Как Хрущев и Ульбрихт строили Берлинскую стену. Выдержки из уникального документа

Читати цю новину російською мовою
Как Хрущев и Ульбрихт строили Берлинскую стену. Выдержки из уникального документа
В немецкую прессу попали выдержки из уникального документа — стенограммы телефонного разговора между первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым и первым секретарем ЦК СЕПГ Вальтером Ульбрихтом, который состоялся 1 августа 1961 года.

В немецкую прессу попали выдержки из уникального документа — стенограммы телефонного разговора между первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым и первым секретарем ЦК СЕПГ Вальтером Ульбрихтом, который состоялся 1 августа 1961 года. Сначала речь шла о проблемах сельского хозяйства ГДР, но затем собеседники перешли к более важной теме — закрытию границы между Западным и Восточным Берлином. Беседа  продолжалась целых 2 часа 15 минут и положила начало строительству знаменитой Берлинской стены, возведенной уже 13 августа. Недавно оригинал стенограммы был передан Президентским архивом России Государственному архиву современной истории ФРГ. Предлагаем выдержки из документа (в переводе с немецкого), показавшиеся «Известиям» наиболее любопытными. 

Хрущев: От вас сбежало много инженеров. Подумайте, может, нам следует отправить вам инженеров? Эти не сбегут…

Ульбрихт: Мы в Политбюро решили обратиться к Болгарии и Польше с просьбой прислать нам рабочих.

Х.: Мы тоже можем вам их дать — молодых людей, комсомольцев. Рабочей силы у нас с избытком. Не слушайте «Голос Америки», где  утверждают, будто у нас не хватает рабочих.

У.: Я просто не мог решиться задать вам этот вопрос.

Х.: Давайте подумаем, как бы нам получше объяснить это народу.

У.: Как социалистическую помощь для ГДР!

Х.: А может, лучше назвать это молодежным обменом, как предложил Фидель?..

У.: Насчет закрытия границы: в какие сроки это лучше сделать?.. Политбюро решило, что берлинский сенат на этой неделе принимает решение о регистрации всех, кто переходит через границу. Мы всех регистрируем и будем их потом прорабатывать. С практической точки зрения это много не даст, но настроит людей на закрытие границы и подготовит дальнейшие шаги.

Х.: О каком числе (тех, кто регулярно переходит границу. — «Известия») идет речь?

У.: Официально в Берлине — 75 000, реально их больше. На этой неделе Эберт (обер-бургомистр Берлина Фридрих Эберт. — «Известия»)   обратится к населению ГДР с просьбой отказаться от поездок в Берлин до нормализации ситуации. Одновременно будет прекращено автобусное сообщение с Берлином. Но люди будут спрашивать, почему они не должны ездить в собственную столицу. Это нужно объяснить.

Х.: Этого нельзя допустить, у них должна быть возможность ездить в свою столицу.

У.: Технически мы можем подготовить это за две недели.

Х.: Сделайте это, когда хотите, мы в любое время будем к этому готовы.

У.: Вы не боитесь, что это окажет воздействие на западногерманские выборы, поможет Аденауэру и Брандту?

Х.: Я думаю, что Аденауэр победит. Мы не ведем здесь никаких политических игр. Они оба мерзавцы. Брандт хуже, чем Аденауэр. Здесь мы полагаемся только на вас.

У.: От Брандта всего можно ожидать, потому что ему нечего терять… Мы собираемся объяснить: поскольку мы еще не победили в соревновании с Западной Германией, перед нами встают новые экономические задачи. Мы должны сделать нашу экономику независимой от западных немцев.

Х.: Мы должны опубликовать общее коммюнике, в котором попросим ГДР — в интересах социалистических стран — закрыть границу… Мы даем одну-две недели, чтобы вы подготовились в экономическом плане. Затем вы соберете парламент и обнародуете следующее коммюнике: «С завтрашнего дня начинают сооружаться пограничные переходы и вводится запрет на проезд. Кто хочет пересечь границу, сможет сделать это только с разрешения соответствующих властей ГДР»…

Если граница закроется, американцы и западные немцы будут довольны. Посол Томпсон (посол США в России Льюэллин Томпсон. — «Известия») сказал мне, что перебежчики доставляют западным немцам неудобства.

У.: Да, тогда мы сможем добиться стабилизации.

Х.: Технический вопрос. Как будет реализовываться контроль за улицами, где одна сторона проходит по ГДР, а другая — по ФРГ?

У.: У нас готов определенный план. Выходы из домов, ведущие в Западный Берлин, будут замурованы. В других местах установим заграждения из колючей проволоки. Колючую проволоку уже доставили. Это все можно сделать очень быстро. Сложнее будет с дорожным движением. Нам придется перестраивать платформы скоростных поездов и подземки для пересадки на Западный Берлин.

Х.: Кто же будет пересаживаться?

У.: Та часть населения, у которой есть разрешения на выезд. К примеру, есть 14 тысяч человек, многие из них — представители интеллигенции, которые живут в Западном Берлине и работают на нас.

Х.: Следующий вопрос. Если вы позволите тем, кто работает у вас, жить в Западном Берлине, то смогут ли тогда люди, живущие у вас, работать там?

У.: Нет, это не будет запрещено, это несколько другое. Правда, у нас есть несколько тысяч детей, главным образом из мелкобуржуазных семей, которые живут в Восточном Берлине и ходят в школу в Западном Берлине.

Х.: Этому надо воспрепятствовать.

У.: Да, мы их больше туда не пустим… Мы уже объявили войну насильственному вывозу людей. Враг чует, что мы готовимся к закрытию границы. Вчера, например, меня спросил английский корреспондент: «Вы сегодня собираетесь закрывать границу?» Я сказал, что это зависит от Запада.

Х.: Я вижу, что мы правильно понимаем друг друга в этих вопросах…

Источник: Известия

  • 33
  • 16.06.2009 11:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода