взялись искомые 4 миллиарда гривень, впопыхах переведенные в доллары и отправленные «Газпрому»? Из программы рефинансирования (государственной помощи финансовым учреждениям)? Из резервов собственно Нацбанка, безропотно и наспех выкупившего быстренько эмитированные облигации внутреннего госзайма? Или, может, ситуацию спас все-таки денежный станок  — ведь не испуга же ради Президент Виктор Ющенко подписал соответствующий указ, позволяющий напечатать нужное количество гривень?

Впрочем, сегодня это уже и не важно. Платеж состоялся, и на самом этом факте каждый устремился заработать себе немножко популярности. Отсюда и всевозможные выступления, суть которых свелась к тому, что я вся (весь) в белом, а вы, дилетанты, работать мешаете.

«Я взяла в свои руки всю политику по природному газу в Украине. Мы вытащили всю систему поставок газа из глубокой ямы коррупции, вытянули из банкротства, из колоссального хаоса и грабежей… Газ будет закачан, оплачен, и Украина первый год проживет без каких-либо газовых стрессов», — обещала в минувший вторник Юлия Тимошенко.

«Ситуация в НАК „Нафтогаз Украины“ угрожает национальной безопасности страны, и потому в течение 10 дней у нас должна быть сформирована программа по решению проблем „Нафтогаза“. Это должен быть совместный национальный план, в котором должны быть задействованы правительство, парламент, Национальный банк Украины, прокуратура, Государственная налоговая администрация. Необходимы профессиональные решения, четкие и смелые, которые бы помогли вывести НАК „Нафтогаз Украины“ из финансового кризиса», — заявил двумя днями позже Виктор Ющенко.

На этом и разошлись. А проблемы, между тем, остались.

Куда бежать, к кому стучаться?

Вне зависимости от того, что за источник «уберег» нас от июньского газового позора, воспользоваться им в июле будет крайне проблематично. Рефинансирование банков, проводимое за счет госбюджета, уже проели, и добавки попросту негде взять — денег не хватает даже тем, кому они предназначены по определению — пенсионерам, врачам, учителям. По словам премьера, бюджет регулярно перевыполняется, непонятно только, отчего с такой же регулярностью возникает дефицит Пенсионного фонда. Но это к слову.

Рассчитывать на валютные запасы НБУ тоже не с руки. Во-первых, как таковой денежный резерв Нацбанка невелик — большая часть средств аккумулирована в ценных бумагах. Во-вторых, серьезный отток банковского капитала возможен вследствие проведения «оздоровительных процедур» «Нафтогаза»: Кабмин вознамерился увеличить уставный фонд НАКа с 5,6 млрд грн до 24,2 млрд грн и выпустить с этой целью государственные облигации. Выкупить бумаги предстоит, естественно, Нацбанку.

Где после всего этого искать денег на очередной газовый платеж, вообще непонятно. Верить в то, что „усиленный“ финансовыми вливаниями „Нафтогаз“ будет интересен внешним кредиторам — смешно и наивно. Увеличение уставного фонда компании не возымеет никакого эффекта без должной реформы налогового законодательства и без пересмотра в сторону увеличения коммунальных тарифов.

Напомню, сегодня 37% прибыли газового монополиста вымывается в виде всевозможных налогов, сборов и прочих платежей. Значительные средства идут на фактические дотации теплокоммунэнерго. Но повышать тарифы до экономически обоснованного уровня никто не будет — непопулярный шаг в преддверии выборов никому не нужен. Да и отказываться от значительных платежей в казну никто не намерен. Значит, об иностранных кредитах для украинской компании, как и о бюджетной помощи, можно забыть.

О чем же тогда остается помнить? О станке, который в любой момент можно снова включить, и о траншах Международного валютного фонда. Последний обещал выделить Украине в июле 3,2 млрд долларов США, в ноябре — еще 3,8 млрд. Формально этих денег должно хватить и на закачку топлива в хранилища, и на оплату текущего потребления. Выходит, получим деньги — сможем расслабиться. До следующего января, когда в стране не будет ни заимствований МВФ, ни запасов Нацбанка.

Но будут выборы, очередной Майдан, бесплатные бутерброды и такие же бесплатные валенки с шарфиками. На всех, конечно, всего не хватит, но, глядишь, что-то продадим, как-то перезимуем…

Источник: ИМК

  • 33
  • 16.06.2009 05:42

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода