Лукашенко понял, где находится больное место правящей российской элиты
Читати цю новину російською мовоюПосле скандального заседания Совмина Союзного государства обмен уколами не только не прекратился, а эволюционировал в полномасштабную информационную войну. Официальный Минск основной огонь сосредоточил по вице-премьеру России А. Кудрину.
После скандального заседания Совмина Союзного государства обмен уколами не только не прекратился, а эволюционировал в полномасштабную информационную войну. Официальный Минск основной огонь сосредоточил по вице-премьеру России А. Кудрину.
Он превратился в этакого мальчика для битья, боксерскую грушу. Если раньше А. Лукашенко сравнил его с «отморозками», то в интервью четырем редакторам российских медиа он посоветовал ему лечиться: «Мне поясняли, что на него давление идет мощное, он нервничает сильно и говорит немножко не то. Тогда – подлечиться». Премьер Беларуси С. Сидорский несколько раз на протяжении недели вступал в полемику с А. Кудриным, назвал его «кладовщиком»: «Министр финансов рассуждает на уровне кладовщика, у которого есть ключи от амбарного замка и который дальше кладовки ничего не видит». Как видим, уровень полемики становится все более интеллигентным. Государственные СМИ Беларуси смачно расписывали, как загнивает в кризисе российская экономика, и как на этом тягостном фоне процветает и благоухает белорусское народное хозяйство.
Москва не осталась в долгу. Ответные залпы произвели и Д. Медведев, и В. Путин, и сам А. Кудрин. К концу недели информационная война перешла в торговую. Россия ввела запрет на ввоз на свою территорию 500 видов белорусской молочной продукции. Российские чиновники объясняют это тем, что, дескать, производители Беларуси не выполнили требования технического регламента на молочную продукцию. Вице-премьер Беларуси И. Бамбиза по существу согласен с ними и заявляет, что все дело в рутинных бюрократических процедурах, а не в политике. Однако официальные объяснения скорее маскируют настоящую причину. О ней поведал А. Лукашенко в интервью редакторам российских СМИ. «Дошло до того, что молоко не будем у вас покупать, пока не отдадите молокоперерабатывающие заводы. И это на уровне правительства!… Так разговаривать мы не позволим. Будем, говорю, подыхать, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете». Вот и грянула молочная война. Если бы вице-премьер И. Бамбиза внимательно следил за выступлениями президента, то ему не пришлось бы дезавуировать главу государства.
В этом обмене нелицеприятными оценками, угрозами, оскорблениями нет ничего необычного и нового. Конфликты, скандалы, взаимный шантаж давно стали нормой, заурядной обыденностью, наиболее наглядным проявлением белорусско-российской дружбы. Иной вопрос, почему именно сейчас противоречия обострились, противостояние вышло наружу, стало публичным. В отличие от Лукашенко, российские руководители обычно старались не выносить разногласия на суд общественности, решать их в кулуарах.
Думается, главную причину нынешнего обострения отношений следует искать в попытках Беларуси наладить отношения с Западом. До сих пор ситуация была простая и ясная. Беларусь находилась в жестком политическом конфликте с США и Европой, и союз с Россией был безальтернативным. Руководители могли ругаться, но Москва твердо знала, что Минску некуда бежать с подводной лодки. Была полная уверенность, что у РФ есть хоть и скандальный, но безоговорочный союзник.
Все изменилось после начала диалога между Минском и ЕС. Сначала Кремль смотрел на этот процесс широко открытыми глазами и отказывался воспринимать его всерьез. В Москве считали, что все мосты на Запад у Беларуси сожжены и не верили, что из этого что-либо получится.
Когда же Беларусь была включена в программу «Восточное партнерство», у руководства России это вызвало раздражение. Хоть этот проект пока что остается декларацией о намерениях, но Москва считает его антироссийским, призванным вытянуть шесть стран региона из геополитического поля России. Сам факт появления там Беларуси в Кремле сочли едва ли не предательством. Дескать, и ты Брут. Более того, уже есть и первые практические результаты диалога Беларуси с ЕС. Минск отказывается признать независимость Южной Осетии и Абхазии. А ведь сколько денег вложено, сколько слов сказано (например, что натовские танки через Беларусь на Россию не пройдут), сколько договоров подписано. А получается, сколько волка не корми…
И естественным образом у кремлевских возникает немой вопрос: а стоит ли дальше кормить? На этот вопрос есть по большому счету два ответа. Либо перестать субсидировать белорусскую экономику (чем погрозил А. Кудрин), дескать, пусть теперь вам ваши новые друзья (ЕС) помогают. Либо наоборот, начать платить больше, чтобы перекупить неверного союзника.
Рискнем дать прогноз. Трудно сказать, станет ли Москва платить больше, но и серьезно сократить субсидии Минску она не решится. Причина лежит в иррациональной сфере. Это называют постимперским комплексом, великодержавным синдромом. Кремль стал его заложником.
Вот недавно В. Путин заявил, что больше Россия не будет субсидировать своих соседей, членов СНГ. Сколько было таких заявлений за прошедшие восемь лет! Россия объявляла себя энергетической сверхдержавой, в политике которой доминирует экономический прагматизм. Эксперты говорили, что отныне внешнеполитическую линию РФ определяют интересы «Газпрома» и нефтяных компаний. В ходе нефтегазовой войны на рубеже 2006-2007 гг. были даже подписаны документы, согласно которым к 2011 году Россия станет продавать Беларуси энергоресурсы по европейским ценам. И чем все закончилось? Выдержки у Москвы хватило всего на год. Все вернулось на круги своя. Уже в 2008 г. цены на газ для Беларуси не только не приблизились к европейским, а еще больше отдалились от них.
2009 год. Беларусь уже вовсю ведет диалог с ЕС, Минск посещают одна за другой европейские делегации, происходит процедура вступления нашей страны в «Восточное партнерство». Чем ответила Россия? Цены на газ, как и прежде, не приближаются к европейским. Посол России в Беларуси А. Суриков объяснил, что «Газпром» согласился пренебречь формулой определения газовой цены, зафиксированной в соглашении от 31 декабря 2006 года, дабы помочь союзнику. Более того, в первом квартале Минск явочным порядком платил не свыше $ 200 за 1 тыс. м3., как было договорено, а $ 150, и Москва молча согласилась.
Никогда раньше речь не шла о кредитовании Россией Беларуси в таких объемах. Из кредита в $ 2 млрд. 3/4 Минск уже получил. Сейчас обсуждается вопрос о выделении 100 млн. российских рублей и еще $ 9 млрд. на строительство АЭС.
С началом кризиса Министерство экономического развития РФ приняло решение в рамках программы господдержки помогать только своим производителям. После протеста Минска российское правительство включило в программу многие белорусские предприятия (40 товарных позиций). Во время переговоров в Минске приняли решение создать рабочие группы по решению вопроса о льготном кредитовании российскими банками наших производителей.
Думаю, и с этим последним траншем кредита в $ 500 млн. все решится. Россия никуда не денется, покочевряжится и даст. И с поставками молока со временем все уляжется.
А. Лукашенко прекрасно понял, где находится больное место правящей российской элиты и периодически на него нажимает. Обратите внимание, он не просит экономических субсидий, а требует. А когда не получает всего, то метает громы и молнии, угрожает и шантажирует, причем, в довольно грубой, бесцеремонной форме. Он берет кредиты, как будто делает России огромное одолжение. Вот в последнем интервью российским СМИ он говорит: «Думаю: зачем этот миллиард?… «Ну ладно, Владимир Владимирович, тяжело – не надо». Дескать, коль уж сильно навязываете, так и быть, возьмем ваши деньги.
Источник: Империя
- 38
- 20.06.2009 00:39
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: